Аферы цифровой эпохи

Дата публикации: 26.04.2017 - 14:16
Просмотров - 951

КАЖДЫЕ два-три ДНЯ В ЧЕРНОГОРСКЕ

СОВЕРШАЕТСЯ СЕТЕВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО

Чем больше технических новинок появляется в нашем мире, тем с большей активностью их приспосабливают для своих целей преступники. Эпоха цифровых технологий стала настоящим мошенническим клондайком для аферистов всех мастей. А что – очень удобно, быстро и, увы, нередко совершенно безопасно для преступников. Это грабитель на улице рискует быть замеченным случайными свидетелями или зафиксированным на видеокамеру, сетевой же жулик действует в тени.

С каждым днём видов мошенничеств становится всё больше, всё чаще граждане обращаются за помощью в полицию. Только в Черногорске с начала года зарегистрировано более сорока подобных преступлений. А сколько ещё пострадавших от жуликов людей не стали обращаться за помощью!

Вместе с оперуполномоченным уголовного розыска ОМВД по Черногорску Денисом Комратовым мы постарались разобраться в основных видах сетевых мошенничеств.

 

БОНУС ОТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

Об обманах, связанных с интернет-магазинами, наша газета писала уже не раз. Но что делать, слишком привлекательные условия предлагают сетевые маркеты: ниже цена, больше выбор, дополнительные бонусы и подарки, потому и пользуются спросом товары в таких заведениях.

Ни в коем случае не утверждаю, что все интернет-порталы, занимающиеся торговлей, являются мошенническими. Но немало и таких, мимо которых лучше проходить, не прибегая к услугам. Конечно, весьма привлекательным выглядит предложение купить, скажем, детскую коляску не за пять тысяч рублей, а всего за одну, но беда в том, что если цена слишком уж разнится со средней по другим торговым точкам, то есть большой риск и вовсе остаться и без коляски, и без денег.

Сайты-однодневки - это не пугало для ночных рассказов малышам, а самая что ни на есть реальность современного мира. Как правило, внешне они ничем не отличаются от серьёзных сетевых магазинов, зато содержательно совсем иные. Нередко на таких сайтах требуют обязательную предоплату товара, тогда как солидные порталы по продажам предлагают клиентам различные варианты, включая наложенный платёж на почте или оплату в пунктах доставки.

- Сейчас начался сезон смены резины на колеса, и вновь пошли проблемы у граждан, - комментирует Денис Комратов. – Потерпевшие рассказывают, на каких сайтах покупали товары, показывают номера телефонов для связи с менеджерами. Но когда мы начинаем проводить проверку лиц, на имя которых приобретались сим-карты или оформлялись банковые дебетовые карты для перевода средств за покупку, выясняется, что их покупали на паспортные данные опустившихся личностей – бомжей, хронических алкоголиков, которые за небольшое вознаграждение готовы были предоставить свой паспорт для оформления. В итоге, найти настоящего вора практически нереально. Тем более что, как правило, все эти номера зарегистрированы где-то в центральной части России. Схема подобных мошенничеств одна: левая карточка, левый сотовый телефон, левая машина для продажи – всё левое. А люди верят, отправляют деньги и остаются ни с чем.

 

Совет:

- прежде чем оформлять покупку, проверьте надёжность сетевого магазина. Посмотрите, сколько лет он работает на рынке, какой рейтинг имеет у покупателей, какие отзывы на независимых порталах о нём есть. Среди наиболее популярных, например, «Яндекс маркет» (market. yandex.ru).

- Тщательно сверьте адрес магазина, часто однодневки имеют очень похожий адрес, отличие может быть в одной букве или цифре, не забывайте обращать внимание на домен. 

- Полиция не рекомендует делать полную или частичную предоплату покупки. Более надёжным способом является оплата по получении товара.

 

МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ, ТЫ И Я

Аналогичным образом происходят мошенничества на различных сайтах и форумах, где продажа или обмен вещей происходит между обычными пользователями.

Опять же плюсами этих сетевых ресурсов является дешевизна, возможность найти именно то, что надо, а также психологически комфортная среда – ведь на таких ресурсах мы все одинаковы, все простые покупатели и продавцы. Этим-то и пользуются мошенники.

К примеру, ваш ребёнок подрос, старая коляска уже не нужна, а выбрасывать её ой как жалко, в своё-то время тысяч десять отдали! Да и хочется, чтобы она ещё послужила людям. В итоге появляется идея выставить на продажу на соответствующем форуме, на портале «Авито» или аналогичном сайте. И верно, нередко это даёт возможность быстро продать или купить нужную вещь. Но не стоит забывать о бдительности. Ведь именно на этом играют жулики.

Если вашу коляску изъявляет желание приобрести житель, скажем, Челябинска, то это уже повод задуматься – насколько реален договор. Конечно, может быть, что уралец сменил родные пенаты на Сибирь и переселился в Черногорск. Или будучи здесь проездом, заодно решил прикупить нужную вещь. Однако вероятнее всего, что это банальный развод. Причём зачастую проводится он по всем правилам психологической науки.

Продавец в восторге, его вещь покупают за хорошую цену, и внутренняя защита тут же даёт слабину, человек ещё не получил деньги, но уже чувствует себя счастливым от того, что сделка вроде бы совершена. Вот тут-то мошенник и начинает масштабную игру.

Первый пункт, как правило, это просьба сказать номер карты, куда покупатель желает перевести деньги. В этом ничего страшного нет, всё нормально. Но затем следует сетование, что-то идёт не так, и поэтому нужно всего-то дополнительно сообщить три циферки с обратной стороны карты. Радостный продавец с чистой совестью и открытой душой сообщает их, и всё – денег на счёте больше нет, покупатель растворился среди миллиардов людей земли.

Второй вариант, когда опять у «покупателя» идёт что-то не так, и он отправляет продавца к терминалу, мол, следуйте моим инструкциям, и всё будет тип-топ.

- Самое простое, что может сделать мошенник, это, руководя действиями жертвы, заставить его перевязать свой мобильный банк на номер другого сотового, - поясняет Денис Александрович. - Все, теперь распоряжаться средствами может уже не владелец, а преступник, уже к нему на телефон приходит смс для подтверждения переводов. Причём со счетов выметаются все средства, подчистую. В прошлом году, например, таким образом, с карты черногорца пропали 350 тысяч рублей.

Совет:

- будьте бдительны, не верьте всем словам, готовясь к разговору с партнёром, лучше запастись памяткой для своих действий, где будет записано, что нельзя сообщать трёхзначный код, нельзя идти к терминалу и т.д.

- Для расплаты через терминалы, банки-онлайн, лучше завести отдельную карту, на которой держать только сумму, назначенную к переводу за конкретную покупку.

 

ДЕЗИНСЕКТОР

ДЛЯ СИМКИ

-  Отдельная проблема, которая появилась в последние годы, это вирусы на телефонах, которые воруют информацию и средства с карты, - говорит Денис Комратов. – Большинство из нас пользуется смартфонами на базе «Андроид», и вирус в два счета может овладеть операционной системой. Стоит только пройти по левой ссылке, и всё, вирус активировался, начал сливать информацию новому хозяину, логин и пароль от сбербанка-онлайн и прочих платежных систем уже не в руках владельца, а у мошенника. При этом блокируется номер владельца карты и активируется счёт нового владельца.

А  словить вирус легче лёгкого. Самый простой вариант - нажать на ссылку в письме, в смс-ке, где предлагаются какие-то услуги или идёт реклама. Например, на сайте оператора мобильной связи «Билайн» целый раздел посвящён подобным преступлениям и советам, как избежать нападения на свой счёт:

«Инструментом мошенников являются приложения, установка которых производится не из официального магазина PlayMarket, а из посторонних источников. При этом чаще всего пользователь самостоятельно подтверждает разрешение установки приложений из неизвестных источников в разделе «безопасность» настроек своего телефона. В результате на смартфон скачивается вирус, а инфицированные телефоны пытаются переводить средства с электронных кошельков или с привязанных карт банков на балансы мошенников».

Совет:

- в случае возникновения подозрения на установку вредоносного ПО мобильные устройства, «Билайн» рекомендует установить антивирусное ПО, например, бесплатное приложение Dr.Web for Android Light или Kaspersky Internet Security for Android.

- Никогда не переходите по неизвестным ссылкам, не открывайте письма с неизвестных адресов.

 

МАМА, СРОЧНО ПОМОГИ!

Еще с год назад весьма популярным видом мошенничества были звонки по телефону, когда некто с экспрессией в голосе представлялся сыном, братом, мужем с просьбой срочно помочь деньгами. Мол, попал в ДТП, чтобы всё решить мирно, надо быстро заплатить пять-десять тысяч сотруднику ГАИ, и для этого родственнику необходимо моментально перевести нужную сумму на определённый номер карты.

- Сейчас уже почти нет таких преступлений, - подчеркивает Денис Александрович. - А ведь была глобальная проблема. Причем до маразма доходило. Женщине пришло смс, мол, сын попал в беду, надо срочно деньги перевести. Она вскакивает и бежит к терминалу, при этом сын в соседней комнате, и женщина видит его, более того, происходит диалог.

Он:

- Мама, ты куда?

Та в ответ:

- Сейчас приду, дело срочное.

Но на автопилоте в панике продолжает бежать к терминалу. И уже только когда перевела 20 тысяч, до нее дошло – сын-то дома! Значит, никто его не забирал, а деньги она перевела мошеннику.

Совет:

- если поступает звонок или смс о помощи, лучше всего перезвонить близкому человеку и еще раз уточнить, на самом деле нужна помощь или нет.

- Никогда не спешить к терминалу переводить деньги. Помните, преступники пользуются моментом растерянности и психологической уязвимости, поэтому, если вы не уверены в том, что способны отреагировать в подобных случаях адекватно, имейте при себе листок с советами, что нужно делать, а чего нельзя.

БЕДА

НЕ В «МОБИЛЬНОМ БАНКЕ»

Большое количество жульничеств связано с опцией «мобильный банк». При этом клиенты, пользующиеся вариантом «эконом», редко попадают в зону риска, а вот те, кто поставил полный пакет услуг, зачастую становятся жертвами мошенников. Один из самых распространенных вариантов, когда при смене SIM-карты клиент забывает сообщить об этом в банк, чтобы там «отвязали» симку от услуги «мобильный банк».

Ведь какое-то время после перехода клиента на новую SIM-карту, старый номер возвращается в базу данных номеров оператора мобильной связи, а затем вновь поступает в продажу. И если «мобильный банк» «не отвязан» от этого номера, то при приобретении карты новый владелец может с лёгкостью распоряжаться средствами со счёта прежнего владельца.

Более того, практика показывает, что даже при личном сообщении в банк о смене SIM-карты, не всегда клиентская поддержка действует положенным образом.

Второй вариант мошенничеств, связан с смс-сообщениями, которые якобы отправляет банк. Вариантов таких смс – масса. Начиная, от «Ваша карта заблокирована, перезвоните по такому-то телефону», заканчивая «Вы выиграли в акции приз, перезвоните по номеру». Доверчивый клиент набирает указанные цифры, там с ним ведут ничего не значащие переговоры, а в итоге человек выясняет, что номер был платным, и пока он разговаривал, со счёта утекли все деньги. И хорошо, если их там было немного.

Ещё один вариант появился относительно недавно и опасен тем, что слишком уж похож на официальные сообщения от оператора мобильной связи или от банка. Например, каждый клиент Сбербанка знает, что короткий сервисный номер этого учреждения «900», поэтому, когда приходит сообщение с номера «9ОО» о том, что «Ув. клиент! Ваша банковская карта заблокирована! Инф: +7(ххх)ххх–хх–хх», у него не возникает и тени сомнения в авторстве смс, и человек выполняет все команды собеседника, позвонив по указанному номеру, а в итоге, как не сложно догадаться, остается без денег.

Здесь секрет в том, что вместо нулей использованы буквы «о». И такие закамуфлированные номера отнюдь не редкость.

Совет:

- тщательно проверяйте все смс, даже служебные. Не поленитесь лишний раз зайти в интернет и поинтересоваться, сколько, скажем, пятёрок в сервисном номере «Билайна», и как должен выглядеть аналогичный номер банка. После чего сверьте цифры и буквы на официальном сайте с номером смс, который пришел на ваш телефон.

- Помните: ни сотрудники банка, ни специалисты центра поддержки клиентов не предлагают осуществить «проверку карты» тем, что рекомендуют перезвонить по телефону. Если вы получили такое смс, обратитесь в ваш банк по указанному на вашей банковской карте номеру телефона колл-центра или конкретного филиала банка.

- Никогда не доверяйте свою SIM-карту чужим людям. Если отдаёте телефон в ремонт, то симку следует вытащить, у специалистов сервисных центров есть свои тестовые SIM-карты.

- Не ленитесь регулярно обновлять антивирусные программы на своих смартфонах и планшетах, постоянно проверяйте технику на вирусы.

- Покупка на улице или с рук  увеличивает риск приобрести заражённую вирусом SIM-карту.

Валентина

СОСНОВСКАЯ, «ЧР» № 31 от 25 апреля 2017г.

Новости по теме: