Манящие миры "Чир Чайаана"

Дата публикации: 23.07.2019 - 14:19
Просмотров - 875

За что люблю международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан», так это за множество подарков. Примечательно, что дары эти, так сказать, не сиюминутные: насладился – и забыл. Нет! Эхо «Чир Чайаана» ещё долгие годы звучит в душе, дарит открытия новых театров и книг, культур и искусства.

После спектаклей десятого юбилейного фестиваля то и дело слышалось:

- Как, ты не читала Брехта? Немедленно возьми в библиотеке!

- Не знаешь Маркеса? Ну… это уже ни в какие ворота…

НОВАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Впервые в этом году к нам на фестиваль приехала труппа севастопольского театра имени кукол. В малом зале драмтеатра они показали спектакль «Слон Хортон ждёт птенца».

- Я читал уже эту книгу, но не думал, что история про настоящую жизнь. Она же не только про слона и птицу, она про людей, - говорил после спектакля юный Николай. – Ведь если подумать, то разные люди встречаются. Как в басне про муравья и стрекозу, одни работают и помогают другим, а кто-то ленится и думает только о себе. И ещё интересно – в книге всё происходит в Америке, но ведь и у нас так бывает. То есть мы разные, а проблемы одинаковые…

Что примечательно, оформление спектакля весьма минималистично. Декорации отсутствуют, есть лишь актёр и его маленький волшебный чемоданчик, откуда появляются картинки, иллюстрирующие ключевые моменты представления.

Казалось бы, разве может это понравиться современным детям, воспитанным в системе визуального изобилия телепрограмм, компьютерных игр и групп аниматоров на праздниках?  Однако даже трёхлетние малыши с восторгом смотрели сказку. Режиссёр и он же актёр театра Артём Макеев был настолько многогранен и полифоничен, что перед зрителями разворачивалась полноценная история. Фантазия включалась по полной программе, и малыши становились соучастниками истории.

- Публика у вас замечательная, она так ярко реагировала, так тепло встречала, это очень сильно чувствовалось, - говорил после спектакля Артём Макеев. - Я не первый раз в Хакасии, 12 лет назад по приглашению директора «Сказки» ставил спектакль «Корабль», это интерпретация пьесы Сергея Козлова «По зелёным волнам океана». С тех пор очень полюбил Абакан и «Сказку» - это  уникальный театр, с уникальной атмосферой – такой доброжелательной. Говорю как режиссёр – здесь потрясающая труппа. Да простят меня другие театры, но для меня «Сказка» любимый театр. Я много где ставил спектакли, но здесь мне было лучше всего. И очень рад, что наконец-то мы получили приглашение на «Чир Чайаан». Это удивительный, замечательный фестиваль, на который, я знаю, мечтают приехать очень многие коллективы.

- Здесь такая энергетика! Просто зашкаливает! – восторженно делилась эмоциями художник–бутафор севастопольского театра имени кукол Татьяна Удовиченко. -  Я вообще панк-рок люблю, но у вас услышала народное горловое пение – и всё, пропала! Выкидываю все свои старые альбомы и закачиваю в телефон, в плеер горловую музыку. Это же мурашки по коже! Меня дети Хакасии покорили. И на спектакле, и на улицах. Я наконец-то увидела счастливые лица! Смотрю на ваших детишек и вижу – они не просто улыбаются, у них удивительные глаза, они светятся! Здесь такие люди, такие эмоции! Чувствуешь, как кровь быстрее побежала по жилам, ты оживаешь!

 

КУЛЬТУРА БЕЗ ГРАНИЦ

За время «Чир Чайаана» успеваешь поговорить с десятками, если не сотнями людей. Актёры и режиссёры, зрители и художники рассказывают о своих впечатлениях. И что радует, на каждом фестивале лейтмотивом звучит: «Спасибо «Чир Чайаану» за то, что познакомил с новыми культурами!»

- Для нас было открытием познакомиться с культурами восточных народов, - поделился актёр архангельского театра Анатолий Шкляев. – Мы живём далеко отсюда и иначе вряд ли бы увидели традиции хакасов, тувинцев. Благодаря таким встречам находишь что-то общее и необычное, видишь переплетение культур, знание развивается, выходит на новый уровень. Нас принимали отлично. Хотя мы говорим своеобразно, у нас северный диалект, но нас все понимали. Смеялись над нашими шутками, хотя мы побаивались, что они специфические и будут понятны только нам.

Ведь, в самом деле, сколько открытий для себя мы сделали за эти десять фестивалей! Узнали чудесные миры северных народов и прикоснулись к особому видению южных жителей. Китай и Япония, Индия и Турция, Перу и Франция, Голландия и США раскрывали перед нами тайны своих культур. И самое главное, знакомство происходило в настолько удивительно доброжелательной атмосфере, что каждая встреча рождала не просто интерес к традициям и искусству другого народа, а буквально влюбляла в себя, заинтриговывала и давала такой импульс к дальнейшему узнаванию, что его хватало затем на долгие годы. 

- Когда в древности наши русские детишки играли в пальчиковые куклы, то они разыгрывали целые сказки, - говорит юным зрителям мастер из Тувы Виктор Куулар, и те внимают ему с горящими глазами, ведь это интереснее, чем привычное «Лего» - играть куклой на руке.

- Я начинал с теневого театра, это было моё увлечение с юности, - рассказывал Виктор Куулар. - Изготавливал куклы, показывал в детских домах, школах. И как-то старые люди увидели и сказали, мол, это, конечно, старое искусство, но есть ещё более древнее – пальчиковые куклы. Один мой приятель, с которым мы вместе выросли, из семьи старообрядцев. И они сохранили традиции. Он-то показал, как играют такими куклами. Взял картофелину, воткнул туда спички и вот – колобок!

Одновременно с нашей беседой Виктор показывает, как держатся на пальцах маленькие куклы, как ими надо играть, попутно объясняя собравшимся мальчишкам и девчонкам тайны кукловодного мастерства и как можно сделать свой театр.

- В старину русские детишки играли в ледяной театр, - говорит мастер. - Вырезали  из реки или озера тонкий кусок цельного льда, ставили его так, что с одной стороны оказывались зрители, с другой прижимали ко льду вырезанные из бересты фигурки. Они расплывались через лёд, в общем, приобретали немного фантастический, нездешний вид. Кстати, эта игра древнее, чем даже китайский теневой театр. Но мастерство было удивительное! Представьте, как они играли «Репку». Там же столько фигурок! И все надо было вырезать, затем удерживать в представлении.

Смотреть в это время на лица детей – одно удовольствие. Глаза горят интересом, желанием пусть не немедленно, но по возвращении домой попробовать сделать куклу из картошки, заморозить в холодильнике лёд и устроить представление, взять в руки старый томик сказок и перечитать их.

- Само название «эколого-этнический фестиваль» уже настраивает на определённый лад, - подчёркивает Виктор Куулар. - Ведь этнография – это история рода, народа моего и народа другого. Всё интересно, всё нужно знать и сохранять. Экология души должна быть. Это особенно важно для ребятишек и в общении с ними.

 

ПРИВЕТСТВУЮ! Я – ПЕТРУШКА!

А с каким восторгом принимали зрители Всеволода Мизенина из питерского театра «Папьемашенники». Большинство впервые увидело представление с Петрушкой. Причём Всеволод – настоящий скоморох, остроумный, весёлый, с талантом заразить и расшевелить всех!

- Эй, кудрявый, в пятом ряду, петь частушки будем? – залихватски звучало приглашение со сцены, и в зале одновременно смущённо и радостно откликался мальчишка. - Конечно, будем!

Представляю, с каким фурором прошли встречи Всеволода с маленькими и большими зрителями в Абазе, посёлке Шира. Ведь там действа и вовсе были устроены на уличных площадках, как и положено настоящим встречам с Петрушкой.

- В книгах про прошлый век я читала рассказы про ярмарки, и как там Петрушка и жандарм играли, но и вообразить не могла, что сама когда-нибудь вживую увижу такое! – восхищенно рассказывала одиннадцатилетняя Оля. – Мне это больше понравилось, чем мультфильмы. Понимаете, он же живой, он с тобой разговаривает!

Выездные представления – это ещё одна характерная черта «Чир Чайаана». Именно благодаря этому несколько лет назад черногорцы смогли посмотреть спектакль болгарского театра «Кредо» «Папа всегда прав». Это замечательно, что организаторы находят возможность каждый раз отправлять театры в отдалённые районы и города. Ведь так большие и маленькие зрители получают, быть может, впервые в жизни возможность увидеть живую постановку.

В советское время была отличная практика шефства промышленных предприятий над театрами. Помните, как в Черногорск регулярно приезжал почти на месяц замечательный театр музыкальной комедии Красноярска-45? Как давал большие гастроли красноярский театр оперы и балета?  Приезжали заслуженные коллективы Москвы и Ленинграда, Киева и Новосибирска.

Сейчас, увы, это редкость. И не может не радовать, что «Чир Чайаан» нашёл возможность выйти из тупика.

На днях юный эксперт, с которым мы ходили на фестивальные спектакли, задал вопрос:

- А никак нельзя сделать, чтобы «Чир Чайаан» побыстрее вернулся? Мне так понравилось ходить на представления. Папа говорил, что раньше сюда из Индии театр приезжал. Пожалуй, туда бы с большим интересом сходил. А ещё я легенды древней Греции прочитал, здорово было бы увидеть их на сцене.

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора. «ЧР» №57 от 23 июля 2019 г.

Новости по теме: