Ученик – факел, который надо зажечь

Дата публикации: 11.09.2018 - 10:48
Просмотров - 54

Утром на дорогах стало тесно – родители везут ребят в школы и детские сады. Кто-то сам, с портфелем наперевес, топает, на уроки. Уже завершилась первая учебная неделя, в дневниках замелькали первые отметки, ученики и учителя вошли в рабочий ритм. О том, как начался учебный год и что нового произошло в последние годы в образовании, мы поговорили с руководителем городского управления образованием Евгенией Геннадьевной ЧЕРНЫШЕВОЙ.

- Начну с неожиданного вопроса. Из уст городских властей как-то прозвучало, что Черногорску нужна еще одна школа в новом районе. Есть ли в этом нужда и существуют ли такие планы у городской администрации?

 - Школ в Черногорске достаточно, но распределение детей неравномерное. Лицей, гимназия, школы 19 и 20 заполнены сверх вместимости. Возникает необходимость строительства новой школы в районе магазина «Ролби». Предполагаемый объем инвестиций – 860 млн рублей.

- В каком состоянии здания школ на данный момент? На совещании по подготовке к зиме было озвучено, что на ремонт учреждений образования в этом году в совокупности выделено 9 млн рублей.  Достаточно ли этого?

- Конечно, школам нужен капитальный ремонт, потому что большинство зданий образовательных организаций - постройки годов прошлого века, и степень износа их год от года увеличивается, но местный бюджет остродефицитный, потому в этом году в основном ограничились текущим ремонтом. Руководителям и коллективам учреждений пришлось приложить немало усилий, чтобы изыскать финансирование. Не могу не отметить, что посильное участие в ремонте приняли не только работники и руководители образовательных организаций, но и родители. Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность всем за проделанную работу.

Особенно остро стоит проблема замены в школах и детских садах оконных деревянных блоков на пластиковые. Нужен ремонт фасадов, капитальный ремонт системы тепло-, водоснабжения. Необходимы строительство столовой в школе № 4,  капитальный ремонт бассейна в школах №№ 9, 15, 20, а в 15-й еще и актового зала. В школах 13 и 6 требуют ремонта спортзалы, а в 1-й школе – туалеты.

 - В 7-й школе вообще спортзала нет…

 - Да, на уроки физкультуры школьники ходят в ЧГСТ, школу № 6 и ДЮСШ. Проект на строительство зала есть (по нему предусмотрен также актовый зал и 8 учебных кабинетов). Ожидаем федеральных ассигнований, для того чтобы данный проект запустить в работу.

Хотелось бы оснастить современным оборудованием спортивные площадки и стадионы всех школ, как это получилось в Пригорске. Там к новому учебному году на территории школы появилась площадка для уличного фитнеса - подарок от ОАО «Белаз».

- При нехватке финансирования коллективы образовательных учреждений умудряются внедрять новые интересные программы интеллектуального и физического развития детей. Привлекать внебюджетные средства получается за счет грантов.

 - Да, вы правы. Школы и детские сады активно пользуются возможностью получить грантовую поддержку. Так, большой популярностью у педагогического сообщества пользуется конкурс социальных проектов «Комфортная среда обитания», организованный Фондом «СУЭК-РЕГИОНАМ» и АНО «Новые технологии развития».

В этом году гранты разных размеров получили школа № 4 (проект «Создание этно-площадки «Чарча,) и детский сад  «Ёлочка»  (проект «Метеоплощадка в детском саду как средство успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»).

Реализован еще ряд социальных проектов в школах и детских садах. В «Золотой рыбке» удалось благоустроить спортивную площадку, в школе № 20 – оборудовать тир. Самый крупный грант – 1 млн рублей – в 2017 году получила гимназия  за победу в конкурсе в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования». Коллектив школы разработал проект «Профориентационный холдинг «Я и моя профессиональная карьера». 

В 2016 году коллектив Центра творчества и досуга стал победителем в республиканском конкурсе грантов на поддержку техноклабов на базе организаций дополнительного образования с проектом «Робототехника: взгляд в будущее» и получил грант в размере 300 тыс. рублей. Помимо этого, педагоги учреждения и учащиеся объединений технической направленности одержали победу в третьем открытом фестивале технического творчества конструкторов и программистов «От робота к роботу» (проводится в ХГУ) в номинации «Электронные информационные системы» и получили сертификат на покупку оборудования в сумме 20 тыс. руб. В образовательную программу Центра введено новое направление, реализуемое с помощью освоения и использования учащимися ИКТ-мультипликация.

- Образование постоянно переживает перемены, учителям приходится перестраиваться, непрерывно повышать квалификацию. В школах учат новому и по-новому. Наверное, в этом суть модернизации образования.

 - Задача модернизации – создать современную, оснащенную техникой и разнообразными учебными материалами школу, в которой было бы интересно и комфортно всем, в том числе ребятам с ограниченными возможностями. Меняются содержание учебных курсов и методика преподавания, разрабатываются и внедряются образовательные стандарты нового поколения. К слову, с 1 сентября по новому стандарту в городе будут  обучаться 90 % школьников Черногорска.

 - Какие современные образовательные программы, технологии, формы и методы обучения есть в школах и детских садах нашего города?

- Мы отказываемся от традиционного обучения, направленного на накопление знаний, умений, навыков. Школа старается уделить внимание прежде всего  развитию личности ребенка, а для этого ищет интересные формы и методы, использует новые образовательные программы и технологии: проектные,  игровые, здоровьесберегающие, дистанционные и др.

С помощью технологии развития критического мышления учитель формирует  умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений.

Основной формой обучения по-прежнему является урок, но его форма может быть разной, все зависит от того, какие цели ставит учитель, и его творческого подхода. В наших школах используется множество форм уроков, например, интегрированные уроки, уроки в форме соревнований и игр, уроки-диспуты, деловые игры, экскурсии и т.д. Школа сегодня ориентирована на активные и интерактивные методы обучения, когда ученики принимают активное участие в процессе обучения, широко взаимодействуют как с учителем, так и друг с другом.

 - Продвинутые педагоги понимают, что когда ученики просто слушают учителя, это дает  плохой результат. Чем еще можно заинтересовать ребят?  

 - Чтобы развить у детей интерес к изобретательской деятельности и научно-техническому творчеству, в школе № 4, в гимназии, в детских садах «Аленка», «Елочка», «Калинка», «Лукоморье» используется новая технология, объединяющая в своих началах науку, технику, инженерное дело и математику – это STEM технология. Робототехникой занимаются ребята гимназии, школ 3, 20, 19.

Новые технологии постепенно приходят в образование. Уже во всех школах Черногорска используются  электронные дневники и журналы. В школах  №№ 4, 19, 20, гимназии, лицее созданы библиотечно-информационные центры. Оборудованы специализированные кабинеты по разным предметам: в 7-й школе есть кабинеты географии, математики и русского языка,  в лицее – химии и физики, в 20-й – биологии,  естествознания и др. К слову, кабинеты были приобретены в рамках проекта модернизации общего образования.

Пополняется и компьютерный парк: в 2017-2018 учебном году он вырос на 35 ПК. В 2017 году  существенно пополнили и обновили  компьютерную технику гимназия и школа № 5. Во всех школах есть доступ в интернет, но пока показатель доступности учащихся к интернет-ресурсам – 8,6 человека на один компьютер. В восьми школах города установлено оборудование для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кстати, в прошлом учебном году из различных источников финансирования было выделено на приобретение компьютерного, интерактивного и учебно-лабораторного оборудования 1, 3 млн рублей. К новому учебному году поступили учебники на общую сумму 3,7 млн руб. Добавлю, что работа по пополнению фондов школьных библиотек проводится ежегодно в организованном порядке. Все школы ежегодно приобретают необходимые учебники (из-за износа старых, увеличения количества учащихся, введения новых учебных предметов, исключения учебников из федерального перечня).

 - В общем, учись – не хочу. И результаты модернизации уже видны в результатах  ЕГЭ. 

 - Количество высокобалльников  с каждым годом становится все больше! В 2018-м таковых у нас 88 человек.  Два выпускника из лицея получили максимальный результат по русскому языку. 49 ребят заслужили медали «За особые успехи в учении», 18 из них удостоены медали «Золотая надежда Хакасии». И конечно, всегда есть победы в республиканской олимпиаде.

- Каким образом происходит поддержка одаренных детей?

 - Лучшие ребята участвуют в интеллектуальных конкурсах на уровне города, республики, страны. Заявить о себе можно на всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Ежегодно проводится городской конкурс «Ученик года», конкурсы на соискание премии Главы Республики Хакасия, главы города, премии Хакасского Республиканского общественного фонда поддержки одаренных детей, другие. Ученики с высокими учебными достижениями участвуют в профильных сменах для одаренных детей («Право выбора», «Золотой запас республики», «Технотворчество», «Шаг в будущее»).

 - Все накопленные знания помогут ребятам во время сдачи ЕГЭ, а значит, облегчат поступление в вуз. Это важно. Плюс грамоты в портфолио. Но главное, что школа стала руководствоваться известным изречением: «Ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Подготовила Анастасия ХОМА,

фото Марины Кремляковой

Новости по теме: