23 удовольствия. Хоть английский, хоть спорт, хоть цифровая лаборатория

Дата публикации: 24.01.2018 - 08:52
Просмотров - 374

О том, что в России существуют Школы социального предпринимательства, слышали многие.  Но каждый ли может в них попасть и есть ли толк от обучения – тут мнения расходятся. Причём нередко, негативные высказывания слышны  от людей, которые  и близко не знакомы  с практикой Школ.

Между тем, в Черногорске есть люди, которые не просто прошли обучение в Школе, но и смогли значительно изменить свою жизнь, деятельность коллективов, которыми руководят, благодаря опыту, полученному на семинарах.

Сегодня собеседница нашей газеты – одна из лучших выпускниц Школы социального предпринимательства, организованной при поддержке АО «СУЭК» и Фонда «СУЭК – РЕГИОНАМ», заведующая детским садом «Калинка» Татьяна Ивашкевич. Надеемся, что её опыт поможет решить хотя бы часть проблем в других детских воспитательно-образовательных учреждениях.

- Татьяна Петровна, расскажите, как получилось, что вы попали в Школу социального предпринимательства?

- Со Школой социального предпринимательства я сотрудничаю с 2013 года, так что любовь уже долгая, проверена временем.

В Школу попала благодаря отбору, который проводили ведущие российские специалисты из Фонда «Новая Евразия», сейчас они продолжают ежегодно организовывать Школу под эгидой Автономной некоммерческой организации «Новые технологии развития» (АНО «НТР»).  Идет активный поиск новых, интересных идей. Суть в том, чтобы в регионах присутствия СУЭК была создана комфортная среда для работников, членов их семей. И в образовании, и в предпринимательстве.

У нас же в то время, напомню – это 2013 год, в городе очень остро стоял вопрос о дошкольном воспитании. Очереди в детские сады были огромными. Это сейчас у нас дети с трёх лет все устроены в детские сады, а тогда проблема существовала. Опять же не было ещё майских указов президента России, которые были, в том числе, ориентированы на решение этой проблемы.

Наш детский сад «Калинка» на тот момент был совсем молодым учреждением, всего два года исполнилось после реконструкции. И у нас наблюдалась большая очередь, детей не могли охватить при всём желании. Поэтому родилась идея – создать семейные группы, чтобы хоть как-то увеличить охват детей дошкольным образованием. С этой идеей пришла на отборочный тур, и через некоторое время мне сообщили, что попала в Школу. На тот момент я была из Черногорска первой.

С нами работали эксперты Омской Школы социального предпринимательства, мы ездили туда на стажировки, они делились опытом, проводили занятия. Когда я познакомилась с омскими педагогами, мне вообще показалось, что это какая-то совершенно новая формация, они делали то, о чём мы и подумать не могли. Первая реакция была – полное неверие, что в нашем городе могут прижиться какие-то проекты!

Но наши менторы не отступались: интенсивные занятия, тренинги, создание и защита собственных бизнес-проектов – работа в Школе шла очень напряженно. В конечном итоге появилась уверенность в своих силах, что если хорошо постараться, то и у нас можно внести в привычный образовательный процесс дошкольного воспитания новые, современные технологии.

Нас учили писать реальные бизнес-проекты, основанные на идеях, которые можно реализовать на практике, параллельно мы учились искать партнёров для реализации этих идей.

В итоге я вернулась из Школы, и мы рискнули открыть две семейные группы, в которых занимались тридцать детей. Группы функционировали довольно успешно. Еще мы принимали участие в конкурсе «Созидание», который также организует СУЭК. И в первый же год открытия семейных групп,  заняли в этом конкурсе второе место по России и получили материальную поддержку в размере 250 тысяч рублей на развитие данных групп.

В 2014 году я вновь получила приглашение на повышение квалификации в Школе социального предпринимательства. Уже зная, что это такое, конечно, согласилась с радостью.

Снова семинары, тренинги, учёба… И что примечательно, в то время царил некоторый пессимизм в педагогическом сообществе, мол, без благотворительных денег никакой проект невозможен, ничего не сделать. В Школе же мы увидели, как можно без живых денег всё же реализовывать сложные программы. Грубо говоря, нам просто перевернули мозги, научили смотреть по-новому. И мы увидели, что в нас скрыты большие творческие возможности.

- В чём суть семейных групп?

- По сути, это можно назвать филиалом детского сада, который мы устроили в двух обычных квартирах многоэтажного дома. Арендовали помещения, закупили оборудование, детьми стала заниматься мама, у которой были свои малыши.

- А плата насколько больше была для родителей?

- Выше, чем в обычном детском саду, но ненамного. Родители дополнительно оплачивали только аренду помещений. Они с удовольствием согласились на такой вариант. Ведь это гораздо дешевле было, чем пытаться отдать ребёнка в частный детский сад или, тем более нанять няню.

- Какое положение семейных групп сейчас? Их стало больше или нашли новые идеи?

- В итоге мы переросли семейные группы. Сейчас у нас есть филиал детского сада, расположен он в здании неподалёку от Дома быта. Власти города, республики, министерство образования Республики Хакасия увидели, что мы успешно проводим проект семейных групп, и сами предложили создать филиал. Взяли на себя подбор и аренду помещения, выделили средства на ремонт. И теперь у нас в филиале, который назвали «Малышок», воспитываются 30 детей в возрасте от полутора до трёх лет. Причём ребятишки, подрастая, всей группой затем переходят в детский сад.

Филиал функционирует уже третий год, достаточно успешно. С этим проектом мы участвовали в федеральном конкурсе, и в 2015 году проект был признан лучшей моделью раннего развития детей дошкольного возраста в России.

- Социальное предпринимательство предполагает в изначальном смысле, что хоть проекты и ориентированы на общественные нужды, однако они позволяют ещё и зарабатывать деньги? Каким образом эта тема реализуется у вас?

- Благодаря участию в школе социального предпринимательства мы начали в детском саду развивать платные услуги. Увы, но штатное расписание детского сада не вполне позволяет давать детям то развитие, которое необходимо в современных условиях и чего хотят родители.

В 2014 году у нас было три платные услуги, все направленные на оздоровление детей. Сейчас услуг уже 23 – они ориентированы на разные стороны развития детей. Включая английский язык, спортивные занятия, творческие мастерские, в которых применяется современное оборудование.

Это дополнительная материальная поддержка для детского сада, благодаря чему мы смогли закупить необходимое оборудование. Используем интерактивные доски, все компьютеризировано. Иначе бы не могли все это позволить. Также  это дополнительное трудоустройство для педагогов города.

- А насколько по карману эти услуги родителям? И могут ли они отказаться от дополнительных расходов, не в ущерб пребыванию ребёнка в детском саду?

- Конечно, дополнительные услуги мы не навязываем. Они же так и называются – дополнительные. Но по своему опыту скажу, я ещё не видела родителей, которые бы не хотели, чтобы их ребёнок развивался с максимальными возможностями. Что касается ценовой политики, то у нас она абсолютно умеренная. Подход строго индивидуальный, мы можем подобрать для каждого ребёнка занятия по вполне бюджетной схеме. Отмечу, наши цены ниже, чем если бы родителям пришлось отводить детей в какие-то  детские центры, кружки, секции. Стоимость занятий от 40 до 150 рублей, в зависимости от сложности предмета, оборудования, которое необходимо.

- Вы сказали, что дважды были участником Школы социального предпринимательства. Но знаю, что СУЭК реализует и другие социальные программы, вы принимали участие в каких-то других проектах?

- В 2016 году АНО «Новые технологии развития» совместно с Фондом «СУЭК-РЕГИОНАМ» пригласили меня в новый проект «Наш новый детский сад». Это тоже всероссийский проект, в нём участвуют представители из всех регионов присутствия компании.

К этому времени уже вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который требовал абсолютно других подходов к воспитанию и образованию детей, чем было прежде. И проект СУЭК нам очень помог. Благодаря ему мы стали республиканской площадкой и обучаем педагогов Хакасии новым методикам и подходам по ФГОС. Мы стали совершенно по-другому смотреть на своих социальных партнёров – родителей. Провели с ними ряд мероприятий, и они стали иначе к нам относиться.

Воспитание ребёнка новой формации, который будет востребован в обществе, требует таких качеств как предприимчивость, активность,  способность обучаться, открытость новым идеям.

«СУЭК-РЕГИОНАМ» проводил всероссийский конкурс, мы разработали и провели проект «Марафон семейной предприимчивости». Был он в прошлом году. И этот проект занял на конкурсе первое место. Нам подарили цифровую исследовательскую лабораторию «Наураша».

Это также позволит детям по-новому развиваться. В лаборатории существуют различные модули, основанные на компьютерных технологиях. В интересном, интерактивном режиме дети могут изучать свет, звуки, силу, есть модуль, развивающий тактильные ощущения. Эта лаборатория у нас функционирует с сентября 2017 года.

В 2017 году четыре городских детских  сада и две школы (школа № 4, гимназия, детские сады «Калинка», «Лукоморье», «Алёнка» и «Ёлочка») АНО «НТР» пригласило к участию в проекте «Новые образовательные технологии: от детского сада к школе» по преемственности работы между учреждениями дошкольного и школьного образования. Благодаря этому проекту нам удалось познакомиться с очень интересным образовательным опытом. Ездили в Псков, где проходили стажировку в новейшем учебном комплексе Псковской инженерно-лингвистической гимназии. Это, пожалуй, пример того, в каких условиях должен проходить современный образовательный процесс, с использованием какой техники и методик. 

Каждый год «СУЭК-РЕГИОНАМ» проводит конкурс «Комфортная среда обитания». В 2015 году мы также получили материальную поддержку за один из наших проектов – «Развивающая среда на территории детского сада «Калинка» и получили грант в 170 тысяч рублей.

- Тренинги с менторами это, конечно, замечательно. А общение с коллегами, с которыми вы встречались в Школе что-то новое дало?

- Из каждой поездки, командировки, когда ты общаешься с коллегами, обмениваешься опытом, привозишь новые идеи. В итоге, в нашем коллективе начинается новая ступень развития. Мы не полностью копируем чьи-то идеи, мы их подгоняем, изменяем под наши условия, запросы.

Благодаря Школе социального предпринимательства я дважды была на международном форуме в Омске, в 2013 и 2015 годах. Это форум социальных предпринимателей и инвесторов. И здесь уже мы делились опытом с коллегами со всей России и из-за границы. Там были представители Бельгии, Индии и так далее.

- Вы получали гранты только от проектов  СУЭК или другие ресурсы тоже привлекали?

- Ох, даже сразу и не скажешь, сколько грантов у нас выиграно. Да, мы не только в программах СУЭК участвовали, вообще смотрели всевозможные конкурсы - и региональные, и всероссийские. Достаточно серьезную материальную поддержку мы получаем от участия в различных грантах, конкурсах и программах.  И у нас есть ещё много идей, которые мы постараемся воплотить в жизнь, с которыми также будем участвовать в конкурсах.

Помимо больших грантовых проектов наши педагоги постоянно участвуют в различных творческих конкурсах, и у нас столько побед, что, честно скажу, сосчитать сложно. Видели, у нас в коридоре целая стена с дипломами? Так вот – это лишь часть, большая лежит в шкафах, так как не помещается уже на стену.

- Что самое главное вы вынесли из опыта обучения в Школе? На что бы посоветовали обратить внимание коллегам, если они попадут в проект?

- Участие в данном проекте очень много внесло нового, интересного не только в мою жизнь, но и в жизнь нашего детского сада. Благодаря опыту Школы ты начинаешь совершенно иначе смотреть и на коллектив, и на родителей, по-иному выстраиваешь систему взаимодействия.

Надо сказать, что моё вхождение в проект Школы социальной предпринимательства было очень успешным. Мы сразу получили грант, а это, напомню, 2013 год – экономическое положение очень сложное. Мы же благодаря средствам гранта смогли реализовать наш проект. Более того, получили уверенность в своих силах. Если прежде не раз казалось, ну что мы можем сами, без поддержки со стороны сделать, то после опыта  поняли - да, можем и сами, главное - не надо бояться творчества.

А педагоги - люди очень творческие, идей много. И у нас побывало уже очень много коллег из детских садов, школ с тем, чтобы больше узнать о Школе социального предпринимательства, о наших проектах.

Из нашего коллектива ещё двое педагогов прошли через Школу - педагог-психолог и воспитатель. И теперь, если мы собираемся реализовывать какой-то новый проект, то, уже не боясь, пишем бизнес-план, коллективно обсуждаем идеи. Конечно, не сто процентов работников детского сада в этом участвуют, да так и не бывает, чтобы все были генераторами идей, но процентов тридцать в обсуждениях участвует.

Не всегда, конечно, наши проекты материально поддерживает СУЭК. но мы благодаря тому, что наладили работу по предоставлению дополнительных платных услуг, можем многие идеи теперь реализовывать за собственный счёт.

Могу точно сказать, что без Школы детский сад «Калинка» не стал бы таким развитым учреждением в системе дошкольного образования Черногорска, да и Хакасии. Участие в проектах на самом деле очень многое дало и многому научило.

В Школе нас учили не только, как зарабатывать деньги и где искать инвесторов, но и как искать социальных партнёров, которые не за деньги помогут решить какие-то проблемы образовательного учреждения. И буквально на днях мы получили благодарность от школы-интерната за то, что провели для детей  благотворительный утренник к Новому году. Мы поздравили деток, вручили им подарки. Конечно, мы живём в трудное экономическое время, но от гуманистических принципов всё же не отступаем. И мне очень приятно, что наш коллектив имеет возможность, а главное – желание, дарить добро.

Беседовала  Валентина КОРЗУНОВА, фото из архива Татьяны Ивашкевич.

"ЧР" №5 от 23 января 2018 г.

Новости по теме: