«Люди угля» - ни пикселя лжи

Дата публикации: 18.04.2018 - 14:51
Просмотров - 205

Фотографическая поэма. Так обозначили организаторы выставку работ «Люди угля» известного фотографа Максима Мармура, которая открылась в Республиканском музейно-культурном комплексе.

Это уже вторая выставка, которую предложила музею «СУЭК-Хакасия»: первая «Первозданная Россия» работала в течение осени прошлого года и вызвала большой интерес у жителей республики. Ожидается, что и новую экспозицию оценят по достоинству не только представители угледобывающих предприятий, которым до боли знакомы сюжеты фотографий, но и далекие от этой отрасли люди. Она будет работать ближайшие четыре месяца.

В течение трех лет московский фотохудожник, финалист Пулитцеровской премии (одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра- прим.ред.) колесил по восьми регионам России, побывал на 23 предприятиях Сибирской угольной энергетической компании, фиксируя увиденное на камеру.

Тема угледобычи для М. Мармура не была в новинку: он начинал в редакциях омских газет, где по долгу службы делал снимки с масштабных производств.

Увлекся фотографией известный фотограф еще в детстве, ходил в фотостудию Дворца пионеров Омска, с тех пор он не выпускает камеры из рук. Она сопровождала его даже во время службы в армии. В 1990-е сотрудничал с «Комсомольской правдой» и другими московскими изданиями. Шесть лет был фотокорреспондентом агентства новостей Associated Press (США), потом — французского агентства. Его фотографии публиковались в таких всемирно известных изданиях как The Times, Washington Post, Time и др.

«Как репортажному фотографу Максиму довелось документировать военные конфликты по всему миру, жизнь и работу Кремля, а иногда даже и похороны политиков. … Он является одним из самых востребованных рекламных и глянцевых фотографов России», - пишет сайт крупнейшего производителя профессиональной и любительской фототехники «Никон», послом которой он является в нашей стране. 

Можно считать настоящей удачей то, что такой успешный фотограф создал фоторепортаж из тысяч снимков для СУЭК. Калейдоскоп фантастических изображений угольных предприятий открывается тем, кто переступает зал музейного комплекса.  Черно-белые фотографии, распечатанные в большом формате, заставляют вглядываться в каждую деталь. Одни работы настраивают на почти философские размышления о смысле жизни, о сути бытия, перед другими нельзя сдержать улыбки. Оказалось, что даже на глубине в несколько сотен метров шахтеры, каждый день рискующие жизнью, могут найти повод для смеха. Во всяком случае фотографу удалось поймать такой момент на шахте им. Кирова.

Благодаря фотографиям Максима Мармура нам удастся спуститься в забои шахт Кузбасса, поколесить по разрезам «Назаровский», «Березовский» и «Бородинский», что в Красноярском крае, побывать на «Тугнуйском» разрезе в Бурятии и «Буреинском» в Хабаровском крае, увидеть высокогорный разрез «Апсат» в Забайкалье.  Есть даже возможность рассмотреть погрузку угля в Мурманском торговом порту.  Запечатлел фотохудожник и забой разреза «Черногорский». 

Героями его фотополотен стали горняки и шахтеры, инженеры и наладчики технических комплексов, в том числе сотрудники наших черногорских предприятий. Некоторые из них были приглашены на открытие выставки и имели возможность первыми оценить работы.

У делегации обогатительной фабрики большой интерес вызвал снимок, сделанный на ОФ в октябре 2016 года. В центре группы сотрудников – Дмитрий Михайлович Колистратов, начальник цеха обогатительной фабрики. Глядя на фотографию, он  вспоминает:

 - Был обычный рабочий день, фотограф появился в цехе неожиданно и сфотографировал нас на рабочих местах.  Рядом со мной на снимке начальник смены, слесарь и аппаратчики. Мы, конечно, благодарны, что вошли в историю, но для меня было несколько неожиданно увидеть фотографию в черно-белом варианте, этот эффект сильно меняет впечатление. Даже возникли ассоциации с хроникой Великой Отечественной войны: кажется, что условия на шахтах и разрезах приближены к боевым.  Посмотрите, на соседней фотографии горняк на фоне экскаватора, как будто за ним стоит танк. Это видение художника, который имеет право на самовыражение. 

Дмитрия Михайловича, как и многих запечатленных на кадрах рабочих разрезов и шахт, узнать непросто. Горняк в разгар смены – в робе, каске, испачканный угольной пылью, перехваченный фотографом в грохоте   цехов и забоев, – и горняк,   одетый в парадный китель с наградами, сверкающими в свете софитов музейного зала, - совершенно разные люди. «Это реальная картина тяжелого шахтерского труда», - сказал директор разреза «Черногорский» Геннадий Шаповаленко об увиденных фотоработах.  

- Очень символично, что «Люди труда» расположились рядом с фотоработами, посвященными героям Сталинградской битвы, - сказал на торжественном открытии выставки Владимир Азев, заместитель гендиректора «СУЭК-Хакасия». Владимир Николаевич зачитал приветствие генерального директора СУЭК  В.В. Рашевского: «… Хочу искренне сказать, что как руководителю мне не все кадры приятны. Когда видишь, как тяжело работают люди, то и тебе на это тяжело смотреть. Наверное, в этом тоже одна из главных задач выставки – сопереживать героям фотографий, дать каждому зрителю представление о том, что уголь добыть – нелегкая задача...»

Действительно, редкие бесценные кадры рассказывают о борьбе за черное золото, столь необходимое людям. Непривычный ракурс, неожиданные наблюдения, как заметки на полях, заставляют замирать перед фотокартинами: вот след на угольной пыли, оставленный, кажется, еще секунду назад, кем-то из горняков разреза «Берёзовский». А вот ковш роторного экскаватора разреза «Бородинский» с надписью «О мой Бог», сделанной остроумным сварщиком, по всей видимости, с чувством благоговения перед гигантской машиной, которая вгрызается в угольные пласты.

Впервые фотографии из этого проекта были показаны в 2016 году  на международном фестивале фотографии в Краснодаре, в апреле 2017-го их увидели участники Итальянского профессионального фотографического форума. В минувшем сентябре выставка стала финальным аккордом экспозиции «Гордость России – шахтеры» в Центральном доме художника в Москве. Потом ее предложили вниманию Кузбасса.    

 - Взгляды кемеровчан еще не остыли на этих полотнах, – сказал заместитель генерального директора «СУЭК-Кузбасс» Петр Пинтусов. - Самое главное, что удалось автору, - показать шахтерское единство, шахтерское братство от Мурманска до Дальнего востока. Мы с Максимом долго работали над этой выставкой, спускались в шахты, шли в забой с рабочими рука об руку.

 -  То, что этот проект выставляется у нас, - большая удача и большое культурное событие, - добавила, приветствуя гостей, министр культуры РХ Татьяна Чаптыкова.

Высокую оценку новой выставке дал и Председатель Верховного Совета РХ Владимир Штыгашев:

- Задачей художника-фотографа было уловить особенности сегодняшней жизни, показать, как изменился мир и как прекрасен человек труда. Я уверен, что через сто лет, рассматривая эти фотографии, люди будут отзываться о них как о прекрасных работах и называть их автора Максима Мармура великим мастером. 

Неожиданно, выступая перед гостями выставки, Максим Мармур пригласил горняков встать рядом  и сказал им теплые слова:

 - Спасибо за то, что вы несете свет и тепло в наши дома! Огромное спасибо СУЭК, которая наделила меня невероятным доверием! Не было никакой цензуры. Вы видите предприятия такими, какие они есть на самом деле. Я очень горд, что ни одного пикселя не соврал в своих фотографиях. Приглашаю еще раз убедиться, что люди, которые работают в шахтах и на разрезах, имеют стальной стержень, невероятный характер и силу воли.

А есть ли среди представленных фотографий любимая у самого автора? Этим мы поинтересовались у Максима Мармура.

 - Да, вот эта, - указал он на почти космический снимок: на нем изображены шахтеры, которые выходят после смены из шахты «Северная», что в поселке Чегдомын (Хабаровский край).  Фотохудожник считает логичным, что снимки сделаны в черно-белом варианте, потому что на угледобывающих предприятиях нет никакого буйства красок.

– Я ни разу еще настолько глубоко не погружался в проект, - признался автор выставки. – Я снимал, что хотел и как хотел. Конечно, здесь есть постановочные снимки: вот портрет шахтера, он мне позирует, но он отвлекся от работы буквально на минуту, ведь его нельзя вырвать надолго из процесса. Взглянул на меня – и вернулся к своему труду. Мы постарались создать коллективный портрет шахтера нашей страны, поэтому не акцентировались на личностях, фотографии безымянные – сделали это умышленно.

 - Для вас как для художника важна оценка героев ваших снимков?

 - Конечно! Это самое важное! На выставку в Кемерове приходили шахтеры, которых я не узнавал чистыми, в форме, а они не понимали, когда были сделаны фотографии. Это самое ценное. Один из снятых мной героев передал потом в благодарность небольшой подарок – кружку с логотипом компании, - так трогательно!  Я  теперь каждое утро начинаю с кофе из нее. Это здорово – понимать, что три года ты прожил не зря! Пожать руку людям, которые благодарны за твой труд, - это круче всяких премий. 

Анастасия ХОМА, фото автора. «ЧР» №29 от 17 апреля 2018 г.

Новости по теме: