Уличная рулетка

Дата публикации: 23.08.2017 - 11:34
Просмотров - 363

По статистике Хакасия находится на втором месте среди сибирских регионов по количеству автомобилей на душу населения. Как следствие, время от времени на дорогах города происходят аварии. И хотя существующие законы и ответственность за нарушение правил дорожного движения сложно назвать мягкими, количество нарушителей не уменьшается. В чём же причина такого игнорирования собственной безопасности?

 

ОСТАНОВКА

 ПО ТРЕБОВАНИЮ

В один из летних дней я присоединилась к патрулированию городских улиц сотрудниками ДПС городской Госавтоинспекции. Вместе с инспектором по пропаганде ГАИ Черногорска Ириной Яковенко подъезжаем на не самую оживлённую улицу Чапаева. Однако видим, что инспекторы не сидят без работы, один в машине оформляет нарушителя, другой останавливает на дороге очередного лихача.

Что характерно, оба остановленных водителя не спорят с сотрудниками ГАИ, не отстаивают свою правоту, спокойно соглашаются с тем, что, да, превысили скорость, думали, что раз на дороге никого, то рискнули  быстрее проехать. И может показаться, что в словах рулевых есть логика,  да только, понаблюдав даже пять минут за дорогой, понимаешь – пешеход может выскочить на улицу в любой момент, да так, что не увернётся и самый опытный шофёр.

- Большей частью нарушения правил дорожного движения совершаются молодыми водителями, примерно 1993-1994 годов рождения, - говорит инспектор ДПС ГАИ Черногорска Виталий Терских. – Чаще всего это не пристёгнутые ремни безопасности, нарушения при маневрировании, превышение скорости и не- включенный свет фар.

Надо сказать, что на Чапаева  удалось постоять недолго. Вскоре мимо нас пронеслась на скорости машина скорой помощи с включёнными проблесковыми маячками. Буквально тут же в машине ДПС ожила рация, из дежурной части поступило сообщение: срочно двигаться в Девятый посёлок, там на Октябрьской ДТП, вроде бы с пострадавшими.

Инспекторы быстро вскочили в машину и тут же отправились на вызов. Вслед за ними поехали и мы.

 

ПОДУМАЕШЬ, ИНСПЕКТОР!

Долго крутиться по посёлку  не пришлось, издалека уже была видна небольшая толпа зевак, собравшихся возле места аварии. На дороге стояли микроавтобус и легковушка с несколько измятым капотом. Не фатально, но работы для рихтовщиков хватит. Врачи скорой помощи оказали поддержку и отправились в путь. А инспекторы приступили к рутинной работе – опросу очевидцев и участников аварии, составлению схемы ДТП.

И вот что поразительно – буквально в пятнадцати метрах от места столкновения машин находился пешеходный переход. Разбираться в аварии приехали несколько сотрудников ГАИ. Словом, по идее, водителям и пешеходам нужно было бы вести себя особо аккуратно, по крайней мере, совсем уж на глазах у инспекторов не нарушать правила. Но куда там! Словно напрашиваясь, молодые и в возрасте пешеходы сновали туда-сюда через дорогу, совершенно игнорируя «зебру» и стражей дорожного порядка. На замечание отвечали банальным:

- А чего к «зебре» идти, если тут гаишники, водители-то тихо едут, не собьют!

- Пешеходы, когда останавливаешь за нарушение, реагируют по-разному, - говорит Виталий Терских, - одни  - с улыбкой, пониманием, другие - с агрессией, мол, чего остановили, живу рядом, потому и перехожу  как удобнее. Мы стараемся в конфликтные ситуации не вступать, не ругаемся, сдерживаемся. Просто объясняем, в чём нарушение, и делаем свою работу. Пешеходов обязательно проверяем по базе данных ГАИ, и если человек нарушил впервые, то, как правило, ограничиваемся предупреждением, штраф не выписываем.

 

УЧЁБА ВПРИГЛЯДКУ

Конечно, на рост дорожно-транспортных происшествий в последние лет пятнадцать-двадцать влияют и увеличивающееся с каждым годом количество автотранспорта, и сокращение на дорогах инспекторов ГАИ (ведь немало водителей уверено, что если сотрудников полиции поблизости нет, то можно нарушать вовсю). Но есть ещё один фактор, который также влияет на неблагополучную дорожную обстановку – низкая подготовка молодых водителей.

Николай Тугужеков – не просто водитель с большим стажем, более сорока лет за рулём, а ещё человек, который изнутри знает кухню подготовки будущего рулевого, ведь десять лет он проработал инспектором по вождению в автошколах. За это время достаточно насмотрелся и на систему подготовки, и на отношение курсантов к умению управлять машиной, а также к степени ответственности за своё поведение на дороге.

По мнению опытного инструктора, причин большого нарушения правил со стороны именно молодых рулевых несколько.

Во-первых, недостаточное количество времени обучения в автошколе. За тот период, что сейчас учатся курсанты, просто невозможно полноценно дать материал, убежден Николай Николаевич.

- В 70-е годы, когда я сам был курсантом, мы учились полгода, сейчас же сроки сократили до двух месяцев, и это притом что интенсивность движения стала гораздо выше. В итоге, курсант получает водительское удостоверение, а ни толком правил не знает, ни как их применить на практике. Уверен, что обучение должно длиться гораздо больше времени.

Во-вторых, внедрение в практику дистанционных методов обучения, когда теоретическую часть обучающиеся могут либо изучать самостоятельно по книгам и с помощью компьютерных программ, либо через различные он-лайн ресурсы в интернете, но при этом, опять же, не посещая занятия в автошколе.

- Дело в том, что никакая книга, программа не даст полного понимания того, как нужно действовать в той или иной дорожной ситуации в соответствии с правилами движения. Ведь сколько раз приходилось наблюдать, как курсант зазубрил правила, ответы на билеты, и при этом совершенно не понимает смысла того, что содержится в конкретном правиле. А значит,  на дороге, если он попадёт в сложную ситуацию, не сможет правильно применить положение и в лучшем случае создаст аварийную обстановку, в худшем, попадёт в ДТП.

Словом, отнюдь нельзя считать теоретическую часть обучения не столь важной, как практическую. И лучше, если правила дорожного движения курсанты будут разбирать вместе с опытным преподавателем автошколы, чем изучать самостоятельно.

- Как-то ко мне пришёл курсант, проходивший переобучение с категории С на В, то есть опыт вождения у парня был весьма приличным, за рулём грузового автомобиля он лет шесть или семь проездил, - вспоминает характерный случай Николай Тугужеков. – И вот едем мы в учебном автомобиле, подъезжаем к пешеходному переходу,  и он, не останавливаясь, продолжает движение, хотя на проезжую часть ступил пешеход. Спрашиваю у него, почему не пропустил? А он отвечает, мол, а что, разве надо было?! И это говорил человек, который столько лет уже сидел за рулём, да ещё и большой машины.

За десять лет Николай Тугужеков обучил, пожалуй, около тысячи новых водителей. Так что опыт у него большой, было из чего составлять собственные статистические выкладки. И когда инструктор говорит, что дело не в малом количестве инспекторов ГАИ на дороге, не в низких штрафах, а в недостаточной программе обучения водителей, думаю, к нему надо прислушаться.

Кстати, за все десять лет работы инструктором в аварию он попал всего один раз, да и та была совершена не по вине курсанта.

- Подъезжаем к пешеходному переходу, останавливаемся, и тут слышу сзади удар. Меня так качнуло вперёд, что в шее что-то хрустнуло, потом три дня не мог её повернуть. И это ещё хорошо, что пристёгнут был ремнём безопасности, иначе всё могло быть более печально. А врезался в нас, как потом выяснилось, пассажирский автобус, водитель сказал, что у него тормоза не работали, вот и не смог остановиться вовремя. Спрашивается, и как его на линию выпустили людей перевозить с такой-то неисправностью в автобусе!

 

РЕМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Одна из самых больных тем для автовладельцев и пассажиров - это требование закона пристёгиваться ремнями безопасности, а детей усаживать в специальные автокресла или обеспечивать иными удерживающими устройствами. Видимо, стремление к свободе не позволяет многим из нас смириться с тем, что приходится добровольно сковывать себя ремнём. А между тем, статистика говорит, что применение таких устройств значительно увеличивает риск выжить и причинить меньший вред здоровью, если придётся попасть в ДТП.

- Мы регулярно проводим рейды в районах детских воспитательных и образовательных учреждений, - говорит Ирина Яковенко. – И к сожалению, видим, что до сих пор немало родителей не понимает важность пристёгивать детей специальными удерживающими устройствами. Конечно, разъясняем, убеждаем, но количество нарушителей всё же остаётся довольно большим. Вот-вот, с 28 августа, в городе стартует профилактическое мероприятие «Внимание – дети!» И мы обращаемся ко всем взрослым с просьбой позаботиться о безопасности детей. Водителям нужно особо внимательными  быть на дороге, ведь за лето многие ребятишки отдыхали за городом и отвыкли от соблюдения правил дорожного движения.

Валентина СОСНОВСКАЯ,

фото автора, «ЧР» № 65 от 22 августа 2017г.

 

 

 

Новости по теме: