Машины-роботы осваиваются в угольном карьере

Дата публикации: 22.08.2019 - 09:07
Просмотров - 1093

На участке открытых горных работ «Абаканский» разреза «Черногорский» произошло уникальное событие, которое не сразу укладывается в рамки привычного сознания –  демонстрация работы БелАЗов, которые передвигаются без водителя.

 

Труд человека на угледобывающем предприятии сложен и опасен, поэтому его стараются облегчить с помощью современных технологий. Роботы варят за нас кофе, прокладывают маршруты, проводят финансовые операции. Так почему бы им не водить машины? Беспилотное управление автомобилем, над внедрением в жизнь которого работают инженеры и программисты по всему миру, актуально и для промышленности, особенно для горного дела.

Будущее, в котором за рулем машины нет человека, на разрезе «Черногорский» уже наступило: здесь вплотную подошли к внедрению автоматизированной системы грузоперевозок. В прошлую пятницу впервые была продемонстрирована автоматизированная система грузоперевозок на основе роботизированных самосвалов БелАз-7513 R грузоподъемностью 130 тонн.  Посмотреть на настоящее техническое ноу-хау пригласили гостей из правительства Хакасии и, конечно, сотрудников «СУЭК-Хакасия», которая стала первым угледобывающим предприятием в  России, намеренным освоить беспилотные автосамосвалы на транспортировке  горной массы.

- Я помню, как открывали первые разрезы, какое это было производство. Сегодня угольная промышленность в Хакасии – это высокотехнологичное производство с хорошими специалистами, - отметил приглашенный на демонстрацию работы машин-роботов заместитель главы республики Юрий Курлаев. - Интеграция науки в производство – большое достижение.

Заместитель директора по информационным технологиям СУЭК Дмитрий Сиземов от лица головной компании поздравил руководящий состав «СУЭК-Хакасия» с наступающим Днем шахтера, затем отметил, что разрез «Черногорский» - одна из передовых площадок СУЭК, где можно попробовать в действии новые технологии, здесь много ресурсов и опытное руководство.

- СУЭК – это наш глобальный партнер. Техника, которая эксплуатируется на предприятиях этой компании, в основном производства нашего завода. СУЭК является инноватором во многих вещах, и зачастую эти инновации мы реализуем совместно, - отметил помощник генерального директора ОАО «БелАЗ» Александр Ботвинник, также принявший участие в мероприятии.

Система автоматической работы внедряется на любые БелАЗы – и действующие, и новые. Разрабатывает и внедряет программное обеспечение для горной техники компания «ВИСТ Групп» (входит в ГК «Цифра»), её представители поблагодарили СУЭК за возможность развиваться.

 - Интерес к технологиям роботизации мы видим на всех континентах. В зависимости от разных природных условий существует разная экономика процессов: где-то после буровзрывных работ нужно ждать 12 часов, чтобы осела пыль, люди работать не могут, а роботы легко, - объясняет Павел Растопшин, член совета директоров «ВИСТ Групп». – Сейчас в мире работает около 40 тысяч большегрузных самосвалов, из которых только сто делают что-то подобное, но объем применения роботов, думаю, будет нарастать.

Полностью беспилотная работа самосвалов была показана впервые за демонстрационную практику, понятно, что гости по сигналу с нетерпением устремили взгляд на огромные автомобили. Вот, наконец, водитель вышел из кабины, загорелись синие маячки, возвестившие о переходе  в автономный режим, затем желтые, которые означают, что маршрут задан, и БелАЗ сдвинулся с места. Совершил маневр для подъезда под ковш экскаватора ЭКГ-8У. После загрузки отправился в отвал (самосвалы двигались по выделенному участку разреза протяженностью 1350 метров). На перекрестках специально для машин-роботов установлены светофоры, которые подстраиваются под них: как только БелАЗ, в кабине которого никого нет, приближается к перекрестку, для другой техники загорается красный сигнал.    

Затем была продемонстрирована параллельная работа двух БелАЗов, которые, не создавая помех друг другу, передвигались по карьерной дороге и выполняли все необходимые маневры в рамках технологического цикла транспортировки породы.  В целях безопасности скорость самосвалов была немного ниже, чем она бывает в карьере. Впрочем, при встречном разъезде и при приближении к перекрестку умные машины сами замедляют ход, датчики позволяют машине замечать препятствия и останавливаться перед ними.

Движение техники комментировал руководитель проекта «ВИСТ Групп» Максим Пустовалов: 

 - Система не позволяет двум самосвалам одновременно заехать на отвалы, поэтому пока первый БелАЗ находится на площадке, второй не заедет туда. Если рядом работает бульдозер, самосвал выстроит маршрут, поделив дорогу на свою зону и зону, где находится бульдозер, куда заезжать ему нельзя.

Следят за ходом движения машин-роботов операторы, которые находятся за пультами управления в специальном центре. Камеры, установленные на автомобилях, дают четкую картинку происходящего вокруг, и оператор, перед которым есть руль удаленного управления БелАЗом, может в любой момент взять его под контроль.

Ожидается, что система интеллектуального карьера позволит не только улучшить показатели безопасности, но и повысить эффективность тяжелого труда горняков, приведет к увеличению объемов угледобычи, а значит, и росту экономических показателей как самого предприятия, так и Хакасии в целом.

 - Автоматизация грузоперевозок в процессе угледобычи – направление, безусловно, перспективное, - говорит генеральный директор «СУЭК-Хакасия» Алексей Килин. – Не каждый человек способен безошибочно подолгу справляться с рутинными, повторяющимися операциями в процессе рабочей смены. Снижение внимания может создавать риски, прежде всего для самих водителей. Автоматизация грузоперевозок должна стать важным шагом для повышения безопасности горных работ, поэтому СУЭК реализует этот проект. Очень приятно в канун Дня шахтера представить гостям, партнерам нашу работу и еще раз показать, что предприятия СУЭК идут в авангарде технологического развития угольной отрасли. 

Директор разреза «Черногорский» Геннадий Шаповаленко также подчеркнул, что предприятие всегда открыто для реализации новых, перспективных идей:  

- Мы первые в России применили женский труд на самосвалах, думаю, что и роботизированные автомобили найдут достойное место на предприятии, а мы оправдаем доверие по вводу и эксплуатации этих машин.

У многих возник вопрос – что будет с горняками, когда добыча и перевозка угля станут полностью безлюдными? На это дал ответ Алексей Килин:

 - Сотрудники переквалифицируются в операторов и вместо одной машины будут управлять десятком таких автомобилей, их труд перестанет быть тяжелым и опасным. А увеличение парка роботизированной техники, которое приведет к росту экономических показателей, позволит в конечном итоге расширить производство и обеспечить работой новых специалистов. 

Анастасия ХОМА,

фото автора 

«ЧР» № 66 от 22 августа 2019г.

Новости по теме: