Живой мир «Чир Чайаана»

Дата публикации: 16.07.2019 - 10:59
Просмотров - 464

Не раз за все годы проведения международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан» мне приходилось слышать слова, мол, этническая составляющая понятна, но причём тут экология? Каким образом театры могут быть причастны к теме охраны окружающей среды? Нонсенс да и только! Таким скептикам всегда советовала лишь одно – ходить на разные спектакли фестиваля, а уж после просмотра задаваться вопросом – при чём или ни при чём экология на «Чир Чайаане». Ведь каждый раз в рамках театрального праздника зрители видят постановки с ярко выраженной темой охраны природы.

ГДЕ ЖЕ ТЫ, НАЛУ?!

Впрочем, столь конкретно выраженного экологического спектакля, как «Налу и Полимерово море», который поставила труппа академического молодёжного театра из Ростова-на-Дону, «Чир Чайаан» ещё никогда не видел.

История довольно простая, понятная даже ребятишкам старшего детсадовского возраста. В общем-то именно подрастающему поколению и адресован спектакль. Ведь ему жить в новом мире, который изменяется столь быстро, что если сейчас не воспитать экологически ответственных людей, то следующим поколениям уже и воспитывать будет некого.

Как, собственно, и случилось с жителями маленького острова посреди Полимерова моря. Ведь всё, совершенно всё в том мире состоит из пластика, разве что люди ещё не до конца полиэтиленовые. Как сказки они слушают рассказы старого островитянина про некогда растущие деревья, зелёную землю. А вокруг только бутылки, канистры, пакеты… И одна надежда, что юная ныряльщица Налу сможет повести за собой людей и спасти остров от полного исчезновения.

Огромное спасибо труппе театра, которая после спектакля устроила большое обсуждение с детьми проблем экологии. Такое точно было впервые в рамках нашего фестиваля. И судя по реакции больших и маленьких зрителей, очень понравилось им.

Кстати, одна из актрис труппы – наша землячка. Ангелина Засенцева в своё время окончила музыкальный колледж института искусств ХГУ, затем училась в Екатеринбурге и теперь работает в театре Ростова-на-Дону.

НЕДЕТСКИЙ РАЗГОВОР

- Мы хотим поговорить детьми об экологии, потому что это их будущее, - обратился после представления режиссёр театра к зрителям. - Хотим понять, что они увидели и услышали на этом спектакле.

И тут же в зал летит вопрос-мячик:

- Расскажи, что ты понял?

- Надо выбрасывать мусор на помойки, там, где положено, а не шёл-шёл и бросил на дорогу, - тут же поймал и отбил словесную подачу мальчишка лет шести-семи.

- Мусорить вообще нигде нельзя. Это очень-очень плохо, - вставила свои пять копеек его ровесница.

- Нельзя выбрасывать пластик в обычную мусорку! Надо класть в специальные ящики, чтобы потом его перерабатывали на специальных заводах! – подал голос серьёзный мальчишка чуть постарше предыдущих ораторов.

- Вот именно! – обрадовался ответам режиссёр и продолжил беседу с залом. - Пока мы с вами разговариваем, у нас на экране ролик. Как вы думаете, это Абакан? (На экране тем временем сменяют друг друга страшные фотографии экологических катастроф – море мусора, погибшие от пластика животные, мёртвая земля - прим. ред.)

- Да! – хором ответил зал, реагируя на знакомые всем мусорные контейнеры, в которые без разбора бросают все отходы.

- Могу вас уверить, что такое вы можете увидеть практически в каждом городе нашей страны, - продолжил режиссёр. - А вот это настоящий остров в несколько сотен квадратных километров в Индийском океане из пластиковых отходов. Там нет воды! Человек плывёт в море пластика. Мы об этом даже не задумываемся. И самое страшное, это даже не мусор сам по себе, а именно пластик. Кстати, наш спектакль полностью собран из пластиковых отходов. Из того, что, по идее, должно перерабатываться.

На этих словах, девчушка лет семи, сидевшая далеко от сцены, громким шёпотом озабочено заметила маме:

- А у нас во дворе стоят специальные баки для пластика! Мы же туда бутылки выкидываем, чтобы из них потом новые сделали!

- Конечно, - утешила её мама, - но видишь, не у всех так. Поэтому и объясняют, как надо правильно собирать мусор.

Тем временем режиссёр продолжал беседовать со зрителями:

- Ребятишки, у меня к вам просьба, когда вы придёте домой, поговорите со своими родителями. Мы все с вами покупаем квас, лимонад в пластиковых бутылках. Куда потом они отправляются? В мусорку. А куда вывозят его наши службы? На обычный общий полигон и закапывают в землю или сжигают. И всё это потом попадает в пищу, в воду, которую мы пьем. А вы знаете, что мы уже с вами на какое-то количество процентов состоим из пластика? Мы пьём воду из пластиковых бутылок, а вода впитывает в себя пластик. И в нашей с вами крови есть микрочастицы пластика.

Вы, наверное, все видели фотографии китов, которые выбрасываются на берег. И они полностью состоят из пластика, не могут жить, потому что наглотались его в океанах и морях. Птицы, которые давятся пластиком, звери его съедают и гибнут.

Что мы можем сделать? Сами ответственно относиться к раздельному сбору мусора, требовать от властей строительства перерабатывающих заводов. Если мы не будем об этом думать, говорить, писать в газетах, ничего не изменится.

Вы все знаете про Шиес, как на Севере пытаются сделать мусорный полигон, вырубают для этого леса. Местные жители встали на защиту природы. А ведь можно поставить в Подмосковье мусороперерабатывающий завод, как это сделано в Финляндии, в Швеции. Но об этом надо говорить, требовать, только не молчать. Будущее зависит от каждого из нас. И тогда не будет такого финала, как в спектакле, который мы вам сегодня показали.

Каждый может внести свой вклад – раздельно собирать мусор. Использовать пакеты по несколько раз, носить покупки в авоськах, как это делали в СССР. Если мы будем меньше покупать пластика, его будут меньше производить. Только так мы можем бороться с мусором и уничтожением природы.

Подытожил встречу актёр театра Валерий Зайцев:

- Давным-давно, ребята, жил мудрец, который сказал такие слова: «Однажды появится герой, который спасёт нас и планету от неминуемой гибели», - и возможно, этот герой находится в этом зале. Возможно, он один из вас...

Одновременно взволнованные и притихшие, озадаченные и полные решимости менять мир к лучшему расходились после спектакля маленькие зрители.

- Правильно говорил режиссёр! У нас в школе, когда выдают бесплатное молоко или сок, большинство мальчиков и девочек бросают полные пакеты на пол, и прыгают по ним, чтобы был хлопок, а потом оставляют мусор лежать на месте. И вообще никто отдельно пластик не выбрасывает! – комментировал десятилетний Коля. – Это очень плохо, но многие не понимают, и на такие спектакли не ходят. А жаль, может кто-то бы задумался…

ПОСЛЕ

СПЕКТАКЛЯ

Слыша эти серьёзные размышления, вспомнились слова гостя фестиваля, председателя экспертного совета Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» - 2019 в номинации «Драматический театр и театр кукол», известного театроведа Александра Вислова, их я как раз прочитала на днях в одном из интервью.

- Театр - это место, где человек испытывает не только свои индивидуальные переживания, но и коллективные тоже, ощущая некоторую сопричастность со всем остальным человечеством. Мало где сегодня можно увидеть, в хорошем смысле, единение людей вокруг народного и национального.

И ещё одну крайне важную тему затронул Александр Вислов – допустимо ли говорить с детьми о тяжёлых, грустных явлениях, реальных проблемах? Ведь что скрывать, зачастую считается, детей надо от всего оберегать, держать в закрытом мирке, как уайльдовского счастливого принца.

- Мне-то кажется, что детский театр должен готовить человека к тому, что жизнь – это довольно драматичная, если не сказать трагичная вещь. Что в жизни есть и зло, что в жизни есть и несправедливость, есть обман. Кто кроме театра может об этом с детьми поговорить? Далеко не все родители, как мы знаем, говорят со своими детьми на эти темы. По телевизору детей убеждают, что жизнь – это один большой рекламный ролик. В интернете, на всех этих детских игровых сайтах тоже, по большому счету, какая-то иная реальность. В результате дети выходят во взрослый мир абсолютно неподготовленными. Мне кажется, театр как раз-таки может в этом смысле слегка скорректировать историю взросления души. Именно с душой ребенка и должен быть диалог в детских театральных спектаклях.

ДУХ ЗЕМЛИ

НА ФЕСТИВАЛЕ

Не раз, разговаривая с гостями «Чир Чайаана», я слышала, как они восхищаются природой Хакасии, как ценят идею такого разнопланового, но при этом крайне органичного фестиваля.

- Экологический компонент очень важен здесь, - говорит актёр архангельского театра кукол Анатолий Шкляев. - Мы ездили на Иткуль – это что-то невероятное, очень красивая природа! Атрибутика фестиваля также связана с экологией. Абакан вызвал зависть своей зеленью на улицах, уму непостижимо, сколько у вас деревьев! У нас, увы, одни дома и торговые центры.  Но проблемы экологические у всех общие. Сейчас гремит по всей стране наш Шиес, и как решать эту задачу неизвестно. Думаю, что такие фестивали, которые позиционируются как экологические, помогают поднимать эти вопросы. У нас пока нет экоспектаклей в репертуаре, но быть может, после «Чир Чайаана» подумаем и сделаем. Мы увидели, как это важно и злободневно. Проблема в том, что немного людей задумываются об ответственности перед природой. Вот есть Шиес, многие ходят на митинги, а другим всё равно, и они тут же мусорят, загрязняют реки. Параллельные миры. Но нужно сделать так, чтобы мир стал одним. Нужно думать, что останется после нас.

СТАРЫЙ СЕНЬОР ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ

Те, кто читал Маркеса, помнят, как часто его мистическая проза переплетается в глубине смыслов с проблемами сохранения мироздания. В одном из последних интервью он говорил:

- Как минимум десять лет мою душу охватывают беспокойство и тревога. Слишком быстро наш мир меняется в худшую сторону, и эти пагубные изменения отражаются на каждом из нас. Если еще не так давно я довольно четко представлял течение жизни на нашей планете, то сейчас не берусь судить, анализировать происходящие метаморфозы. Иногда мне кажется, что я вообще ничего не понимаю, ни в чем не смыслю. Может быть, я конченый романтик и мечтатель, но мне небезразлично, каким будет мир завтра и послезавтра.

Именно об этом – мире сегодня, завтра и послезавтра - спектакль государственного академического центрального театра кукол С.В.Образцова «Старый сеньор и…». Смотреть его непросто, скорее, тяжело. Но вот что удивительно – после окончания на душе вдруг становится светлее, чище. Быть может, не всё и не все осознали в постановке, но, как сказал один молодой человек: «Да, я ничего не понял, но мне очень понравилось».

Безусловно, зрителей покорила великолепная техника актёров театра, куклы под их руководством оживали. Ненавязчивая мелодия на саксофоне органично сопровождала спектакль. А темы новелл были опять же – о жизни, о природе, о гармонии мира и человека.

«Всякая вещь – живая. Надо только суметь разбудить ее душу, - писал Маркес. И добавлял в другой раз: - Люди думают, что когда они стареют, они перестают любить. Но на самом деле, они стареют, когда перестают любить».

- Спектакль очень непростой, с самого начала ты погружаешься в атмосферу серьёзных философских проблем, - поделилась впечатлением начальник административно-хозяйственного отдела «СУЭК-Хакасия» Татьяна Чирятьева. - Честно говоря, после напряжённого рабочего дня было сложно воспринимать действие. И всё же – «Старый сеньор и…» очень понравился. И смыслом, и музыкальным сопровождением, и удивительным мастерством кукловодов! Уму непостижимо, как они это делали, но куклы выглядели совершенно живыми.

Есть явления, которые не стоит пытаться постигнуть исключительно разумом, их нужно просто попробовать впустить в себя, не рефлексируя в процессе восприятия. Возможно потом придёт и рассудочное понимание. Ведь глядя на красоту природы – гор, рек, лесов и лугов, мы, как правило, не задумываемся, почему именно этот пейзаж красив, мы просто ощущаем это. Вот так и со «Старым сеньором и…» - спектакль подарил кусочек чего-то чистого и волшебного, щемящего, как драгоценное воспоминание о том, что уже не вернётся, но и радость от того, что это нечто в твоей жизни было. А заодно подтолкнул задуматься о ценностях бытия.

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора.

"ЧР" №53 от 16 июля 2019 г.

Новости по теме: