Разговор на пальцах

Дата публикации: 01.12.2016 - 06:57
Просмотров - 216

Как мы и обещали, сегодня расскажем о полезностях, которыми поделились специалисты Республиканского реабилитационного центра для несовершеннолетних во время «Родительской гостиной».

Эту акцию провели активисты совета территориального общественного самоуправления Девятого поселка вместе с коллективами библиотеки им.Островского и Центра. Она была посвящена организации досуга детей и профилактике неблагополучия и жестокого обращения в семьях.

Педагоги Центра показали родителям, как можно научить детей общаться с помощью пальцевых кукол. Они изготовлены из мягкого материала в виде зверушек, персонажей из сказок и мультфильмов и надеваются на пальцы. Известный персонаж рыночных площадей Петрушка - пример таких кукол.

Оказывается, появились они очень давно. Пальцевые или напёрсточные куклы были найдены в культурном слое 15 века недалеко от Красной площади в Москве. Они представляли собой керамические фигурки, которые, благодаря специальным круглым втулкам, можно было надевать на пальцы.

Сегодня эти игрушки используются в театральных, эстрадных, телевизионных кукольных представлениях, а также для домашних театров и в куклотерапии.

Есть два типа пальцевых кукол - групповые и единичные персонажи, надеваемые на пальцы как наперстки, и маленькие человеческие фигуры, ногами которой служат указательный и средний пальцы, суставы играют роль коленей, голова и туловище – набивные.

Как раз первый тип кукол и был продемонстрирован на встрече.

Ребят пригласили в круг и раздали им маленькие фигурки животных.

- А теперь попробуйте представить себя этим персонажем и поздороваться с соседом, - предложила педагог Центра.

- Вот ты - Зайка-попрыгайка, познакомься с Веселым щенком.

Дети вначале растерялись и стали знакомиться очень робко.

- Как раз в таких ситуациях помогает игра с помощью куколок, - обратила педагог внимание родителей, - если дети замкнуты, стеснительны, то во время игры раскрепощаются и учатся контактировать друг с другом.

И в самом деле - через десять минут мальчишки и девчонки оживились и включились в общение.

Еще одна интересная и полезная тема, с которой познакомились родители и ребята, - пальчиковая гимнастика.

Что это такое, и зачем она нужна?

Вот что сказал известный педагог В.А. Сухомлинский: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", - заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Действительно, наукой доказано, что рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика играет большое значение для развития ребенка. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Один из ярких примеров игры - хорошо известная «Сорока-белобока кашку варила...»

Кто бы мог подумать, что она развивает ловкость и точность и помогает установить взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизировать их работу.

А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут детям стать добрее. Они интересны не только содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает хороший эффект активного умственного и физического развития.

Любые приемы – постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья– несут ребенку только здоровье.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую деятельность.

А если игры проходят с помощью какого-либо предмета, еще лучше.

Педагог Центра пригласила ребят в круг и раздала небольшие пластмассовые шарики с пупырышками. Показала, как их нужно катать на ладони.

- Даже такие простые движения помогают увеличить подвижность пальцев, снижают усталость и моральное напряжение во время занятий, - пояснила она. А стоят они совсем недорого. И чем раньше вы начнете учить детей пальчиковой гимнастике, тем лучше они будут учиться в школе.

Кстати, помочь родителям в освоении всевозможных развивающих техник могут в Центре.

Светлана Андрианова, заведующая отделением по работе с семьей, рассказала, что в Центре есть отделение по работе с семьями, где специалисты оказывают бесплатные услуги.

Ими могут воспользоваться жители и Девятого поселка, и города. Педагоги, психологи проводят с детьми дошкольного и младшего школьного возраста развивающие занятия и занятия по подготовке к школе, по ликвидации неуспешности. По семейным, жилищным, трудовым проблемам может проконсультировать юрист Центра. Отделение работает не только во время учебы, но и во время школьных каникул.

- Если вам не с кем оставить детей, есть проблема с организацией досуга - не стесняйтесь, приходите, - пригласила всех желающих.

А в заключение все с удовольствием сфотографировались, тем более что для ребятни организаторы приготовили сладкие презентики.

Марина ИЛЬИНА, фото автора. «ЧР» №89 от 27 октября 2016 г.

Новости по теме: