На аварию – полчаса. И сантехники чтоб с удостоверениями

Дата публикации: 19.04.2018 - 10:41
Просмотров - 108

С кем ни бывало – дома стало холодно, погас свет или с потолка льется непрошенный дождь, а номер аварийной службы постоянно занят… Когда в трубке раздается долгожданный голос диспетчера, разговор обычно проходит на повышенных тонах: взвинченный человек нервирует оператора своим нетерпением или неуважительным тоном, тот отвечает адекватно, в конечном итоге бросает трубку. Всем в такой ситуации сложно сохранять спокойствие, но представителю аварийной службы необходимо справиться с эмоциями и дать нужные распоряжения, причем как можно быстрее.

Насколько быстро?  Что изменится в ближайшее время в работе аварийно-диспетчерских служб? На эти и другие вопросы о переменах в коммунальной сфере ответил заместитель министра – руководитель департамента жилищного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ Максим Виноградов.

Он сообщил, что в 416-е постановление «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» внесены важные дополнения, в нем теперь детально прописаны действия аварийно-диспетчерских служб управляющих компаний, а именно, сроки устранения аварий и способы взаимодействия с жильцами. Указано, что ответить на звонок диспетчер должен в течение пяти минут или обеспечить возможность оставить голосовое сообщение, а спустя 10 минут перезвонить.

- Локализация всех повреждений внутридомовых сетей должна производиться в течение 30 минут, на ликвидацию засоров водопровода отводится два часа, все другие проблемы с инженерными сетями аварийная служба устранит за три дня, - сообщил Максим Виноградов.

Если закон заработает в полную мощность, то наверняка будут спорные моменты между жильцами и коммунальщиками, которые, несмотря на указанные сроки, долго раскачивались, а люди в это время мерзли или боролись с капающей с потолка водой. Как зафиксировать время обращения в аварийную службу и момент начала ремонта? Чиновники советуют умело пользоваться своими телефонами, в которых отражается время входящих и исходящих звонков. Можно заказать распечатку звонков у оператора мобильной связи.

Кроме того, диспетчер обязан держать человека, который обратился за помощью, в курсе всех дел, в течение 30 минут сообщить, что предпринято для устранения аварии и даже какой сотрудник займется ею. Так, конечно, надежнее, когда знаешь, что чинить батарею придет сантехник Иванов, тем более что у него должен быть бейдж или удостоверение.

Серьезные изменения в плане сервиса управляющих компаний и прозрачности установления тарифа на содержание жилого помещения внесло 331 постановление РФ. Раньше в нем сообщалось, что собственники многоэтажных домов на общем собрании устанавливают размер платы за жилое помещение по предложению управляющей компании не менее чем на один год. Теперь УК обязана уведомить о размере платы не позднее, чем за 30 дней до собрания с помощью объявления, которое доступно для всех жильцов дома. Причем недостаточно указать только «голую» цифру: должны быть представлены ее расчет, обоснование и смета текущих расходов.

- Эти дополнения помогут людям понять, за что им предлагают платить, - отметил Максим Виноградов. – За 30 дней будет время разобраться, задать вопросы управляющей компании и принять взвешенное решение, увеличивать или нет тариф. Эта норма уже должна соблюдаться, потому что постановление вступило в силу 11 апреля.

Помимо срочной информации управляшка должна размещать информацию о своей деятельности не только в пределах офиса, но и вблизи от обслуживаемого ею дома. На стендах надо указать номер лицензии, адрес и режим работы офиса, адрес сайта, уведомления о предстоящих ремонтах и проверках оборудования. Кроме того, пользуется спросом у жильцов пошаговая инструкция о порядке установления приборов учета, информация о внесении платы, о сроках передачи показаний счетчиков, телефоны жилищной инспекции и т.п.

Люди часто сталкиваются с тем, что управляющие компании затягивают составление актов, где фиксируются повреждения квартиры после затопления соседями или дождем. Бывает, проходит не один месяц, прежде чем заветная бумажка оказывается в руках, а ведь без нее невозможно обратиться в суд. Теперь на предоставление копии акта о причинении ущерба здоровью и имуществу также отводится три рабочих дня.

Так же оперативно сотрудники УК должны предоставлять любую интересующую собственника информацию, к примеру, сведения о коллективном приборе учета (на это отводится три рабочих дня, даже если нужны показания за три последних года). Отмечается, что ответ должен быть направлен по тем же каналам связи, что и вопрос: через электронную или обычную почту или с помощью системы ГИС ЖКХ (государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства).

 Максим Виноградов отметил, что невыполнение этих требований грозит управляшкам серьезными штрафами, а именно, «за нарушение правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом» должностное лицо может лишиться 50-100 тысяч рублей, а юрлицо - 150-250 тысяч рублей.

В Хакасии, как и по всей России, вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, которые позволяют собственникам жилья заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями без участия управляющих компаний. Правда, это не затрагивает интересы черногорцев, потому что мы и так платим «Водоканалу», теплоснабжающим организациям, «Горгазу» напрямую.

- В Черногорске в 2015 году прошло лицензирование управляющих компаний, сменился способ управления многоквартирными домами (с обслуживания на управление), на собраниях собственников принимались решения о том, чтобы платить за коммунальную услуги, как было заведено давно – напрямую ресурсникам, - рассказал Максим Виноградов.    

Но в других населенных пунктах республики такой практики  или нет, или она актуальна в отношении нескольких домов. Там все платежи проходят через управляшки, а потому иногда возникают ситуации с задержками платы ресурсникам, если руководство УК решило направить полученные от жильцов деньги на другие нужды. Отсюда вывод: платить за воду, газ и тепло лучше сразу поставщику коммунальных услуг.

Принять решение об этом могут собственники самостоятельно на общем собрании. Расторгнуть договор с управляшкой могут и ресурсники, если плата задержана более чем за два месяца. Перезаключение договора каждому собственнику отдельно не требуется, одномоментно заключается публичный договор. При этом управляющая компания обязана содержать внутридомовые сети в надлежащем состоянии, следить за качеством коммунальных услуг и предоставлять информацию о показаниях приборов учета, если собственников устраивает такой порядок.

Максим Виноградов рассказал и о типичных ошибках, которые допускают собственники в принятии решений на общих собраниях, в частности, на содержание мест общего пользования. Плата за них устанавливается по умолчанию из расчета норматива.

 - Нормативы приняты госкомтарифэнерго Хакасии, они оптимальные, адекватные, плата по ним невысокая. Но люди зачастую принимают решение рассчитывать плату на содержание подъездов исходя из фактических показаний общедомового прибора учета, а это выходит в разы дороже, - рассказал Максим Виноградов. – У нас масса обращений по этому поводу от возмущенных людей. Призываю подходить к этому вопросу взвешенно.

Что касается нашумевшей новости об увеличении платы за вывоз мусора, а точнее, за захоронение ТБО, то Максим Виноградов уверил:

 - Увеличивать или нет тариф, никто, кроме самих жильцов, не имеет права. И так будет, пока вывоз ТБО не перейдет в разряд коммунальных услуг. А пока плата за вывоз отходов входит в плату за жилое помещение, её размер определяют сами собственники на общем собрании.

Однако нужно подходить к определению тарифа разумно, подчеркнул представитель Минстроя. Если управляющая компания обосновывает необходимость поднять стоимость оплаты, то нужно прислушаться, чтобы не засыпаться мусором. Острых вопросов на эту тему в городах и поселках Хакасии пока не возникало.

 - Однако с 1 января 2019 года, насколько я знаю, вывоз твердых бытовых отходов станет коммунальной услугой, - подытожил Максим Васильевич. – Пока нет тарифа на это, идет отбор регионального  оператора.

Прозвучал вопрос о том, когда же можно будет устанавливать в квартиры тепловые счетчики: обидно расставаться с огромными суммами, когда дома очень жарко и батареи перекрыты. Еще обиднее, если всю зиму ходишь в шерстяных носках и согреваешься обогревателем.

 - Если даже вы установите индивидуальный прибор учета тепла, его показания не будут учитывать, пока такими же счетчиками не оборудуют все жилые и нежилые помещения в доме, - ответил Максим Виноградов. – Изменения  в этом плане грядут. Но примите к сведению, что если разводка в доме вертикальная, то устанавливать счетчик придется на каждый стояк.

- Мы согласны, – ответили присутствовавшие на встрече журналисты, лишь бы не платить попусту огромные, «страшные» суммы.    

Анастасия ХОМА. «ЧР» №30 от 19 апреля 2018 г.

 

Новости по теме: