Храни свои корни

Дата публикации: 24.05.2018 - 10:07
Просмотров - 214

Представители разных народов показывали обряды,

 обычаи и удивлялись их схожести

 

     Фестиваль «Храни свои корни» - удачная находка коллектива централизованной библиотечной системы города, их «фишка», которая впервые была реализована много лет назад. И с тех пор ежегодно многонациональные встречи проводятся по-разному. В этом году связующей нитью стали обычаи и обряды, которые есть у каждого народа. В чём их смысл, почему какие-то ушли в никуда, а другие передаются из поколения в поколение – об этом и размышляли представители разных народов, перемежая речи с песнями да плясками.

    Казаки притягивают внимание формой, залихватскими головными уборами, выправкой. А тут, будто специально к городскому событию, у одного из них родилась дочка. Её, понятное дело, в красивый сарафан – и на сцену, вместе с мамой.

    - Рождение ребёнка было большим праздником в казачьей семье, - рассказывал степенный атаман Сергей Кухтин. - Если на свет появлялся мальчишка – ну держись, народ! Звучали выстрелы, пылили по улицам станиц всадники, пели-гуляли от души. Девочек встречали тише, это было тихой домашней радостью.

    Принято было в первый раз купать кроху родным, будущим крёстным с песнями и добрыми пожеланиями. Как все девичьи праздники, и этот отмечался в узком кругу на женской половине, куда приглашались только родственники. И всегда с подарками. Вот ленточка – на первый шаг, на память, вот гребешок для красоты, кушачок - чтобы платье подвязать. Единственный из мужчин, который приглашался на такие праздники, – отец, он должен был хлебать отцовскую кашу – перчёную, сдобренную горчицей. Смысл был в том, чтоб батя съел все горести и печали, а ребёнку досталось бы только хорошее, чтоб была у него счастливая судьба.

     Народ морщился, представляя, как молодой папаша жуёт несъедобную кашу… А он, в шутку, давай её всем предлагать.

     - Девочки начинали работать рано, хвостиком бегали за мамами. Учились шить, вязать, это помогало в жизни, – провожая молодую семью, завершил рассказ атаман.

     Хакасы рассказали о почитании священной берёзы. Наверняка многие видели, как на стройное дерево повязывают ленточки (чолома). А вот какой смысл вкладывается в обряд? Об этом возле импровизированной берёзки поведала Анна Тортомашева:

 - В годовом календарном цикле хакасских народных праздников особый день отведён для берёзы. Это день поклонения священной берёзе Пай Хазын. Крона дерева олицетворяет верхний, ствол – средний, корни – нижний мир. В этом делении глубокий философский смысл. Хакасы за благословением обращаются к берёзе (желательно к старой), поскольку она впитала в себя силу неба, космоса, взяла соки земли, постигла мудрость времени. Поклонение дереву означало родство человека с миром земли.

       Зал замер, наблюдая, как это - правильно повязать чолома – белые, синие и красные ленточки. Выяснилось, что нужно обойти берёзу по ходу солнца три раза, сделать один конец ленты длиннее – «чтобы касался земли».

      - На белую грудь твою – белые чолома, символ чистоты помыслов. Всемогущему небу – синие чолома, как связь с космосом, с верхним миром.  Пламенному солнцу – красные чолома – символ жизни, тепла и достатка.

     Каждый, повязывая ленточки, желал себе и близким здоровья, счастья, загадывал желания.

     Немцы рассказали о католической Троице, о том, что в некоторых местечках сохранён обычай выпускать в этот день голубей – символ мира, святого духа. И о тех же символах, что в России, – берёзовых ветках. Раньше молодые люди накануне праздника ночью тайком приносили к дому возлюбленной веточки берёзы, прикрепляли их над дверью с запиской, чтобы девушка знала, от кого этот знак внимания. Люди верили, что берёзовые ветки отгоняют злых духов от жилища, втыкали их в землю – так возник обычай сажать в этот день деревья.

       Украинцы вспомнили песню «Червона рута» и объяснили, что, по преданию, рута — жёлтый цветок, который лишь на несколько минут, в ночь на Ивана Купала, становится красным.

       Чуваши прибыли в Черногорск во всей красе, в национальных костюмах, из аала Доможаков:

     - Наши предки самыми важными событиями считали рождение, свадьбу, смерть. Каждый из них сопровождали обряды перехода. Во время рождения или смерти человек переходит в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он переходит в другую социальную группу. Чуваши считали большим несчастьем, грехом умереть незамужней или неженатым, - рассказывали гости.- Спутницу жизни искали в другой деревне или на ярмарках. Если девушка нравилась, парень дарил ей орехи или пряники, а девушка, в знак благодарности – вышитый платок, который хранила специально для жениха.

     Весной жених засылал сватов, в основном в дни масленичных гуляний. Во время свадьбы праздник начинался у невесты в доме, это могло продолжаться неделю, после чего весёлая свадебная компания переезжала в дом жениха. Жених с невестой не веселились, потому что считалось, если жених весел, невеста с ним не будет счастливой. А чтобы невеста была покладистой, жених её плёткой по спине поглаживал – мол, если не будет слушать хозяина, не станет гладить. В наши дни веселятся все и надеются на счастье.

    Ансамбль «Илемле» показал свадебный танец.

      Польшу представила девушка из Абакана:

    - Когда рассказываю о нашей культуре, найдётся кто-нибудь, кто выкрикнет, «как у нас». Ничего странного, мы братья-славяне, культура перекликается, хотя, конечно, есть неповторимые особенности.

      Она рассказала о забавном празднике «Анджейки», который отмечают 30 ноября в день святого Андрея, когда все, от мала до велика, гадают, ворожат.

       Людмила Табачных, директор централизованной библиотечной системы, заметила:

    - За десять лет фестиваль посетили шестнадцать разных национальных объединений и диаспор. Все, кто гордится своей нацией, её прошлым, её особенностями и уникальностью, знает язык, уважает культуру.

      А заместитель главы города по социальным вопросам Андрей Ващенко заметил:

     - Такие встречи – это содействие диалогу национальных культур, создание благоприятного психологического климата для людей всех национальностей. Аналогов этому мероприятию в республике нет, и это придаёт фестивалю особую значимость, уникальность. Фестиваль стал визитной карточкой города.

      Что ж, так и есть. И ещё вот что. Обычаи, обряды у всех разные, но есть и то, что их объединяет. Как есть обычные человеческие вещи, которые объединяют всех нас, с разным цветом кожи и разрезом глаз.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР» № 39 от 24 мая 2018г.

 

Новости по теме: