Над снегами Карелии

Дата публикации: 15.10.2015 - 03:48
Автор:
Просмотров - 279

Когда в 1936 году в Черногорске формировался хакасский аэроклуб, то командиром тренировочного отряда был назначен выпускник Красноярского аэроклуба Николай Статкевич (1915 г.р.). Начал создаваться 679-й авиаполк ночных бомбардировщиков на самолётах У-2. Статкевич вместе со своими инструкторами вошёл в состав этого полка.

Война для Николая началась в декабре 1941 года под Москвой. За оборону Москвы лётному составу 679-го авиаполка была объявлена благодарность. Затем полк был переброшен на Карельский фронт.

Тайга, глубокие снега, короткий день осложняли боевые действия лётчиков. Но зима всё больше сдавала свои позиции. Дни пребывали, и светлое время стало почти круглосуточно. Ночные полёты прекратились, полк вновь занялся транспортными перевозками. Но лётчики понимали, что это временно. За время пребывания на фронте лётчики-аэроклубовцы закалялись в боях, приобретали необходимый боевой опыт. Почти все были награждены.Орден Красного Знамени получил и Н.Статкевич.

Полку достался ИЛ-2. Перед лётчиками стояла задача - научиться пилотировать новые машины. На них раньше летали только командир полка М.П.Краснолуцкий и его заместитель Н.И.Статкевич, на долю которого и выпала основная тяжесть переучивания лётчиков. К концу января 1943-года практически все «освоили» этот самолёт. Наши лётчики стали уверенно и результативно наносить удары по врагу. Чаша весов перешла на сторону советских авиаторов.

Так, 23 июня 1944 года четвёртка ИЛ-2 во главе со штурманом полка капитаном Николаем Статкевичем обнаружила на железной дороге поезд, на котором противник спешно подбрасывал подкрепление. Статкевич подал ведомым команду разомкнуться, первым пошёл в атаку и вывел из строя паровоз. Состав был полностью уничтожен. В результате Свирско-Петрозаводской операции немецко-фашистские войска вынуждены были отступить. Этой операцией были освобождены Петрозаводск, Кондолагша, Медвежьегорск. Враг был отброшен на 180-250 км. Это сыграло решающую роль в выводе Финляндии из войны и снятии угрозы Ленинграду с севера.

Операция закончилась 9 августа 1944 года. За успешные боевые действия приказом Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина 260-й штурмовой авиадивизии и 828-му штурмовому авиаполку была объявлена благодарность и присвоено почётное наименование Свирских. Многие лётчики были награждены орденами и медалями.

После войны те годы не забывались. В душе каждого теплилась надежда как-нибудь собраться, посмотреть друг на друга, рассказать о себе, послушать других воинов 828-го авиаполка. Благодаря первому командиру полка М.П.Краснолуцкому был создан совет ветеранов, который занялся организацией встреч.

Первая состоялась в 1972 году, затем - в 1974, 1975 и 1977 г.г. Особенно большая встреча состоялась в 1975 году на курорте Аша (возле Сочи). Приехали многие, в том числе  генерал-майор авиации Николай Игнатьевич Статкевич, бывший начлёт черногорского аэроклуба Павел Акимович Усачёв.

Надо отметить, что трое бывших черногорских аэроклубовцев по окончании войны не покинули авиацию, а продолжали ей верно служить, дойдя до высокого звания ВВС генерал-майор. Это Герой Советского Союза П.Рубанов, заслуженный лётчик Советского Союза К.Стёпочкин и Н.Статкевич. К этим генералам из Черногорска можно со всей ответственностью отнести и Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта ВВС В.Тихонова, также бывшего черногорца. Окончил черногорский аэроклуб и подполковник ВВС Герой Советского Союза А.Дурновцев, сбросивший первую пробную водородную бомбу в октябре 1961 года на остров Новая Земля, запугав американскую военщину. Вот таких героев готовила черногорская земля.

В своих воспоминаниях Пётр Рубанов писал: «Выдвинутый в марте 1943 года на должность командира эскадрильи Николай Статкевич напряженно и умело поработал с молодым лётным составом по освоению новой машины ИЛ-2. Результат работы проявился при выполнении лётных заданий. 3 мая 1943 года лично сам в районе разъезда Уница вывел из строя паровоз и несколько вагонов, пушечным огнём обстрелял 10 лагерных палаток с живой силой и до 10 автомашин противника. 10 мая 1943 г. под его вождением штурмовик пушечным огнём обстрелял посёлок Лобная Губа и пять автомашин с живой силой противника, вывел из строя одну батарею.

22 мая 1943 г. под его вождением группой штурмовиков в районе Кяппесельги прямым попаданием бомбы взорвал железнодорожное полотно и подорвал склад противника. На протяжении боевой разборки Н.Статкевич учит молодой лётный состав, все замеченные недостатки устраняет на месте. За отличное выполнение боевых заданий командование в борьбе с германским фашизмом он удостоен правительственной награды - ордена Красного Знамени.

21 июня началась Свирско-Петрозаводская операция. Её цель - сокрушить мощную глубокоэшелонированную оборону противника, которая проходила по берегу реки Свирь между Ладожским и Онежским озёрами. Главная задача авиации - всеми силами и средствами помогать нашим наступающим войскам. Шли тяжёлые бои. 25 июня четвёртка ИЛ-2 во главе с капитаном Н. Статкевичем вышла на состав ЖД. В результате состав был уничтожен. Н. Статкевича командир полка представил к ордену Александра Невского. В феврале 1944 г. Он выдвинут на должность штурмана полка.

«Статкевич умело воспитывает подчинённых, неустанно крепит воинскую дисциплину и выращивает молодые кадры. Мы, лётчики, уважаем его», - пишет П. Рубанов.

К ноябрю 1944 г. Заполярье было освобождено и нашу дивизию (а вместе с ней и полк) передали Второму Белорусскому фронту, которым командовал Рокоссовский. К великому сожалению, тогда мне пришлось расстаться с моими черногорскими друзьями Павлом Усачёвым и Николаем Статкевичем. Он был переведён в штаб дивизии.

После войны со своим полком мы собирались трижды. К началу 1970 года Николай Статкевич окончил военно-воздушную академию и продолжил службу в ВВС. В отставку ушёл в звании генерал-майора авиации, жил в Москве.

Хорошие были у меня друзья - черногорцы. Виктор Богданов погиб в 1946 г. в авиакатастрофе над городом Кутаиси, Николай Кукушкин погиб в марте 1943 г. при налёте на аэродром Алакуртти, Николай Статкевич и Павел Усачёв ушли из жизни позже. Светлая им память!». Такова последняя запись воспоминания П. Рубанова.

Валерий ЧУБРИКОВ, «ЧР» №77 от 1 октября 2015 г.

При написании статьи использованы материалы книг П.А.Рубанова «Взмахнув серебряным крылом», И.П.Сенкевича «Аэроклубовцы», В.В.Филиппова «Дорога в небо», а также архивы ГК ДОСААФ Черногорска и архив Министерства обороны России.

Новости по теме: