Быть водителем в полиции – значит, быть смелым и выносливым

Дата публикации: 23.11.2017 - 10:02
Просмотров - 1520

Они не ломают денно и нощно головы над раскрытием преступлений, как сыщики, не собирают доказательства, достаточные для предъявления обвинения жулику, как следователи, не колдуют над вещдоками, как эксперты-криминалисты, и не являются инженерами человеческих душ, как участковые полиции. Вместе с тем от их профессиональных и грамотных действий зависит намного больше, чем может показаться на первый взгляд.

В любое время года, в любую погоду представитель этой полицейской профессии несёт службу и порой рискует жизнью. В метель и в проливной дождь, по бездорожью и в непроглядной тьме, где подчас лишь свет фар является единственным источником освещения, он доставит на своём верном железном коне сотрудников правоохранительных органов на место преступления.

В полицейском данного «невидимого фронта» должны сочетаться любовь к автомобилям и желание помогать людям.

Возможно, именно эти качества помогли представителю скромной, но, безусловно, нужной профессии полицейского комендантской группы  водителю Андрею Васину правильно выбрать жизненную стезю.

За плечами Андрея более 16 лет службы.

- Полицейскому-водителю нужно уметь хорошо управлять автомобилем и быстро ездить, а также уметь грамотно выбирать маршрут, учитывая дорожную обстановку и интенсивность движения,- считает он. - При этом надо знать, как свои пять пальцев, улицы и закоулки города, чтобы кратчайшими путями максимально быстро доехать до места происшествия. Кроме того, специфика моей работы требует значительной моральной выдержки и физической выносливости. Поэтому мы, как и другие сотрудники полиции, посещаем занятия по физической и огневой подготовке, сдаем соответствующие нормативы.

Считается, рассказывает Андрей, что его профессия имеет определенный привкус романтики, но это не вполне верно. Это ответственный, тяжелый, а иногда опасный ежедневный труд. Задержание преступника, который кого-то ограбил или ранил ножом, зачастую зависит не только от навыка оперативника, но и от расторопности водителя.

Андрей Васин устроился на службу в милицию водителем уголовного розыска в начале 2001 года, сразу после армии. Он помнит свой первый рабочий день не только потому, что это было началом его профессионального пути, но и потому, что именно в первый день службы в копилку профессиональных побед водителя упала первая награда.

Андрей вспоминает, как получил первую благодарность:

- Когда в самый первый день вышел на службу, был большой снегопад и вдобавок гололед. Мы с сотрудниками уголовного розыска поехали в Абакан по оперативному заданию. Было очень скользко. Не зря на сленге автолюбителей первый гололед называется днем жестянщика - днём, когда предательски скользкая ледяная корка на дорогах приводит к резкому увеличению аварий.

С грехом пополам, но я доставил коллег по нужному  адресу, обошлось без происшествий. Я помог оперативникам задержать и доставить до отдела милиции жулика, который находился в розыске за совершение нескольких краж.

Андрей справедливо отмечает, что роль, которая отводится водителю в полиции, не ограничивается тем, что он крутит «баранку». За годы службы водителю Васину приходилось быть не просто созерцателем, но и непосредственным участником задержаний преступников и даже выступать в роли миротворца в соседских и семейных разборках.

- В 2007 году мы выезжали в Усть-Абакан, задерживали мужчину, совершившего в Черногорске тяжкое преступление. Когда подъехали к его дому, он, почуяв, что запахло жареным, выскочил из дома и опрометью бросился бежать. Мы с оперативниками выскочили из машины. В огороде была высокая густая трава. Мы выстроились цепью и пошли на задержание. Злоумышленника не было видно. Рассредоточившись, стали обыскивать каждый кусочек земельного участка. В итоге я увидел торчавшее из зарослей мужское плечо и задержал преступника.

Водителем уголовного розыска Андрей отслужил более десяти лет. А после реформирования милиции перешел на службу водителем в дежурную часть.

В «дежурке» за Андреем закрепили старый тентованный и не в самом хорошем состоянии уазик. Рулевой реанимировал технику, вдохнул в нее вторую жизнь. С тех пор железный конь стал Андрею другом, товарищем и братом. В дежурной части стал выезжать на происшествия в составе следственно-оперативной группы.

Оказалось, в дежурной части, как и в розыске, водитель – такой же полноценный сотрудник, как и те, кого он везет на место преступления. Никаких поблажек!

- Помню, поступило сообщение, что в частном доме по улице Уйбатская совершен «подкол» (мужчине нанесли ножевое ранение). На адрес выехали только я и участковый, потому что обычно следственно-оперативная группа прибывает на место происшествия уже тогда, когда достоверно известно, что совершено преступление. Прибыв по адресу, мы увидели мужчину, истекавшего кровью, и пьяную женщину, которая еле ворочала языком. До приезда «скорой»  оказали потерпевшему первую помощь. По рации вызвали следственно-оперативную группу.

Позднее выяснилось, что гражданские супруги в очередной раз выпивали и сильно повздорили. В гневе сожительница схватила нож и ударила им мужчину. А в «скорую» и на 02 позвонили соседи, которые «наелись досыта» соседских скандалов.

Как-то в составе следственно-оперативной группы Андрей выехал по сообщению дежурной части о том, что в промышленной зоне по улице Энергетиков с предприятия совершена кража. Было начало зимы. Выпал первый снег, на котором были явно видны следы от тележки, – судя по всему, именно на ней неизвестные воришки транспортировали свою добычу. По этим следам сотрудники СОГ и Андрей добрались к дому, где проживал один из воришек. Он оказался закоренелым рецидивистом. Выяснилось, подельники сначала украли, а затем продали похищенное, после чего затарились алкоголем и закусками и сели отмечать успешное предприятие. Воришек взяли с поличным как раз в момент дружеской пирушки.

Сегодня Андрей – уже больше, чем рядовой водитель. Он старший полицейский комендантской группы по охране зданий и сооружений ОМВД, в его подчинении находятся семь водителей дежурной части. Андрей контролирует их работу, состояние техники, осуществляет контроль над пропускным режимом зданий ОМВД. Но при этом по-прежнему выезжает на места происшествий в составе следственно-оперативных групп.

Напоследок интересуюсь у героя моей зарисовки, так что же все-таки главное в работе человека, решившего для себя, что он обязательно будет именно полицейским-водителем?

- В данной профессии умение грамотно продумать свой маршрут, быстро приехать по адресу важнее, чем даже у таксиста. Опытный водитель полиции знает в родном городе практически каждую улицу, каждый дом. Ясно представляя свой маршрут, бывалые водители избегают разного рода дорожных «ловушек» в виде пробок или ремонта дорог.

Также за каждым водителем закреплена своя машина. Основной парк автомобилей в полиции составляют микроавтобусы «Газель». Ввиду большой эксплуатационной нагрузки и низкой в сравнении с зарубежными марками надежностью выход из строя техники – явление не редкое. Подчас полицейский-водитель вынужден самостоятельно заниматься ремонтом своего автомобиля, поэтому нельзя быть профаном в технике. Ведь чем больше внимания уделяется автомобилю на обслуживании, тем меньше вероятность поломки на вызове.

Но профессии Андрея присуща не только типология «человек-техника», но и «человек – человек». По наблюдениям героя нашей зарисовки водитель в полиции должен обладать рядом таких черт как хладнокровие, необходимое при возникновении экстремальных дорожных ситуаций; выносливость, связанная с большими физическими нагрузками; выдержанность, позволяющая разрешать конфликтные ситуации с агрессивными участниками движения, и, конечно, человеколюбие.

- Выезжая на преступления и происшествия, я наряду с дознавателем или участковым ощущаю свою причастность к людским бедам, вызванным чьими-то противоправными действиями. Здесь важно сострадание. Любому человеку оно необходимо. Не жалость, а именно простое человеческое участие,- признается Андрей.

Беззаветное служение выбранному делу не помешало Андрею Васину создать крепкую семью. Он добрый и заботливый муж и отец двоих дочерей - Дарьи и Виктории.

Руководство ценит Андрея за трудолюбие, ответственность и надежность, коллеги – за отзывчивый характер и чувство юмора.

Если рабочая техника на ходу и остались позади «дежурные сутки», Андрей с великим удовольствием уезжает с семьей на Ергаки, где катается на лыжах, радуясь сверкающей зимней природе, свежему морозному воздуху и, конечно же, возможности побыть рядом с самыми близкими и родными людьми.

В завершение повествования о носителе скромной профессии полицейского-водителя хочется пожелать всем рулевым полиции спокойных смен и удачи на дорогах!

Алена ТОТОРОВА. "ЧР" №91 от 21 ноября 2017 г.

Новости по теме: