Первая сотня, или испытание деньгами

Дата публикации: 07.08.2018 - 11:59
Просмотров - 254

На ремонт черногорских дорог впервые за долгие годы выделено 100 миллионов. Люди с нетерпением ждут, что же будет сделано, хотят, чтобы деньги были израсходованы с умом, чтобы асфальт прослужил как можно дольше. Поэтому многие пристально следят   за ходом работ, вплоть        до того, что вникают в тонкости технологии, звонят           в редакцию, спрашивают,    как прошли торги, на сколько выигравшие подрядчики уронили цену. Ведь от этого, в том числе, зависит качество дорог с отремонтированным покрытием.

Есть беспокойство по поводу того, что на такие большие суммы каждый год городу вряд ли стоит рассчитывать, а вместо ста опять будут выкраивать на всё про всё миллионов по пять – семь в год, как было раньше.

Вникать в премудрости дорожного ремонта приходится из-за того, что мы «нахлебались»  дыр и выбоин, устали от слалома и мечтаем о качественном дорожном покрытии.

На эту тему сегодня беседуем, собрав вопросы читателей, с заместителем директора государственного казённого учреждения РХ «Хакасавтодор» Андреем Будянским.

Он прежде всего заметил:

- Может быть, я чересчур оптимистичный, но эти сто миллионов – всего лишь первая ласточка из тех больших денег, которые ждут муниципальные образования. Потому что политика федеральных властей по отношению к муниципальным дорогам изменилась. Проблемы, которые всплыли одновременно во многих городах, показали, что в дорожную сферу необходимы серьёзные финансовые вливания. Готовится большая программа, и хорошие суммы для ремонта и строительства дорог, в том числе в таких городах как Черногорск, Абакан, предполагают выделять ежегодно на протяжении пяти – семи лет. Программа называется «Безопасные и качественные дороги».

Обратите внимание, на первом месте – безопасные.

- Почему об этом, наконец, заговорили всерьёз?

- Наверняка вы обратили внимание, сколько произошло неприятностей в прошлом и в этом году в городах страны - дороги начали разваливаться. А почему это стало в одночасье происходить? Прошёл срок их службы. Когда-то, помнится, дороги ремонтировали по плану. Доводились определённые объёмы, их необходимо было освоить. Что важно, периодичность строительства и ремонтов соблюдалась, особенно в крупных городах. Сразу же после перестройки это перестало быть обязательной, первостепенной задачей. Дороги постояли, постояли, и начали рушиться. Они ведь не просто лежат в комфортных условиях. Их ежедневно, ежечасно бьют колёса, добивают - контрастные метеоусловия, характерные для климата большинства регионов страны.

Так вот, когда начались массовые разрушения, решили, что это направление необходимо подтянуть, причём сделать это централизованно.

Так что мы сейчас готовим цифры, обоснования, делаем запросы в города республики. Будем надеяться, что суммы субсидий будут не меньше, чем в этом году.

    Карта ремонтов

- Хорошая новость. А какие дороги будут сделаны в Черногорске в этом сезоне? Давайте нарисуем картину в целом.

- Как известно, выбор подрядчиков происходит через торги. Так вот, в Черногорске все заказы сезона разделили на четыре лота (этапа). Первый этап – это ремонт улиц Советская, Сурикова, Чайковского, Октябрьская, Менделеева.

Поясню: в Черногорск деньги были перечислены двумя платежами, с разбежкой в месяц. Поэтому, к примеру, улицу Октябрьская разбили на два участка и на торги их выставили отдельно. Первые торги состоялись в мае, работы были выполнены подрядчиком ООО «АВИК», как и на улицах Советская, Сурикова, Чайковского.

Работы на Октябрьской будут продолжены, поскольку формально это уже другой лот торгов, которые выиграло ООО «Торговый дом «Минусинский». Первый участок был протяжённостью всего 320 метров, поэтому многие подумали, что дорогу начали ремонтировать и почему-то бросили. Нет, столько и было предусмотрено, сколько сделали.

 

А сейчас предстоит сделать ещё километр 926 метров, то есть практически вся улица будет отремонтирована сплошным асфальтовым покрытием. Срок завершения работ на главной улице Девятого посёлка – конец августа.

Из первого лота в настоящее время доделывают лишь улицу Менделеева, там уже заканчивают устройство верхнего слоя асфальтобетона.

Лоты, со второго по четвёртый, выставлены на торги примерно в один срок – в конце июня. Это были предложения по продолжению ремонта уже упомянутой улицы Октябрьская, по ремонту улиц Г.Тихонова (один километр), Новогодней (один километр 150 метров),  Линейной (950 метров), Чапаева (610 метров), Мира (два километра 265 метров), Советской.

Стройка

в два этапа

- Кроме того, речь шла о строительстве новой дороги на эти же средства.

- Да, строительство этой дороги  уже началось, как говорится, с нуля, в чистом поле. Она позволит добираться с улицы Советская, правда, не по прямой, а с небольшим поворотом, до двухуровневой развязки, которую сейчас возводят на кольце на федеральной трассе. Общая стоимость дороги протяжённостью 404 метра составит 34 миллиона рублей.

Строительство разбито на два этапа. Первый рассчитан на текущий год, стоимость – порядка десяти миллионов. На эту сумму будут вынесены инженерные коммуникации (на пути дорожников есть теплотрассы, ЛЭП и прочее) и устроено земляное полотно. Нынче на этом работы завершатся. А в следующем году запланировано завершение работ: появится асфальтобетонное покрытие, будет сделано освещение и всё остальное,  как положено, на сумму около 24 миллионов рублей.

Ценолом

со знаком минус

- Известно, что подрядная организация ООО «Абаканский Моставтодор» (самый крупный подрядчик по ремонту дорог в этом году) снизила цену контракта более чем на 50 процентов (экономия составила 31 миллион рублей). Возникает вопрос: все ли необходимые для качественного ремонта материалы будут использоваться? Достаточно ли будет средств на всё  необходимое? Общероссийская практика такова, что чем больше скидка, тем хуже качество. Первоначальная цена контракта ведь берётся не с потолка, она обоснованная! Или вовсе нет, если её можно «уронить» больше чем наполовину? Кстати, есть ли предел в снижении цены на закупках?

- Напомню, что победителем аукциона признаётся тот, кто дал меньшую цену. Это единственный критерий, по которому отбирается подрядчик в настоящее время.

- Цену можно снижать хоть до пяти копеек?

- Но! Законом о торгах предусмотрены так называемые антидемпинговые меры. Если кто-то уронил заявленную стоимость контракта более чем на 25 процентов, он обязан внести обеспечение контракта в размере не 5, а 15 % от начальной цены.

Если кто-то всех обошёл со своей низкой ценой, но не стал выполнять работу (такое случается!), эти 15% удерживаются с него автоматически. Такое условие несколько охлаждает тех, кто далёк от реальности. Не секрет, некоторые организации возникают, чтобы заработать, при этом не имеют ничего за душой, никаких производственных мощностей. Они рассчитывают на то, чтобы нанять субподрядчиков и ещё иметь прибыль с того, что реальным исполнителям они платят меньше, чем выделено для производства работ.

Иногда сильно роняют цену организации, цель которых – занять место на рынке. Успешно отработав  на других объектах, получив прибыль, они участвуют в определённом проекте, заранее зная, что будут работать с убытком. Зато стремятся показать, как качественно работают. Всё для того, чтобы впоследствии на них обращали внимание как на вероятных добросовестных подрядчиков, чтобы им доверяли.

В то же время подрядные организации, которые не смогли у них выиграть, остаются без работы, без оборота, кто-то даже закрывается, освободив рынок новичкам.

- Под водой всегда есть камни! А что касается качества работ в Черногорске по «уценённому» контракту, что скажете?

- Подрядчик должен сделать всё в полном объёме, качественно. За этим постоянно следит заказчик (отдел капитального строительства администрации города).

Минтранс Хакасии контролирует как работу подрядчика, так и заказчика. Но больше приглядываем за заказчиком. Причём, не только отслеживаем определённые позиции, но и помогаем, чем можем. Во-первых, консультационно. Объясняем, где есть риск, случайно не заметив, нарушить закон. Зачастую вмешиваемся в аукционные процедуры, когда видим, что документация подана с нарушением, с ошибками. Дело в том, что если на эту ошибку поступит жалоба, торги будут отменены, сроки ожидания работ увеличатся, а люди, допустившие неточности, будут оштрафованы на сумму  до 50 тысяч рублей. Так что всё должно быть чётко, прозрачно.

Воспитание

рублём

- Есть ли в республике кто-то из строителей дорог, кого внесли в реестр недобросовестных подрядчиков?

- В дорожной отрасли Хакасии таких ещё не было. Чтобы кого-то внести в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей услуг), нужно пройти довольно длительную процедуру, это можно сделать лишь по решению суда. Вместе с тем, есть другие действенные меры, которые заставляют подрядчика довольно быстро встать на правильную дорогу. Допустим, он схалтурил, выдал брак. При этом потратил 20 миллионов. Мы говорим: «Такую работу не принимаем». Это значит, что он вложил деньги впустую. Допустим, кто-то сделал дорогу на 15 сантиметров уже. Говорим: «Сломай всё и стели по новой». Сами посудите: это кому-то надо?

- А всё-таки были подобные случаи?

- Были. Опустив голову, нарушители запускают фрезу убирать неправильный слой. Воспитание дорожников идёт годами. Сантиметр по толщине сэкономил, тоже говорим: «Перестилай!» А сантиметр сверху положить не выйдет, приходится класть четыре. Бесплатно. На мой взгляд, такая воспитательная мера эффективнее, чем судебные тяжбы.

Покрытие… играет на постели

- Когда начали асфальтировать улицу Октябрьская в Девятом посёлке, к нам обратились читатели по поводу того, что свежий асфальт просто положили на старый, говорят, что даже без гудрона, то есть с нарушением элементарной технологии. Это можно проверить?

- Работа, о которой идёт речь, завершена. Если бы всё было именно так, как люди говорят, то есть с нарушением технологии, слой асфальта уже отвалился бы. Просто многие привыкли, что раньше проходил гудронатор, мужики со шлангом  наливали битум, потом это всё ни в чём не повинные автомобилисты неделю наматывали на колёса. Сейчас процесс происходит по-другому. Непосредственно перед асфальтоукладчиком идёт машина и разбрызгивает смесь. Так вот, даже асфальтоукладчики теперь практически не пачкают колёса, потому что применяется не гудрон, а битумная эмульсия. Она лучше впитывается в старый асфальт, ложится тонким слоем, плёнкой. А битум ложился неровно, входил в новый асфальт, из-за чего покрытие иногда становилось «текучим», начинало на этой постели «играть».

Новая технология как раз работает на улучшение качества. Тем не менее, по поводу вопросов черногорцев я обратился к заказчику, в ОКС города, и там объяснили, что есть фотодокументация о ходе выполнения работ, то есть фактическое подтверждение соблюдения технологии.

К слову, есть к вашим активным читателям предложение! Если вдруг кто-то видит недоработки в деятельности подрядчиков, пожалуйста, можете предоставлять фотографии нам, отблагодарим и разберёмся. Участки со скрытым браком не примем. Это будет правильное, цивилизованное сотрудничество. Кроме того, на сайте Минтранса есть окно для обращений. Можно писать и о дефектах на эксплуатируемых дорогах, и о браке при строительстве, ремонте дорог.

Гарантии – сколько, сколько?

- О контроле за ремонтными работами. Поздно будет говорить об этом, когда придёт время приёмки сделанного. Да, будет изучен спил поверхности. А если что-то не так, исправить это будет ли возможность? Уже белые мухи полетят, зима начнёт огрызаться ночными заморозками. Есть хороший опыт у Фонда капремонта РХ. После многочисленных жалоб и разного рода кувырков из-за маленьких и больших проблем решили на каждый объект назначить куратора. То есть никто не отменял контроль по линии Фонда, плюс ориентировочно раз в неделю, а если есть озабоченность, тревога по каким-то причинам или жалобы жильцов – и чаще, на объекте бывает этот куратор от администрации города. Он следит за ходом работ, за устранением замечаний. Может быть, и к ремонту дорог подойти столь же щепетильно? Именно ход работ контролировать, соблюдение технологии. Привезли технику и что-то начали делать. Что, как, какими материалами?

- Приказом на каждый объект обязательно назначают куратора, эта практика работает. А ещё существует такое понятие, как гарантийные обязательства. Понимая, что какой бы ни был контроль, скрытые дефекты возможны, законодательство отработало и этот вопрос. В случае возникновения скрытых дефектов в период гарантийного срока (а он назначается, в зависимости от вида конструкций, от года до восьми лет (максимальный срок - на мостах) подрядчик устраняет недостатки за свой счёт.

 Гарантия на земляное полотно – четыре года, на устройство асфальто-бетонного покрытия и на ремонт сплошным покрытием – пять лет, на ямочный ремонт – до года. Это значит, что, если, скажем, отвалился кусок асфальта, подрядчик, если он добросовестный, сам предпринимает меры, без напоминаний, либо с этим требованием обращается заказчик.

Если то дождь,

то слякоть, то снег

- Кого-нибудь в республике наказывали за то, что делал ремонт дороги в слякоть или в снег? Известен факт, когда в Новосибирске за это выписали штраф – 100 тысяч.

- Всё просто, не принимаем эти работы, будто их не было. Если работают в снег, дождь – значит, работают бесплатно, временно прикрывают дыры.

Кстати, не всегда работа в плохих погодных условиях – это нарушение.

- Вот как?

- Порой, если в слякоть специалисты закрывают какую-то дыру в дороге, честь им и хвала – они в непогоду делают это в соответствии с требованиями ГОСТа, в котором указано, что срочный ямочный ремонт выполняется в любое время года, при любой температуре и в любых атмосферных условиях, лишь бы устранить повреждение, чтобы никто не разбился, не пострадал и чтобы как-то дотянуть до нормальных погодных  условий. Это надо понимать. Работы в снег, грязь, но по команде – оплачиваются.

Суровая весна

- Наверняка вы знаете и проблемы дорожных строителей. Что у них, какие трудности, как работается?

- По-разному. Есть такая незадача как сезонный рост цен на материалы. Как к уборочной растёт стоимость солярки и никто с этим не может ничего сделать, так у нас к сезону, весной, растёт стоимость битума и других материалов. Теоретически есть противоядие. Если бы была возможность отторговать все контракты будущего года этой осенью, подрядчики, подписав контракты, купили бы необходимое зимой – битум, инертные материалы, ГСМ. Но пока, по закону,  не имеем права торговать в 2018 году объекты ремонта 2019-го. Хотя подвижки в этом направлении есть, возможно, в скором времени что-то решится, тогда это станет большим подспорьем.

- Вообще, это выгодный бизнес – ремонт и строительство дорог?

- Я бы не сказал. Владельцы магазинов, насколько известно, чувствуют себя комфортнее. Мало того, что подрядчики вкладываются, приобретая материалы по суровым ценам, они ещё и сталкиваются с несвоевременными расчётами.

Щебёночно-мастичная,

по цене приличная

- В разговорах о новом дорожном строительстве нередко слышу, что надо, мол, использовать инновационность. У нас что-нибудь используется нового, прогрессивного?

- Инновационные технологии требуют значительных затрат,  не могу похвалиться интенсивным внедрением прогрессивных технологий в республике. Хотя по возможности кое-что делаем. К примеру, сейчас у нас постоянно применяется, при ремонте искусственных сооружений, гидроизоляционный материал. Прежде гидроизоляцию делали по старинке, битумом. Теперь применяем современный мостопласт.

Есть проект, который сейчас на экспертизе, он предусматривает, при реконструкции  дороги в обход Абакана, с мостовым переходом через реку Ташеба,  усиление железобетонных балок моста полимерными ламелиями. Нижний пояс балок моста, которые перекинуты с опоры на опору, обклеивается полимерными материалами, которые работают как дополнительная арматура. У них очень большой предел прочности на растяжение,благодаря этому увеличивается расчётная нагрузка. К тому же, это профилактика трещин, которые ведут к последующим разрушениям.

Зачастую применяем, при устройстве асфальтобетонного покрытия, при его  реконструкции, полимерные сетки. Обращали внимание, что на дорогах есть поперечные трещины? Они возникают из-за температурных изменений. При строительстве высококлассных дорог такие трещины – температурные швы - делаются специально, чтобы покрытие не лопалось как попало. Так вот, чтобы их совсем не было, под асфальт закладывается армирующая сетка. Попробовали использовать такую технологию на дорогах Белый Яр – Аскиз, Абакан – Саяногорск. Чтобы понять, насколько это прогрессивно, требуется время.

Есть в европейской части страны новый вид покрытия – щебёночно-мастичный асфальт. Щебёнка кубовидной формы обрабатывается битумной мастикой, камень к камню приклеивается тонким слоем такой мастики. Метод значительно дороже того, что применяется повсеместно, пока не можем себе позволить его использовать.

Применяются в дорожном строительстве и модифицированные битумы – с добавлением пластмассы, однако необходимы точные автоматизированные дозировки. Это увеличивает срок службы асфальтобетона, в условиях Сибири – в полтора раза, в тёплом климате – в разы. Только вот пока новинки принимаем с осторожностью:  не настолько хорошо они отработаны в наших условиях, чтобы с лёгкостью на них соглашаться.

И до частников доберутся

- Возвращаясь к началу разговора – если будет хорошее, красивое и финансово богатое продолжение дорожной программы, не получится ли, что сделанное сегодня надо будет, как вы выражаетесь, пускать под фрезу -  срезать и делать новые покрытия?

- Зачем срезать? У нас очень много улиц требуют реконструкции, ремонтов. Нужны тротуары, освещение, и есть ещё очень много дорог, требующих ремонта.

- Может быть, дойдёт черёд и до частного сектора? Есть улицы, где не то что об асфальте, о грейдере мечтают!

- Очень хотелось бы надеяться. Знаю, что будет уделяться внимание дорогам, которые только что нарезаны для нового строительства. К тому же, в программу можно будет вносить изменения, в соответствии с потребностями горожан.

    Марина КРЕМЛЯКОВА,

«ЧР» № 60 от 7 августа 2018г.

Новости по теме: