Десятилетие детства: важен каждый ребенок

Дата публикации: 06.08.2019 - 14:11
Просмотров - 180

 

Материнский капитал, новые детские сады, летний отдых в загородных лагерях и школы для одаренных детей, волонтеров, спортсменов… Многое сделано для того, чтобы детство российских детей стало счастливым. Понятно, что работы еще много, что семьи будут крепнуть и расти не только с открытием детских садов, но и с ростом уровня жизни. И всё же. Чтобы действия чиновников в разных регионах по созданию комфортной среды для ребенка, для его полноценного образования и всестороннего развития были слаженными, Правительство России разработало план мероприятий, который растянулся на целое десятилетие. Десятилетие детства.

 В реализации мер поддержки семьи и детей задействованы многие органы власти, в том числе Минобрнауки, специалисты которого должны обеспечить не только доступность образования, но и создать благоприятные условия для раскрытия потенциала каждого ребенка, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как ведется работа в этом направлении, «ЧР» рассказала заместитель министра образования и науки Хакасии Елена КОНЕВА.  

- Есть ли у детей-инвалидов и детей с ОВЗ возможность учиться в обычной общеобразовательной школе? Можно ли говорить о доступности образования для особенных ребят? Иными словами, на каком этапе развития инклюзивное образование?

 - У детей-инвалидов  есть возможность обучаться в обычных школах (программы инклюзивного образования реализуют 124 школы) или специализированных образовательных учреждениях. Их в республике 11 - для детей с легкой умственной отсталостью (такие есть в Черногорске, Бее, Саяногорске, Усть-Абакане, Белом Яре, Аскизе), с нарушением зрения и слуха (обе школы находятся в Абакане), опорно-двигательного аппарата (абаканская школа № 27). В центре дистанционного образования  обучаются около 30 ребят с инвалидностью.

 - Как реализуется госпрограмма «Доступная среда»?  Какие школы в этом плане достигли лучших результатов?

- В Черногорске участники программы «Доступная среда» - школы 5, 9, лицей, хорошие условия в школе-интернате. Программа работает с 2011 года, и за это время условия доступности созданы в 53 образовательных организациях –  это не только школы и детские сады, но и учреждения дополнительного образования. В этом году в программе участвуют два детских сада из Черногорска -«Колосок » и «Ручеек».  Выделенные средства можно потратить на архитектурную доступность (расширение проемов, пандусов, специальные дорожки, ярких полос) и на приобретение оборудования.

          Благодаря республиканской программе «Доступная среда» есть возможность уделить внимание техникумам и училищам, где есть группы для ребят с разными нарушениями здоровья.

- Считаете правильным полную инклюзию? Возможно ли, чтобы дети с разными проблемами со здоровьем учились вместе? Или для многих из нас принятие людей, не похожих на остальных, остается проблемой?

 - В России не так давно проводили опрос, закрыть или нет коррекционные школы, надо ли детей-инвалидов переводить в общеобразовательные школы, обеспечив доступную среду и набрав необходимых специалистов. От этой идеи в итоге отступились, и это разумно, потому что есть такие нарушения в развитии, которые никогда не позволят ребенку находиться в обычном детском коллективе. Даже ребенок с легкой формой  ДЦП вряд ли приспособится к темпу других школьников: как писать диктант вместе со всеми или успеть выполнить все задания контрольной за 40 минут, если плохо держишь ручку? Слабослышащим детям с 3-4 степенью глухоты будет тоже тяжело, или учителю придется четко проговаривать слова, многие из которых артикуляционно кажутся одинаковыми. Но как быть с остальными детьми? У ребят начальных классов процесс подражания еще сохранен, вероятно, что они начнут так же говорить.

В общем, важно соблюсти тонкую грань между правами здоровых детей и ребят с особенностями. Я за частичное инклюзивное образование, когда детей с инвалидностью и ОВЗ приобщают к внеклассной жизни, приглашают участвовать в мероприятиях или посещать уроки музыки,  технологии.

Есть еще один момент: когда в класс приходит ребенок-инвалид, количество детей должно снижаться, а наполняемость классов сейчас очень высокая, мы боремся со второй сменой. То есть когда вводятся толерантные идеи, они должны быть экономически и здраво просчитаны.

- В плане основных мероприятий, проводимых в Республике Хакасия в рамках Десятилетия детства, значится создание условий для психологического сопровождения детей в образовательных организациях. Каким образом создаются такие условия? Наверное, это прежде всего актуально для особенных детей.

- Условия создаются за счет введения дополнительных ставок педагогов-психологов, оборудования их кабинетов, комнат психологической разгрузки и сенсорных комнат, приобретения специального оборудования и программного обеспечения для диагностики и коррекции поведения. В школах с программами, адаптированными для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, психологическое сопровождение обязательно только инвалидов, для всех остальных – по заявлению родителей.

А вот что касается здоровых детей… Почему-то сейчас бытует мнение, что каждый ребенок должен сопровождаться психологом на постоянной основе. Но в норме человеку этот специалист не нужен, поэтому если у ребенка все в порядке, то со школьным психологом он может встретиться за все время обучения несколько раз во время тестирования класса.  

Кстати, отношения внутри класса психолог изучает, но тоже крайне осторожно, не делая резких поспешных выводов, ведь все дети развиваются по-разному: кто-то значительно опережает в развитии интеллектуально, кто-то – физически, у другого достижения в творчестве. Детей с выдающимися  способностями в школьном возрасте не раз тщательно наблюдали, и чаще всего со временем дети выравниваются, становятся примерно одинаковыми. 

- И все-таки хватает ли психологов в школах и детских садах? Находится ли место в учебном плане школьников для уроков психологии?  Вспоминаю, как всем было интересно на таких занятиях. Некоторые советы, данные тогда нашим школьным психологом Анной Викторовной Балаш (сейчас она возглавляет центр «Радость»), помню до сих пор.

 - Рекомендовано, чтобы в школе был хотя бы один психолог, но пока на 179 школ республики психологов 147.  Правда, с ребятами работают еще и учителя-дефектологи, социальные педагоги и логопеды. В некоторых школах ведутся уроки психологии, они вводятся с учетом пожелания родителей.

Добавлю, что в республике действуют девять психолого-педагогических-медико-социальных центров, куда могут обратиться семьи с детьми, и служба «Единый социальный телефон», где работает штат психологов.  Ресурсный центр развития психологической службы в Хакасии – центр «Радость», там находится центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. Через центр проходят сотни детей, которые не только обследуются, но и получают помощь как индивидуально, так и на групповых занятиях, родителям предлагается профессиональная консультация.

- Насколько мне известно, многие психологи делают акцент в своей работе на детях с задержками развития, гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Правда ли,  что детей с такими диагнозами становится больше?

 - Действительно, количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Детские психологи действительно работают с нарушением развития ребенка (задержка психического развития, ДЦП, аутизм, гиперактивность и др.), развития речи, неуспеваемостью, разными эмоциональными (фобии, депрессия, тревожность и др.) и поведенческими нарушениями (агрессия, воровство, ложь). Также занимаются подготовкой детей к школе и решением трудностей в общении с родителями и сверстниками. Но их не стоит путать ни с психиатрами, ни с невропатологами – это не медицинская специальность. Психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. То, что не входит в его профессиональную компетенцию, помогают решать логопед, врач или социальные службы.

Добавлю, что психолог общается с ребенком только с письменного согласия родителей, которое подписывают при поступлении в детский сад или школу. Информация о психологических тестированиях конфиденциальна и передается только родителям.

- Какие сложности возникают при интеграции особенных детей в социум? И как решается судьба ребенка, которого не готовы принять педагогический коллектив и родители других детей (часто возникают конфликты на фоне сложного поведения детей с задержкой развития, расстройствами аутистического спектра)?  

 - Нельзя принять в детский сад ребенка с расстройствами, если нет хотя бы одного воспитателя, который  понимает, с чем он имеет дело. Да, общедоступность образования закреплена законом, но при этом обязательно сохранение жизни и здоровья остальных детей.

В школе, техникуме или детском саду должны быть специалисты, которые знакомы с этим заболеванием. Аутичность корректируется, но педагог как минимум должен пройти курсы, чтобы знать методики и подходы к ребенку, которые нивелируют агрессивность таких ребят (в институте повышения квалификации есть кафедра коррекционной педагогики). За подбор кадров в своем учреждении персональную ответственность несет заведующая, значит, она должна озаботиться тем, чтобы ее сотрудники были компетентны работать с особенными детьми.

Специализированного детского сада для аутистов нет, потому что их не настолько много, чтобы собрать вместе, хотя ребятишек с разными расстройствами аутистического спектра стало больше. Поэтому образовательная программа группы должна быть составлена с учетом присутствия такого ребенка. В детском саду важна роль помощника воспитателя (сейчас няня – это педагогическая специальность), она займет его, пока идет занятие.

Психологи, которые сейчас есть в каждом детском саду, должны наблюдать за особенным малышом: не только за его поведением в коллективе, но и за тем, как соблюдается график (замечу, что дети-аутисты спокойны, когда живут по определённому графику, все должно быть четко изо дня в день). При этом обязательно присутствие другого взрослого, который подтверждает неадекватное поведение ребенка, подписываясь в дневнике наблюдения. На основании этих записей родителям могут порекомендовать обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), которая в свою очередь выносит заключение, сколько ребенок может находиться в обществе сверстников. Нельзя допускать, чтобы он третировал целую группу,  списывая это на его особенности.

Помимо бесед педагогов с детьми и их родителями, консультации родителей особенного ребенка, корректировки его индивидуального учебного плана, школьник или воспитанник сада переводится на гибкий график обучения. Это должно помочь ребенку освоить программу и постепенно влиться в коллектив.  В конце концов, важнейшая задача психологической службы – сохранить индивидуальность маленького человека, скорректировав нарушения в становлении его личности и развитии интеллекта.

Анастасия ХОМА,

фото из архива автора. . "ЧР" №61 от 6 августа 2019 г.

Новости по теме: