Ранункулюс для Анны

Дата публикации: 16.04.2014 - 06:48
Автор:
Просмотров - 273

alt

Степь, которой, кажется, нет конца. Цветущая, щебечущая, ароматная. Глаз не оторвать.

- Ой, кто это там? - вижу девушку с кудряшками в лёгком сарафане. Она что-то ищет или собирает.

- Аня-я-я, ты? - кричат мои спутники.

- Я! - слышится издалека знакомый голос.

- Всё понятно, в гости заходи, - уносит от нас тёплый ветер слова к соседке по даче.

Сегодня мы с Анной Абросимовой, как в тот летний вечер, снова пьём чай и говорим не только о любимых лютиках-цветочках, но и о жёстких законах бизнеса, которые для руководителя магазинов «Мир цветов» и «Мое хобби» - что для рыбы вода.

Живут же люди!

 - Цветочный магазин мне представляется как особое царство-государство со стойкими ароматами, шелестом упаковок, с атмосферой праздника, который живёт, днюет и ночует именно здесь. Входишь сюда и думаешь: вот это бизнес! Красота! Живут же люди! А с какими мыслями ты открываешь эту же дверь по утрам?

- Многое нужно успеть сегодня! Мысленно составляю план из тех пунктов, которые обязательны для исполнения. А именно - цветы просмотреть, обработать, что-то переставить, потому что не должен товар статично стоять, перемены в торговом зале необходимы. А ещё неплохо бы найти в интернете что-нибудь новенькое, может быть, чему-то научиться, что-нибудь узнать.

- Научиться? А некоторые считают, что за премудрость - продавать? Купил дешевле, продал дороже, и все дела.

- В 90-х так и начинали. Просто кидались в бизнес, как в холодную воду, а там уж куда вынесет. Сегодня ситуация другая. Люди много ездят, открывают для себя не только города России, но и мир. Многие стали взыскательнее, требуют высокого качества продукции и первоклассного обслуживания. Нет ни того, ни другого - человек повернётся и уйдёт туда, где это есть, выбор ведь сегодня велик!

- Давай по порядку. Из холодной воды вы с мужем выкарабкались на берег, обсохли, согрелись…

- И ну вкалывать. Поворотным моментом в становлении дела стал… ну конечно, интернет, который подключили в 2003-м. С широко открытыми глазами смотрели с супругом Александром, кто и что делает в нашей сфере, у кого какие мысли, идеи, что есть любопытного, удивительного. Это был мощный такой прыжок в неведомое. Я не понимала, как это вообще изготавливают. Как можно совмещать то, что мне казалось несовместимым в букетах? Вопросы роились, как комары у воды, при этом мы задыхались от физической работы, от бессонных ночей. Часть цветов выращивали сами, другие привозили. Параллельно нужно было осваивать бухгалтерские программы, правильно организовывать отчётность. Не знаю, как кто, а я сторонник того, чтобы своё дело знать, понимать до последней запятой.

Чтоб как в Питере

- Какое из занятий было любимым, для души?

- Составление букетов. Делала их, интуитивно нащупывая правильные, гармоничные сочетания. Удивлялась, как  появляется свежее ощущение от композиции, стоит, к примеру, заменить хотя бы упаковочный материал. Впрочем, хитом номер один тогда были букеты из бордовых роз и белых хризантем. Контрастное сочетание цепляло, людям нравилось, они просили сделать так снова и снова. Я сначала радовалась: о, как круто получается! Но вскоре что-то начало скрести душу: в сети появлялись букеты из цветов, которые я знать не знала. Пришлось восполнять пробел, отправилась в Санкт-Петербург, к известным флористам-дизайнерам  Бермяковым, которые на базе своего салона обучали желающих за плату. К слову, впоследствии их сын завоёвывал кубки в Европе за работы по флористике.

За месяц, который я там провела, позволила себе лишь один выходной, чтобы съездить в Петергоф, - приходила и уходила по рабочему графику фирмы, была жадной, голодной  до информации, боялась что-нибудь пропустить. Помогала, убирала (хоть об этом и не просили), спрашивала, записывала. А когда собралась уезжать, мне сказали, что денег не возьмут - мол, отработала сполна, чего уж там. Вернулась домой с пухлым блокнотом, и понеслось! Мы первыми в Хакасии сделали прозрачную холодильную камеру для цветов, «как в Питере». Заказали остекление, что-то там придумали с холодильной установкой, всё получилось замечательно. А до этого хранили цветы, чтобы они лучше сохраняли свежесть, в бытовых холодильниках.

Продавцам заявила (ой, категоричная была!), что мы ни в коем случае не будем больше делать односторонние букеты, потому что они не праздничные, а траурные. В гроб положить - да, удобно - с одной стороны листик, на другой сосредоточены все цветы. Но чтоб предлагать их на праздники? Продавцы возражали: а если люди просят, как быть? Я их убеждала: вы - компетентные консультанты, у вас нет цели «лишь бы спихнуть». Значит, нужно объяснять, переламывать сознание, воспитывать вкус.

- И что, удалось? Переломили, воспитали?

- С любыми стереотипами бороться сложно, вот и мы эту стену пробили не сразу, не вдруг, но путём убеждений, разговоров, примеров получилось! Теперь у нас заказывают совсем другие букеты.

- В том числе свадебные. Какие же они у вас разные, модные!

- Для невест букеты должны быть не модными, а индивидуальными, подходящими для их образа - платья, цвета волос, характера. Либо нежности добавляю, либо экспрессии.

- А ещё недавно невесты просто держали в руках розы, или даже пики - гладиолусы. Положено было! Скажи, какой букет ты сделала бы… для себя?

- Совсем простой полевой - из ландышей, лютиков или весенних тюльпанов, мелких ромашек.  Люблю букеты рафинированные - когда цветов немного, но есть изюминка. Мне в композициях нравятся лёгкость, прозрачность. Но интересно иногда создать и что-то классическое, из множества ярких, броских цветов - такое часто просят, важно действовать в ладу с гармонией, делать это со вкусом.

Идеи - в блокнот

- К слову, о лютиках. В одном из фильмов запомнилась сцена, когда клиент цветочного магазина назвал лютики - «ранункулюс». Молоденькая продавщица впала в ступор, а когда покупатель ушёл ни с чем, девчонку уволили. Она недоумевала: неужели нельзя лютики так и называть, не ломая языка о латинские слова?

- Злоупотреблять профессиональными терминами, полагаю, не стоит. Но если покупатель говорит, что ему нужен ранункулюс, значит, беседу надо поддержать в том же духе.

- Что ещё исчезло из магазина после столь плодотворного вояжа?

- Убрали грубую гофрированную упаковку, ту, которая окрашивала руки. Избавились от пакетиков, одна сторона которых прозрачная, другая - нет. Сегодня чем  проще, натуральнее упаковка, тем она актуальнее.

- Теперь, когда уже есть опыт, сформирован круг клиентов, наверное, можно не учиться, а учить?

- Останавливаться нельзя никогда. Тем более если тебе доверяют. Вслед за остановкой последует деградация, по-другому не бывает. Поэтому продолжаю выезжать в разные города и всякий раз возвращаюсь с блокнотом, пополненным записями. Не ставлю себе цель учиться так истово, как это было «на голодную голову», просто надо быть открытой для этого. Иногда идеи рождаются в каких-нибудь магазинах одежды, книг. К примеру, там, где товар правильно подан, где не хочешь, а купишь, причём с удовольствием.

- В чём сегодня видишь развитие?

- Насколько я понимаю, пришло время, когда надо делать упор на услуги. Любых товаров повсюду - море. Направо, налево пойдёшь - мигом всё найдёшь. Поэтому продавцов обучаю техникам продаж. В их работе обязательно должно присутствовать творчество. Просто сидеть на стуле и чего-то ждать - такое не пройдёт. Есть свободное время - добавь что-нибудь в свою интеллектуальную копилку - пригодится! Деньги сегодня есть, а завтра их нет, знания же с тобой всегда, их можно применить в какой угодно области.

На старт, внима-а-ание!

- Вам с Александром в своё время, можно сказать, повезло - сумели своими крепкими уверенными руками подхватить бизнес родителей. А сегодня, как думаешь, можно достойно стартовать с каким-то проектом?

- Если настроен стать профессионалом - без проблем. Как-то в Москве на форуме горячо обсуждалась тема конкуренции. Мол, вроде, задумаешь что-то, загоришься, но как представишь, сколько вокруг конкурентов - плохо становится. Из того диалога вынесла убеждение, что не надо ни на кого оглядываться. Если ты постоянно смотришь в сторону, у тебя никогда ничего не получится. А если знаешь чётко, куда тебе идти, определил для себя: хочу, к примеру, делать валенки! Тебе должно быть не важно, кто их шьёт ещё и какие. По крайней мере я действую именно так.

- Прям по Тарковскому - «Каждый художник руководствуется своими собственными законами»!

- Если есть что-то моё, выстраданное, не хочу ориентироваться на других, сравнивать, как они развиваются, и как я. Делать это - значит, терять время, подпрыгивать из-за нервных срывов. Когда ты начинаешь себе говорить: «Да-а-а, у них-то денег больше, а у меня меньше! Они-то с родителями, а нам как?», получается, сам себе запрещаешь что-либо предпринимать, с уверенностью, что не получится. Не смотри по сторонам, иди! Но ты должен гореть, понимать, что у тебя не будет выходных, что за всё отвечаешь ты и тебе это надо. Как говорится, разбейся в лепёшку, но добейся, чтобы стать в своём деле исключительным специалистом… И тогда не ты, а на тебя будут оглядываться. К сожалению, есть у нас такая заразная болезнь - знать дело как-нибудь, чуть-чуть, сверху, едва-едва. В итоге настоящая проблема - найти, к примеру, швею, которая поймёт с полуслова, изготовителей визиток, имеющих чувство стиля.

- А ещё изготовителей баннеров вдоль дорог, которые были бы сделаны по всем законам уличной рекламы. У нас же  (обращала внимание?), бывает написано столько, что не успеваешь на ходу схватить глазом ничего.

- Да, это из той же оперы. Но заказчики таких бездарно сделанных баннеров не виноваты! С ними должны были поработать, объяснить, подсказать, что к чему. И составить короткий, ёмкий, «цепляющий» текст.

- Так можно ли вытянуть сегодня собственное дело?  Снова кризис на дворе!

- Это трудно, но реально. А кризис многие рассматривают как раз-таки в качестве удобного момента для старта. И потом, мы все должны быть заинтересованы, чтобы выкарабкаться, жить лучше. Что для этого надо делать? Уж точно - не на диване томиться.  Действовать надо, бегать, думать, шевелиться.

- Никто не застрахован от ошибок. Какие из них самые распространённые у начинающих предпринимателей, на твой взгляд?

- Назову три. Первая - неумение планировать деньги. Элементарно, не считают, сколько в месяц «потянет» налог, бензин, аренда, зарплата и прочие расходы. Сколько нужно заработать, чтобы отдать. Вторая - изъятие средств из оборота. Всегда говорю начинающим (когда спрашивают, естественно): если настроены серьёзно, года три надо пахать, не разгибаясь. И в течение этого же времени не забирать ни копейки прибыли. Заработанное необходимо вкладывать в развитие дела. Третья - незнание какого-либо из этапов своего бизнеса. Желательно самому пройти все ступеньки, чтобы в любой момент встать к станку, за прилавок или сориентироваться в бухгалтерских программах.

- А давай ещё четвёртое твоё правило обнародуем. Тебе сначала платят, потом ты работаешь.

- Да, это касается, к примеру,  услуг по оформлению помещений для праздников, автомобилей для свадеб. Действительно, во избежание недоразумений поступаю именно так. Если не доверяете мне, не обращайтесь, вот и всё.

В поля!

- Интересен зарубежный опыт успешного бизнеса. Как там у них всё устроено?

- Довелось учиться у известного флориста из Швейцарии Питера Хэсса. Он рассказывал, что в европейской стране невозможно открыть, к примеру, цветочный магазин, если не имеешь образования флориста. Кроме того, нужен опыт: лет 12 надо отработать в своей теме, чтобы получить разрешение иметь собственную лавку. То есть государство печётся как раз о том, чтобы товары или услуги представляли настоящие профи, без скидок на какие-то обстоятельства. У нас же часто человек и швец, и жнец, и ещё на дуде игрец. С одной стороны, это несомненный плюс, с другой - не разменяться бы по пятачкам!

Наблюдала, как Хэсс отреагировал на ситуацию, когда какой-то никудышненький цветок случайно упал на пол. Он поднял его, долго цокал, выражая досаду, а после показал, что можно сделать из лепестков этого растения. Приём назывался - трансформация. Ещё он отправлял нас «в поля», собирать, кому что приглянется. Мы сначала приняли это предложение с недовольством - «Не могли подготовить заранее материалы для работы? Что за отношение?» После я поняла, что к чему. Мастер учил нас видеть красоту повсюду, в том числе под ногами.

- Поэтому так тянет иногда в цветущую степь?

- Да!

- Дело, дом, муж, сын - что главное?

- Дело, хотя так не должно быть! Надо бы выстроить эти понятия так: Бог, муж, семья, работа. Молюсь о том, чтобы приоритеты были расставлены правильно. Но как бы ни хорохорилась, честно - делу отдаю очень много времени.

Как же услышать?

- В твоей речи часто мелькает выражение «с Божьей помощью». Это означает…

- Что я в любой ситуации стараюсь обращаться  к Богу: «Господь, воля твоя, чтобы я это делала, или не воля твоя?» А когда сама пытаюсь принимать решения - вжик, полетели клочки по закоулочкам, всё!

- Как же можно понять, какой ответ?

- Это внутри меня, я слышу этот голос. Но так было не всегда! Пока не поняла, что Бог не приходит туда, где темнота, грязь. Стараюсь стать чище.

- Горные лыжи - единственное увлечение, которое греет, позволяет расслабиться, получить новые эмоции?

- Ещё люблю огород, но времени на него, увы, не хватает. Там я останавливаюсь, переключаюсь, сижу, щиплю травку… собираю силы для боевых будней.

Марина Кремлякова, «ЧР» №42 от 15 апреля 2014 г.

Новости по теме: