Неистовый Пикассо

Дата публикации: 27.03.2018 - 14:19
Просмотров - 377

Удивительная, удивляющая «Сказка». Недаром многие гости республики считают её настоящей туристической изюминкой региона, наряду со знаменитым Салбыкским курганом или международным эколого-этническим фестивалем театров кукол «Чир Чайаан».  
Встреча с республиканским театром кукол для меня всегда праздник, возможность прикоснуться к великому миру искусства. Их спектакли неповторимы, у каждого особая аура. 
Но, признаться, на премьеру «Пикассо-Буфф» я шла с некоторым опасением. Самый дорогой художник мира, как его называют, отнюдь не входит в число любимых живописцев, слишком уж, на мой взгляд, мрачны, жёстки и жестоки многие из его полотен. Несколько успокаивало, что представление будет в форме буффонады, то есть больше юмора и смеха, чем серьёзности и драматизма. 
Увиденное опровергло все, что думалось до премьеры. 
«Пикассо-Буфф» - восхитил, озадачил, увлёк, ошеломил и заставил захотеть заново посмотреть картины художника, узнать больше о его жизни и, конечно, почитать те заметки, письма и интервью, что остались в наследие потомкам. 
Молодая команда питерских постановщиков – а всем художникам немногим более двадцати лет, сумела соединить буффонаду с трагико-драматическими историями. Из изломанных, избитых фантазией живописца героев картин сделать живых людей. 
Запомните эти имена: режиссёр-постановщик Чакчи Фросноккерс, художник-постановщик Ульяна Елизарова, хореограф Александр Лялюшкин, музыкальное оформление – Полина Найдёнцева. Надеюсь, что ещё не раз эта замечательная команда приедет в Хакасию, чтобы вновь удивить наших зрителей своим видением, своим искусством. 
Ведь это настоящий талант – сделать сложное, тяжёлое, конечно, не лёгким, но близким, пусть не до конца понятным, но трогающим струны души. 
В общем-то об этом, как узнала позже, говорил и сам Пикассо в интервью основателю журнала «Искусство» Христиану Зервосу: «В наше убогое время важно прежде всего пробудить энтузиазм. Многие ли на самом деле читали Гомера? А между тем весь мир говорит о нем. Так возникла легенда о Гомере. И такая легенда может дать ценный стимул. Энтузиазм — вот что прежде всего необходимо и нам, и молодежи».
Именно стимул узнать больше о художнике, энтузиазм, интерес удалось пробудить питерской команде и прекрасной труппе театра «Сказка» в новой постановке. Она немного сумасшедшая, сюрреалистичная, но так органично вписаны в ткань сюжета все сцены, так естественно смотрятся костюмы и эффекты, неотделимо подобраны музыка и вплетены хореографические композиции, что час с лишним пролетает на одном дыхании. Единственный недостаток – сожаление, что ж так всё быстро закончилось. Ещё, ещё и ещё, требуют встревоженные чувства.


 Пикассо на самом деле ожил на сцене. Даже не знакомому с его творчеством человеку станут близки чувства, которые испытывал художник. Инфернальный, экзистенциональный ужас от присутствия женщин в мире. Изломанная, бесплодная, бездарная красота. Это больше, чем торжество плоти и разврата, это убийство света и духа. Но при этом ты видишь, что ненависти к этим созданиям художник не испытывает, он сожалеет о них. Не так, как делал это Достоевский, и даже не так, как мы можем встретить у Чехова, но какая-то живая нота жалости есть. 
«Даже когда картина закончена, она продолжает и дальше менять свое лицо в зависимости от настроения того, кто ее сейчас смотрит. Картина живет своей собственной жизнью, подобно живому существу, и подвергается таким же переменам, какие происходят и с нами в повседневной жизни. Это вполне естественно, потому что она получает жизнь от человека, который ее созерцает», - говорил Пикассо.
- Идея поставить спектакль по картинам Пикассо уже давно появилась у меня, но всё никак не удавалось найти режиссёра, который бы смог её осуществить, - рассказал директор театра «Сказка» Игорь Окольников. – Год назад Чакчи Фросноккерс ставил в нашем театре «Марию Стюарт», и он великолепно справился с этой сложной работой. Потому решили предложить ему попробовать Пикассо. Получилось совершенно не то, что я ожидал и предполагал, но спектакль сделан блестяще. И хотел бы к чему придраться, так не найти. Яркий, пластичный, с минимумом слов, но настолько образный и понятный, что уверен, будет близко зрителю не только в России, но и в других странах. Мы создали два варианта, один для взрослых, другой - для детей, с маркировкой +6. 


В буффонаде зритель встретится с одними из самых ярких, запоминающихся картин художника – «Герника», «Авиньонские девицы», «Танец», «Бык». Спрессованное время, сложные образы, изломанные жесты, изломанные судьбы, изломанные чувства, но при этом полное отсутствие пессимизма, безнадежности. Художник словно кричит: «Каждый сам творит свою судьбу! Не Бог, не власть, а ты, ты лично отвечаешь за неё. Ты и твой моральный закон».
- Сделано всё было в сжатые сроки, - поделился Чакчи Фросноккерс, - но я всегда говорю, что так лучше – активизируются все. Со «Сказкой» работать одно удовольствие: и цеха замечательные, и труппа, и зритель замечательный! Он тонко чувствует, реагирует, зритель достойный актёров, которые перед ним играют.
- Когда приезжает хорошая команда – режиссёр, художник, хореограф, даётся спектакль, который трогает, я понимаю – вот она жизнь! – говорит Игорь Окольников. - Как будто мне кислородную подушку дали. Это настоящая радость искусства, возможность напитаться чистой энергетикой. Вы посмотрите – лица у зрителей просветленные! И нет тягостного ожидания в глазах – ну когда же это закончится! Почему и любят театр – именно за возможность прикоснуться к настоящему искусству.

 
Валентина КОРЗУНОВА, фото автора. «ЧР» №23 от 27 марта 2018 г.

Новости по теме: