Гвоздь, яйцо… и экскаватор

Дата публикации: 16.08.2019 - 09:41
Просмотров - 1056

Конкурсы профмастерства – традиционная «фишка» угольных предприятий «СУЭК – Хакасия». Проводятся накануне Дня шахтёра, страсти кипят практически мексиканские. Только не под южные ритмы, а под рёв мощных серьёзных карьерных машин – БелАЗов, экскаваторов, бульдозеров.

 

Состязания этого года состоялись на площадках двух разрезов – «Черногорского» и «Восточно-Бейского». Итогов в коллективах ждали, будто счёта футбольного матча: кто кого?

Первый день, разрез «Черногорский». На предстартовом построении – команды разрезов «Восточно-Бейский», «Изыхский» и хозяева площадки – представители «Черногорского». Те, кто в строю, стали лучшими по итогам профконкурсов, проведённых на предприятиях – без преувеличения, рабочая элита.

Короткие приветственные слова, напутствия, пожелания – и вот уже команды  за компьютерами, на теоретическом этапе, а вскоре – и на стартовых рубежах.

Один конкурсант сменяет другого за рулём 220-тонного БелАЗа и за рычагами четырехсоттонного экскаватора Komatsu, при этом все пристально следят друг за другом: как работают коллеги, какие маневры используют, какие знают хитрости, чтобы обойти всех «на поворотах». Казалось бы, ну что за «штучки»: мяч ковшом экскаватора забить, этим же громадой-ковшом, последовательно, сдвинуть уложенные один на другой бруски. А на БелАЗе – проскочить по узкому коридору «змейкой», припарковаться в обозначенное узкое место, проткнуть пикой шарик…

Однако именно эти зрелищные упражнения и позволяют проявить себя настоящим профессионалам, которые чувствуют машину, каких бы габаритов она ни была.

Директор разреза «Черногорский» «СУЭК – Хакасия» Геннадий Шаповаленко подчёркивает:

- На таких соревнованиях машинисты экскаваторов, водители БелАЗов «подсматривают» друг у друга определённые элементы, тонкости, общаются, а это и есть обмен опытом, который происходит на практике, в полевых экстремальных конкурсных условиях. Естественно, каждое состязание «играет» на профессионализм, на то, чтобы затем применять знания и навыки в ежедневной работе.

По итогам конкурсного дня - лучшие машинисты экскаваторов Komatsu PC 4000 и Komatsu PC-2000, соответственно, Владислав  Еремеев (разрез «Черногорский») и Евгений Федосеенко («Восточно-Бейский разрез»), лучшим среди водителей БелАЗов грузоподъемностью 220 тонн стал Олег Султанов (разрез «Черногорский»). 

Второй день, «Восточно-Бейский разрез». Здесь собрались, как и на предыдущих соревнованиях, по два лучших представителя от каждого предприятия, для участия каждый – в своей из четырёх номинаций. А именно – машинисты экскаваторов ЭШ 10/70 (совместно с ЭШ 20/90), экскаватор Komatsu РС-1250; водители БелАЗа 75135 машинисты бульдозера Liebherr 764.

Среди конкурсантов – единственная представительница прекрасного пола, водитель БелАЗа Ольга Глухенко. Не первый год работают на разрезе «Черногорский» женщины-водители, однако интерес к барышням, которым покоряются махины из угольных карьеров, не ослабевает. Вот и на этот раз коллеги-мужчины с других предприятий любопытствовали: что да как, справляются ли девушки, на БелАЗах какой грузоподъёмности «зажигают».

Вот и мы поинтересовались у Ольги, трудно приходится?

- В каждом деле – свои трудности, в нашем – в том числе. Главное, что я нашла себя, мне по душе и предприятие (отношение  к людям - на высоте), и работа на БелАЗе. Сколько перепробовала профессий – не сосчитать. От пекаря до сборщика мебели. Да, да, и на этой «ниве» пришлось приложить силы. Поняла: к душе что-то конкретное, зримое, то, что поддаётся мужчинам. Муж? Работал на разрезе на погрузчике, вслед за мной отправился в белазисты, очень доволен. Он, кстати, и посоветовал испытать силы в конкурсе. Я сразу согласилась. Волнительно, конечно, ну да ничего!

Старший сын Александр тоже на «Черногорском», на погрузчике трудится, младшему, Данилу, когда пришла пора выбирать путь, советовали не раздумывать и шагать в горный техникум: «Тебе понравится!» Так что у нас – настоящая династия. А я – счастливая!

… Счастливую, вместе с другими участниками, позвали решать билеты по безопасности труда, первой помощи, организации трудового процесса и техобслуживания карьерного самосвала.

Между тем, коллега Ольги с «Черногорского», белазист Роман Пуресов, удивил жюри качественными и скоростными ответами на теоретические вопросы: молодой человек «расправился» с десятью вопросами за 31 секунду!

- Работаю три года, теория в нашем деле важна не меньше, чем практика, - делится Роман. - Так что… это я ещё замешкался с ответами, можно было быстрее сработать. Хотя бы секунд на пять – шесть!

На площадках ревели экскаваторы, громыхал БелАЗ, никто не выдавал волнения, хотя им был, кажется, пропитан густой жаркий воздух.

Пока белазисты выруливали змейки и гоняли, будто маневренные легковушки, по размеченной флажками территории, экскаваторщики виртуозно крутились на гусеничном ходу и собирались в круг поближе рассмотреть, как коллеги справятся с самыми трудными упражнениями. А это были задачи надколоть рыхлителем обыкновенное куриное яйцо, выставленное на подставке, и забить отвалом экскаватора гвоздь в брус.

Не у всех, но у многих такие фокусы получались, на удивление болельщиков.

По итогам состязаний лидерами стали самые-самые. В номинации «Лучший машинист экскаваторов ЭШ-10/70 и  ЭШ-20/90 – Владимир Колесников с разреза «Восточно-Бейский».

Лучшим машинистом экскаватора Komatsu – РС-1250 стал Алексей Журавин с разреза «Изыхский».

Победителем среди водителей БелАЗов назван Виталий Плотников с «Изыхского».

К слову, второе место среди водителей-белазистов разделили Д. Бутаков с «Восточно-Бейского» и Ольга Глухенко с «Черногорского».

А третьим стал один из самых скоростных «теоретиков» Роман Пуресов с «Черногорского».

Лидеров соревнования будут награждать на торжестве, посвящённом профессиональному празднику – Дню шахтёра.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора и Евгения ФИЛИМОНОВА. "ЧР" №64 от 15 августа 2019 г.

Новости по теме: