Святой и избу строил, и одежду шил

Дата публикации: 20.03.2014 - 08:16
Автор:
Просмотров - 313

Нынешний год, безусловно, войдет в российскую историю как одна из самых ярких и запоминающихся страниц. Одно лишь только присоединение Крыма и Севастополя к России чего стоит. И крайне символично, что именно 2014-й объявлен в нашей стране Годом российской культуры, и именно в этом же году мы отмечаем 700-летие со дня рождения великого русского святого православной церкви Сергия Радонежского.

В Черногорске также решили отметить это событие чередой праздничных мероприятий. Первое из них состоялось  в городском краеведческом музее.

На встречу были приглашены ветераны и общественники, ребята из реабилитационного центра для несовершеннолетних и интерната, спортсмены «Шахтера» и «Сибиряка».

Вступительное слово сказал настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы отец Палладий. Он кому напомнил, а кому и открыл, славную историю жизни великого русского подвижника святого Сергия Радонежского. Более подробно рассказала о схимнике преподаватель воскресной школы Любовь Лескова. О том, как рос отрок в дружной семье, как приобщался к православной вере, как полностью принял ее и решил посвятить всю свою жизнь служению. И, конечно, шла речь о делах святого Сергия, о том, почему его возвели в такой высокий ранг.

А ведь и было за что. Он лечил и учил, своим примером показывал праведный путь, а в лихие годы княжеских междоусобиц, что раздирали на лоскутки землю русскую (напомню, считается, что родился Сергий Радонежский в 1314 году и умер в 1392), поддерживал и помогал тем князьям, которые выступали собирателями территории. Недаром он поддержал Дмитрия Донского в его борьбе с захватчиком Мамаем, и в 1380 году перед Куликовской битвой даже направил вместе с ним двух иноков княжеского рода Пересвета и Ослябю, эти монахи не только хорошо читали псалмы, но и отлично владели оружием. Помните, знаменитая битва Пересвета и Челубея? И хотя русский инок погиб в битве, он прежде смог сразить татарского богатыря.

- Мы подготовили целый цикл мероприятий, посвященный 700-летию со дня рождения святого Сергия Радонежского, - рассказывает Любовь Лескова. – Открывает его музей, затем будет конкурс детских рисунков, совместно с библиотекой мы проведем конкурс-презентацию, также посвященную Сергию Радонежскому.

В числе выступавших в музее был и ученик четвертой школы Алексей Бразников, он сделал большой доклад. А в перерывах перед ребятами и взрослыми несколько песен спела талантливая ученица школы искусств Майя Мельникова. Девушка с таким искренним чувством пела русские народные песни, что замерли даже совсем уж разговорчивые и хулиганистые мальчишки.

- Я вообще очень люблю петь, но русские песни мне нравятся больше всего, - рассказала Майя. – Года четыре назад  поняла, что это мое. Нет, пою я и композиции из других жанров, но народные - особые. Мне вообще интересна русская культура, православие. Я занимаюсь в воскресной школе,и всегда с удовольствием иду туда – столько интересного  рассказывают. Вот и про Сергия Радонежского я узнала там.

Единственный недостаток, на мой взгляд, на этой встрече заключался в том, что рассказчики подготовили свои выступления без учета уровня слушателей. К сожалению, было видно, что многие ребята пропускали мимо ушей факты из жизни святого. Тогда как, думается, более тщательным подбором их можно было заинтересовать. Ведь как они вскинулись, когда говорили о дружбе между Сергием Радонежским и медведем. Совершенно случайно однажды бурый хозяин леса пришел к хижине святого, и тот поделился с ним куском хлеба. В дальнейшем мишка не раз навещал Сергия, и тот готов был отдать ему последний кусок.

«Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого огорчить и без еды отпустить», - так рассказывается об этом в житии святого.

Еще один крайне важный и примечательный момент, который мог бы заинтересовать ребят, мне кажется, – это отвращение Сергия Радонежского к милостыне. Ведь проходя мимо церкви, подростки видят, как сидят люди и просят подаяние, в итоге, у них возникает ощущение – что в милостыне нет ничего плохого, можно и самому ходить выпрашивать, вместо того, чтобы работать. Святой же был в этом вопросе крайне категоричен – просить запрещено, но давать – обязательно, хотя б и последнее, что есть.

Об этой черте характера Сергия Радонежского весьма ярков писал в свое время Дмитрий Лихачев в очерке «Сергий Радонежский и Франциск Ассизский».

 «Святой Сергий выше всего из христианских подвигов ставил нищету, духовное преодоление всех телесных страданий и деятельную любовь ко всему живому – к людям и животным, - написано в книге. - Об отношении Сергия к выпрашиванию милости говорит и следующий факт. Однажды, когда Сергий не ел уже три дня, он на четвёртый день взял в руки топор и пришёл к одному из старцев, живших в монастыре, и сказал: «Слышал я, что хочешь ты сени соорудить перед кельей своей. И я для этого пришёл, чтобы руки мои не были праздными, - построю сени тебе». Старец согласился и вынес ему, как плату, заплесневелый и ломаный хлеб. Но Сергий только тогда к нему прикоснулся, когда закончил постройку сеней. Так он показал, что не только подаяние, даже плату вперёд брать не хочет…»

А еще можно было рассказать, что святой не только не стремился к власти, но и, достигнув высокого положения, умел и любил делать любую черную работу – строить  избу или шить одежду, варить еду или рубить дрова. Он прекрасно знал изнутри крестьянский труд, и хоть рожден был в семье боярина, никогда не гнушался вскопать землю или смолоть муку. Своим примером, всей жизнью он доказывал праведность собственных убеждений. И когда пришел смертный час, он совершенно искренне и честно мог завещать монахам: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» № 31 от 21 марта 2014 г.

Новости по теме: