Ах, эти жёлтые ботинки!

Дата публикации: 04.12.2018 - 11:34
Просмотров - 72

Почему они так и остались лишь мечтой, хоть и были оплачены?

 

Игорю понравились жёлтые ботинки. Модные, известной фирмы, они были такими красивыми на случайно открытом сайте (кликнул по рекламному объявлению), что быстро созрело решение: «Выпишу через интернет, в Черногорске таких днём с огнём не сыщешь!» К тому же привлекла цена. Точнее, если честно, половина реальной цены - магазин заманивал распродажей. В итоге «операция» провалилась. Почему – разберёмся вместе.

Игорь отправил заказ по интернету, через некоторое время раздался телефонный звонок. Мол, если закажете три пары ботинок (у нас ведь распродажа!), тогда в посылку положим ещё и шагомер – в подарок.

- А если не подойдут? Всё-таки обувь трудно подбирать, – насторожился Игорь. - как быть с возвратом?

- Вернёте без проблем, мы даже ваши почтовые расходы готовы оплатить.

- А почему у вас на сайте кнопка «Возврат товара» не работает?

В ответ, как припоминает Игорь, последовала фраза что-то вроде, «не беспокойтесь, в каждой коробке с обувью будут бланки, созвонитесь с нами, если что, поможем заполнить. Мы работаем так!»

На самом деле фирма, как вы уже наверняка догадались, сработала иначе – по-мошеннически.

Они доверительно разговаривали, перезванивали в назначенный час, поскольку Игорь-таки решился на две пары обуви по 3 тысячи каждая, всего – на 6 тысяч рублей. Позвонили даже в тот день, когда посылка поступила в Черногорск на почту. Мол, идите, забирайте.

Посылка была оформлена «наложенным платежом», то есть нужно было за неё сначала заплатить, потом только взять в руки.

В итоге, в пластиковом почтовом пакете лежали две пары ботинок абсолютно не тех фирм, которые заказывал молодой человек, к тому же они оказались маломерками, и хоть на них значились цифры «45», фактически они были 42-го размера.

Игорь – на почту: «Можно ли вернуть перевод за посылку, не отправлять его? Я только что внёс шесть тысяч, плюс 500 рублей – за почтовые расходы».

Ответ был: «Нет. Электронные переводы отправляются мгновенно».

На горячей линии Почты России подтвердили: всё правильно. Теперь, чтобы вернуть деньги, необходимо связаться с тем, кому вы их отправили. А в почтовой квитанции Андрей увидел, что деньги он отправил в Москву, до востребования, а также фамилию и имя частного лица.

К слову, сейчас разворачивается нешуточная кампания с переводами, которые делаются с банковских карт. И чуть что, в частности, при подозрении на мошенничество, карты блокируются! Это после можно звонить, разбираться, писать заявления… С почтой тоже связаны реальные мошеннические истории, вот где поле для усовершенствования системы отзыва или «заморозки»  переводов! Наш читатель ведь в первую очередь, спустя полчаса после того, как сделал перевод, рванул на почту! И получил от ворот поворот.

После этого он дозвонился по телефону, с которого поступали звонки с сайта, обрисовал ситуацию, на что ему строго ответили: «Отправляем вам СМС, действуйте как сказано там». А «там», среди прочих требований, было и более чем странное – предлагали прислать копию трёх страниц паспорта.

Вот тут-то самостоятельные поиски правды Андрей решил прекратить и обратился в редакцию. А мы, в свою очередь, в отдел по защите прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии Черногорска и в ГОВД.

Юрисконсульт отдела по защите прав потребителей Тарина Султрекова обратила внимание на некоторые немаловажные детали, которые могут обезопасить покупателей интернет-магазинов.

Первое. У Андрея не было возможности сначала посмотреть на товар и только после этого оплатить его. Чтобы избежать получения на почте «кота в мешке», можно потребовать у продавца интернет-магазина отправить посылку с описью вложения. В этом случае можно до оплаты вскрыть упаковку и проверить, то здесь, что вы ждёте, или не то. В сохранности ли. Нужный ли размер. Если что-то не то, вы вправе отказаться от товара. При этом сотрудник почты составит акт и отправит посылку обратно. Если же всё в порядке, можно вносить деньги за товар.

Есть, правда, одно «но»: существует перечень товаров, которые вообще невозможно вернуть, это оговорено законом.

Второе. Перед покупкой внимательно посмотрите сайт, найдите ИНН, ОГРН интернет-магазина. Они обязательно должны быть, это требование закона. Если планируете дорогостоящее приобретение, проверьте по ИНН, вплоть до обращения в налоговую инспекцию с запросом, существует ли такой предприниматель, всё ли сходится по его данным.

Не доверяйте отзывам, опубликованным непосредственно на сайте продавца. Введите в поисковую строку название интернет-магазина, запросите отзывы о нём. (Когда сделали это в отношении интернет-магазина, который обманул Андрея, увидели лавину отрицательных, если не сказать сильнее, отзывов).

Кстати, называть адрес этого магазина нет смысла – мошенники практически ежедневно меняют названия и заманивают новых жертв фотографиями потрясающе красивой, качественной обуви. А присылают неизменно не те модели, откровенный ширпотреб.

Третье. Если вы всё-таки только дома обнаружили какой-то дефект товара или получили посылку без описи, открыли после оплаты и увидели, что размер не ваш, модель не та и вы готовы «биться» за правду и свои деньги, – нужно составить претензию в письменной форме. Пишем, на чьё она имя: ИП, адрес. Кратко излагаем ситуацию: когда, с какого интернет-магазина был сделан заказ, на какую сумму. Укажите, что покупка подтверждена кассовым чеком (с почты) и предоставьте свои банковские реквизиты (их нужно взять в банке, не вздумайте отправлять все подряд «циферки» своей карты!), потребуйте возврата денег или замены, чтобы прислали те ботинки, которые вы заказывали.

И никаких копий паспорта не отправляйте! Если на претензию не отреагируют – вам в ГОВД, с заявлением.

Четвёртое. Затруднения с возвратом денег за выписанный товар часто возникают ещё и из-за того, что необходимо доказать, что вы заказывали именно «те» ботинки, а не эти, что пришли фактически. В идеале, это можно было бы подтвердить договором или перепиской в электронном виде, а мошенники нередко принимают заказы путём телефонных переговоров, которые ну никак к делу не пришьёшь.

Ситуацию по нашей просьбе прокомментировала и начальник следственного отдела ОМВД России по Черногорску Анна Садовая.

Она констатировала, что случаев, когда черногорцы обжигаются на заказах через интернет,  увы, немало.

Например, А.П. увидел в интернете рекламу средства, помогающего бросить курить, перешел по указанной ссылке. На сайте продавалось средство для отказа от курения в пузырьках, в жидком виде, предназначалось для приема внутрь.

Мужчина заказал пузырек стоимостью около 3 тысяч рублей, примерно через две недели заказ пришел. Только вот после прохождения курса ничего не изменилось - табачная зависимость никуда не исчезла. «Я как курил, так и курю до сих пор», - сетовал поборник здорового образа жизни.  В данной ситуации потерпевший осознавал, что еще легким испугом отделался, поскольку на его самочувствии «непонятное» средство хотя бы не сказалось негативно.

В другом случае девушка решила заказать через интернет видеорегистратор стоимостью около 5 тыс. рублей. Посылка пришла, но вместо ожидаемого регистратора внутри оказался… китайский электрошокер стоимостью около тысячи рублей.

Ещё один черногорец заказывал айфон стоимостью более 6 тысяч рублей.  Мужчина искренне верил, что нашел супервыгодное предложение и отправил деньги. И посылка ему пришла, однако вместо телефона в коробочке оказалась… кофейная кружка.

Однако, черногорцев в вышеуказанных случаях можно назвать счастливчиками, в том смысле что посылки все же добрались до них, хотя и с весьма сомнительным содержимым.

В большинстве же случаев, отдавая предпочтение покупкам через интернет, люди остаются и без денег, и без товара. При этом черногорцы с завидным постоянством отправляют деньги неизвестным! Строительные материалы, автомобильные запчасти, бытовая и цифровая техника - товары, которые находят обманутые покупатели во всемирной паутине.  Товары, которые так и не были доставлены своим адресатам, и всё потому, что горожане поспешили внести за них предоплату.

Почему так происходит? Нередко для реализации своих преступных замыслов мошенники создают лжесайты или сайты-клоны. При этом клонируется контент сайта, принадлежащий порядочным интернет-магазинам.

Удается ли раскрыть преступления такого рода?

- В нашей практике есть случаи раскрытия таких преступлений, - рассказала начальник следственного отдела, - к примеру, недавно в полицию обратился мужчина с заявлением, что неизвестный путем обмана, под предлогом продажи автомобильного двигателя, завладел принадлежащими ему деньгами в сумме 30 тысяч рублей. Началось всё с того, что заявитель увидел в интернете объявление о продаже комплектующих на двигатель. Связавшись с продавцом, он договорился о сделке. Главным условием купли-продажи была предоплата. Покупатель, не задумываясь, перевёл на указанные реквизиты 30 тысяч. После связаться с мнимым продавцом не удалось. Впрочем, личность виртуального продавца была установлена,  им оказался 33-летний житель Приморского края.  У него были изъяты телефон, с которого тот звонил потерпевшему, и банковская карта, на которую перечислялись деньги за так и не оказанную услугу.

Однако значительная часть аналогичных преступлений остается нераскрытой.  Сложность в том, что  отсутствуют реальные следы преступления, так как все контакты происходят через виртуальную сеть.  Кроме того, интернет-мошенники работают удаленно и могут находиться за тысячи километров от вас, что также вызывает определенные сложности в поиске и установлении их местонахождения. Так что настоятельно рекомендую перед покупкой внять советам специалистов и сделать всё возможное, чтобы подстраховать себя от виртуальных грабителей.

Что же получается, в интернет-магазины – ни ногой? Ну почему же? Есть известные, «испробованные» сайты, которые дорожат репутацией, которые на рынке давным-давно (по документам о регистрации), у них всё как положено, в каждой посылке – бланки возврата. Есть и такие, что обрастают сетью пунктов выдачи даже в небольших городах, их любят за то, что в этих пунктах есть примерочные, можешь открыть посылку, примерить(!!!) вещь и сделать выбор – брать её или отказаться. Денег за это не берут.

А от ловкачей, если нарваться на них и пренебречь правилами безопасности, остаётся не только опустошённый кошелёк, но и боль в душе из-за жёсткого цинизма. Досадно, конечно, что единственный выход – тратить достаточно времени на подстраховку, проверки, прежде чем перечислить деньги кому-либо. Но по-другому – никак!

 

 

 

Правила «игры» интернет-торговли

n Покупатель имеет право знать об основных свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

 

n Законом «О защите прав потребителей» установлен так называемый «период охлаждения» в семь дней, когда потребитель может немотивированно вернуть товар продавцу.

 

n С учетом особенностей удаленной коммуникации сторон сделки более четко определен момент заключения договора – при выдаче продавцом покупателю кассового или товарного чека.

 

n  Продажа товаров дистанционным способом, в том числе через интернет, на территории России регламентируется положениями статьи 497 Гражданского кодекса РФ, а применительно к продаже товаров гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, также статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612.

                           Роспотребнадзор РХ

 

Сейчас разворачивается нешуточная кампания с переводами, которые делаются с банковских карт. И чуть что, в частности, при подозрении на мошенничество, карты блокируются. Это после можно звонить, разбираться, писать заявления… С почтой тоже связаны реальные мошеннические истории, вот где поле для усовершенствования системы отзыва или «заморозки»  переводов!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР» № 94 от 4 декабря 2018г.

Новости по теме: