Новый старт

Дата публикации: 07.08.2018 - 12:20
Просмотров - 284

Каждый раз, когда приезжаю на соревнования по профессиональному мастерству среди работников разрезов СУЭК в Хакасии, становится жаль, что предприятия относятся к категории особо опасных объектов, с соответствующими очень строгими требованиями к технике безопасности и пропускному режиму. Ведь так было бы интересно зрителям посмотреть на состязания водителей огромных БелАЗов, мощных бульдозеров и, конечно, разных типов экскаваторов. Это на самом деле триумф инженерной мысли и рабочего мастерства, наглядный пример того, что профессия рабочего – это не нудная деятельность по накатанной дорожке, а вызов интеллекту, демонстрация талантов. Наблюдение за работой иного мастера может заворожить красотой, дерзостью, умением так обращаться с мощной машиной, что она буквально ласточкой летает над угольным карьером.

2 августа на разрезе «Черногорский» состоялись очередные состязания среди профессионалов. На торжественном открытии заместитель генерального директора – технический директор «СУЭК-Хакасия» и главный судья соревнований Владимир Азев приветствовал участников конкурса, судей и болельщиков от имени генерального директора «СУЭК-Хакасия» А.Б.Килина и подчеркнул:

- Прежде всего, в ходе профессионального конкурса, как и на каждом этапе нашей работы, мы должны помнить о безопасности. Соблюдать  правила личной безопасности, неуклонно следовать правилам безопасного ведения работ – это отличительная черта горняков СУЭК. Уверен, что сегодня состязания будут напряженными, опыт и объективность нашей судейской бригады - залог того, что объективную оценку получит каждый участник.

После того как состоялся торжественный подъем флагов России, Хакасии и СУЭК загорелся огонь соревнований.  

- Я уже почти 20 лет работаю директором разреза, и как пришёл, через пару лет мы стали проводить соревнования профессионального мастерства, - рассказывает директор разреза «Черногорский» Геннадий Шаповаленко. - Сначала только на нашем разрезе. Затем, когда вошли в СУЭК, в соревнованиях стали принимать участие команды других разрезов компании  в Хакасии – «Изыхского» и «Восточно-Бейского». Есть у горняцких соревнований СУЭК и российский масштаб – тому подтверждение Шахтёрские олимпиады.

ШАРИК ДЛЯ БЕЛАЗА

В этом году впервые официально, на общих основаниях в соревнованиях среди водителей 130-тонных БелАЗов участвует женщина – Наталья Ковтик. Не один год шли разговоры, что, мол, пора бы и представительниц прекрасного пола включить в состязания, раз уж они наравне с мужчинами работают на разрезе. Более того, не раз женщины участвовали в показательных выступлениях и демонстрировали высочайшие результаты. И, наконец, состоялась маленькая революция – водительницы прошли отбор на региональный уровень состязаний.

«Змейка», заезд в гараж, выполнение сложных фигур на огромной машине и финальное испытание - проткнуть пикой установленной на бампере БелАЗа воздушный шарик – не всем оказались по плечу. Из шести участников половина не справилась с последним этапом.

Видимо, волнение и ответственность премьеры не позволили Наталье Ковтик показать всё, что возможно. Но будем надеяться, что на следующих состязаниях женщины ещё не раз покажут высокий класс водительского мастерства.

Победителем в этой номинации стал водитель «Восточно-Бейского разреза» Александр Дудаков. Стоит отметить, что под руководством старшего экипажа Александра Дудакова коллектив водителей является передовым по итогам выполнения плановых показателей работы за 2016 и 2017 годы. Экипаж автомобиля неоднократно получал высший балл по итогам проверок, проводимых на предприятии, за соблюдение требований охраны труда и правил безопасности при проведении работ.

Немного уступил ему водитель разреза «Черногорский» Алексей Гавриченко, молодой и весьма перспективный работник.

- Участвую в соревнованиях впервые, и мне понравилось, - поделился впечатлениями Алексей. - Самым сложным элементом для меня, пожалуй, стало кольцо, скорость маленькая, трасса короткая, машину немного сносило, нельзя было показать всего, что могу. В целом, работа водителя БелАЗа мне нравится. Сразу после школы пошёл учиться в горный техникум, затем служил в армии, а после возвращения устроился работать на разрез. Мне интересны машины, а тут такой большой самосвал! Сейчас одновременно с работой заочно учусь в красноярском горном институте на факультете горные разработки. Хорошо, что обучение поддерживает СУЭК, без проблем отправляет на сессии по справке-вызову, это время оплачивается.

Третье место - у коллеги с «Черногорского»  Виталия Тритенбаха.

ИСПЫТАНИЕ ЯЙЦОМ

Соревнования среди машинистов бульдозеров - на этот раз в качестве основного типа техники был выбран «Либхерр - 764» - зрелище захватывающее. Грохочущий монстр, послушный человеческой руке, вихрем пролетает по площадке – там прокатился фигурно, там сгрёб отвалом горную массу, и чуть спустя этим же отвалом, на котором, если положить его плашмя, с комфортом разместятся человек десять, машинисту нужно сдвинуть деревянные бруски и забить гвоздь. А ещё рыхлителем надколоть скорлупу куриного яйца, установленного на подставке.

И ведь из шести участников пятеро успешно справились с заданием. А Сергей Бурдуков с «Восточно-Бейского разреза» и вовсе умудрился не просто попасть по куриному яйцу, но надколол его, при этом не разбив. Высший пилотаж! Жаль, что на других испытаниях показал результат чуть хуже, и в итоге лишь пятое место.  

- На соревнованиях уже второй раз, впервые был года два-три назад, - говорил Сергей Бурдуков перед своим стартом. - Мне интересно, причём не только практическая часть, но и теория. Сдал быстро, на пятёрки, даже не волновался. Скорее, сейчас лёгкий мандраж есть перед выступлением на полигоне. Бульдозеры я люблю, особенно машину, на которой работаю последние годы. «Либхерр» надёжный, комфортный, мобильный, мечта – а не техника! Самая лучшая машина. Прежде я трудился на Т-25, её ещё «Четра» называют.

 В итоге первое место у машиниста разреза «Черногорский» Олега Никифорова. Впрочем, иметь звание победителя ему не впервой – в прошлом году Олег Александрович занял первое место по итогам конкурса «Лучший по профессии» среди предприятий АО «СУЭК».

Серебряная награда у машиниста «Изыхского» Алексея Зонова, бронза – у его же коллеги Дениса Панненштиля.

К ЭКСКАВАТОРУ С УВАЖЕНИЕМ

Как выглядит экскаватор – знает каждый. Их регулярно мы встречаем в городе. Но разве могут сравниться эти миниатюрные машины с теми, что работают на разрезе! Я даже не говорю о гигантах – шагающих экскаваторах, те вовсе вне конкуренции. Махины высотой с двух- а то и с трёхэтажный дом, чьи стрелы выносятся на длину в 70-90 метров, и где-то там, вдали, качается на тросах ковш. Но даже их более миниатюрные собратья – карьерные экскаваторы «Комацу» РС-1250 и РС-4000 не оббежать за 10 секунд.

Мощный корпус, вместительный ковш, а что творят в работе! Умелый  машинист, ювелирно работая джойстиками, проводит стрелу между мачтами на расстоянии в несколько сантиметров от вешек. Берёт ковшом мяч и закидывает в корзину, а то и вовсе огромным ковшом аккуратно задвигает спичечный коробок – причём  профессионалы умудряются это делать настолько бережно, что маленький коробок остаётся целым.

Лучшим среди машинистов РС-1250 стал  черногорец Роман Минхаеров. Примечательно, что профессию машиниста РС-1250 он освоил совсем недавно, только в мае прошлого года прошёл переобучение с машиниста погрузчика – и уже такой результат. Более того, Роман Ильфатович не стал останавливаться на достигнутом, меньше чем полгода назад он освоил РС - 2000.

Второй результат в этом классе машин также у черногорца Алексея Миронова. Третье место – у машиниста ВБР Евгения Журавина. Стоит сказать, что вместе с Евгением на площадке соревновался его брат  Алексей, машинист РС-1250 разреза «Изыхский». Его показатели гораздо скромнее, чем у брата, так ведь и за джойстики «Комацу» он сел всего полгода назад.

- Экипаж у нас самый молодой среди всех разрезов Хакасии, - рассказывает Алексей Журавин.  - Но мы уже вышли на стабильные показатели, не сказать, что грандиозно высокие, но и не низкие. Думаю, что в будущем покажем лучший уровень. До сих пор учимся у других, более опытных машинистов, перенимаем их опыт, всё же до «Комацу» мы работали на совсем другой машине, есть разница. Конечно, выступая, волнуюсь. Но хочу отметить, что организация соревнований классная, всё продумано. Для меня соревнования интересны ещё и тем, что можно посмотреть, как работают другие машинисты. Зачем изобретать велосипед, если он уже существует? Так и в нашей работе, зачем придумывать приёмы, когда более опытные машинисты их уже давно применяют на практике. Лучше уж освоить накопленный опыт, а затем изобрести своё, на самом деле новое, что поможет ещё лучше выполнять задания.

В классе машин РС-4000 и РС-3000 безусловным победителем стал Владислав Еремеев, разрез «Черногорский». К слову сказать, он же в прошлом году на Шахтёрской Олимпиаде занял первое место.

Второй результат у Кирилла Дыскина, горняка ВБР и члена славной династии Дыскиных, многие из которых трудились и до сих пор трудятся на разрезах СУЭК в Хакасии. Третье место вновь у черногорца – Андрея Харитонова.

Пожалуй, самый старший по возрасту тип машин, участвующих в состязаниях профессионалов, – шагающие экскаваторы ЭШ 10/70. В этой номинации первое место у машиниста «Черногорского» Андрея Мельдера, неоднократного победителя различных соревнований среди профессионалов СУЭК. Например, в 2015 году Андрей Иванович  занял первое место по итогам конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди предприятий АО «СУЭК» в Республике Хакасия и был награждён автомобилем.

Серебро повёз домой машинист «Изыхского» Павел Кривошеев, третье место завоевал  Вячеслав Колесников, «Восточно-Бейский разрез».

 - Убеждён, что такие соревнования не просто нужны для машинистов, а необходимы! – комментирует опытный машинист ВБР с 26-летним стажем Михаил Топоев. - Они дают массу полезной информации, которую потом применяешь в работе. И даже те элементы, которые воспринимаются зрителями как зрелищные, на самом-то деле часто используются на практике. Например, одно из заданий - поочерёдно сдвинуть ковшом бруски. Кажется, при чём тут обычная работа? Но бывает, что  до  угольного пласта надо снять всего-то сантиметров 20 породы. То есть, выполнить то же самое, что на соревнованиях. Аналогично и по другим этапам – на точность, на скорость. Во-вторых, обмен опытом. Мы учимся у более опытных машинистов, наладчики перенимают друг у друга приёмы, сейчас уже и сам делюсь опытом, как в своё время со мной делились.

- Я думаю, что такие соревнования - большое подспорье в работе, - подытоживает Геннадий Шаповаленко. - Момент, когда люди общаются, передают друг другу оптимальные приёмы работы. Тем более что приезжают на соревнования по профмастерству лучшие специалисты, значит, есть чем поделиться. Во-вторых, немаловажен дух соревнований, желание показать всё, на что способен. Каждое соревнование выявляет сильнейшего, а затем мы стараемся понять, как, за счёт чего человек добивается таких высоких результатов, и в итоге анализа появляются общие рекомендации для всех водителей или машинистов по передовым приёмам труда. Например, при работе на экскаваторе очень много нюансов, как удобнее, как быстрее сделать ту или иную операцию. И на таких соревнованиях мы вживую видим оптимальные методы работы, а затем внедряем их в общий процесс.

 

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора,

«ЧР» № 60 от 7 августа 2018г.

 

Новости по теме: