Фэнтези для сольфеджио

Дата публикации: 13.12.2018 - 10:25
Просмотров - 348

Под занавес уходящего года журналисты редакции решили сделать читателям приятный сюрприз. Мы начинаем проект под рубрикой «Браво!», в которой расскажем о земляках, делающих нечто такое, что не вписывается в рамки обыденного. 

Ведь в жизни есть множество способов ее украсить. Но нам самим необходимо сделать так, чтобы в круговороте серых будней было что-то хорошее: место творчеству, встречам с природой, искусством, общению, позитиву. Ответственность за собственную интересную жизнь лежит на каждом. Наивно полагать, что кто-то сделает это за нас. И пока одни теряют драгоценные дни, другие креативят. Во всем - у плиты и за швейной машинкой, у мольберта и на дачном участке, за верстаком и в спортивном зале. Мы таким людям говорим: «Браво!»  И они рядом с нами. Это соседи, коллеги, друзья.

Поэтому, уважаемые читатели, звоните в редакцию, подсказывайте, о ком можно рассказать. И кстати, пишите сами и не стесняйтесь назвать собственную кандидатуру.

Когда мы вам предложили на страницу «Пульс города» делать новости вместе, все получилось. Верим, что и новый проект мы вместе сможем сделать живым и интересным.   

 

Даже те, кто никогда не учился в музыкальной школе, слышали о сольфеджио. За этим очень мелодичным словом итальянского происхождения стоит серьезная дисциплина, которая помогает пианистам, баянистам

и скрипачам развивать музыкальную память, определять элементы на слух и сочинять песни, романсы или даже оперы. Это для всех остальных людей ноты сродни китайской грамоте,

а для музыкантов та же самая книга, которую легко прочитать (точнее, напеть), едва бросив взгляд. 

  

Любовь Евгеньевна Огульчанская – преподаватель теоретических дисциплин детской музыкальной школы им. Н.К. Самрина. Как никто другой она знает, что некоторым ребятам нотная грамота дается сложно. Многолетний опыт подсказал педагогу, как упростить жизнь школяров и добиться хороших результатов даже от тех, кому медведь на ухо наступил.

- Я работаю 38-й год, неоднократно создавала собственные методики обучения, к примеру, методику по ритму, - рассказывает Любовь Евгеньевна. - Одна из самых ключевых и сложных тем – интервалы, при её изучении дети испытывают трудности. Моей задачей было подать эту тему интересно и доступно, а что может быть более понятной и занимательной для детей как не сказка? Эта идея – облечь теоретический материал в форму сказки – давно витала где-то рядом, но в конце концов я попробовала ее оформить. Оставалось только придумать сюжетную линию и подвести её под теоретический материал, - скромно описывает свой труд педагог. - Так родилось учебное пособие о путешествиях на планету Интервалию.           

Наблюдая за приключениями героев сказок-фэнтези, юные музыканты легко воспринимают теорию и запоминают сложные термины, а иллюстрации способствуют тому,  чтобы они складывались в образы и закрепились в памяти. Понятно, что все дети с нетерпением ждут следующей сказки и затихают, когда учитель берет в руки книгу.  Теперь даже сложную таблицу интервалов ребятам запоминать гораздо проще. Качественную величину малой или большой сексты (один из музыкальных интервалов – прим. ред.) дети благодаря сказкам ассоциируют с крылом волшебной лошади дивной красоты: у большой лошади размах крыла четыре с половиной метра, а у малой – четыре. За колючими дерзкими дикобразами скрываются малые и большие секунды, образ «уверенной и решительной морской черепахи» помогает запомнить чистую  кварту. Чистая квинта – это «прозрачный лунный фонарик», а сказку о диссонансах и консонансах педагог снабдила красавицами и чудовищами.

- Первые сказки родились три года назад, естественно, с тех пор пережили немало трансформаций и были апробированы на моих детях разных классов и разных потоков, - рассказывает Любовь Евгеньевна. – Теперь рада поделиться своим опытом с коллегами.

Сначала электронный вариант пособия Любовь Евгеньевна представила на республиканском конкурсе методических работ преподавателей детских музыкальных школ, где заняла первое место, потом вышла на международный уровень: работа заняла второе место на шестой международной ассамблее «Современность и творчество: методики и практики преподавания теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ». Именно для участия в конкурсе такого масштаба потребовалось издать книгу и направить ее в оргкомитет вместе с видеопрезентацией.

 - Писала в основном ночью, - улыбается учитель. – Сама набирала текст, верстала на домашнем компьютере.  Но книга не стала бы такой успешной, если бы не иллюстрации. За помощью в оформлении я обратилась к директору художественной школы Надежде Александровне Яблочковой и нисколько не жалею об этом.

Подарочный вариант книги с яркими иллюстрациями и глянцевыми страницами  выпущен тиражом всего в шесть экземпляров (в бюджете школы средства на  издательство книг, конечно, не заложены, а печатать ее на собственные деньги очень накладно). Есть, правда, рабочий вариант, попроще, для ежедневного использования на уроках – таких 20 штук. А скольким бы ребятам помогло пособие в изучении нотной грамоты, будь тираж в 1000 раз больше!  

          Сейчас Любовь Евгеньевна работает над музыкальными иллюстрациями к сказкам, то есть сама пишет музыку. И возможно, скоро в каждом доме, где живут дети, зазвучат созданные ей мелодии к «Колобку», «Красной шапочке» и «Гадкому утёнку». 

Анастасия ХОМА, фото автора. «ЧР» №97 от 13 декабря 2018 г.

Новости по теме: