3D-фантазии, футбольное поле

Дата публикации: 03.09.2019 - 11:57
Просмотров - 149

В черногорских детсадах и школах побывали столичные гости – программный директор автономной некоммерческой организации НТР («Новые технологии развития») Ольга ЩЕДРИНА и заместитель программного директора Алексей ПЕРЕПЁЛКИН. Кураторы Школы социального предпринимательства СУЭК  прибыли в Черногорск, чтобы «сверить часы» с подопечными, посмотреть, как стартовали социально-предпринимательские проекты слушателей Школы на одной из территорий присутствия Сибирской угольной энергетической компании – в нашем городе.

         Семь лет в обед

Вообще, Школу социального предпринимательства уже можно назвать семилеткой – проект заявил о себе в 2013-м. К слову, вспоминая о старте, сегодняшние «бывалые» из учителей, воспитателей, социальных работников улыбаются: «То-то выглядели Фомами неверующими!»

А как можно было по-другому реагировать на красивые современные формулировки, на вихри новых мыслей и идей, на то, что кто-то хочет наше тихое спокойное озерцо обратить в бурлящую горную речку? «Не-еет, где угодно, только не в Черногорске!» - перешёптывались в зале.

Однако помаленьку квадратные от удивления глаза приходили в норму, и начинались учёба, адекватное взаимодействие. Тренинги, лекции захватили и не отпускают по сей день, заставляя думать, генерировать идеи,  замечать в обыденном - изюминки, на которых можно заработать. Стартовали первые ласточки, воплотившие проекты, важные многостраничные бизнес-планы в реальные дела. Причём некоторые взлетели довольно уверенно.

- Очень люблю приезжать в Черногорск, - поделилась эмоциями на открытии итоговой рабочей встречи Ольга Щедрина, -  потому что получаю большой заряд позитива. Где-то лишь «плач Ярославны» раздаётся:  «Денег нет, это мы сделать не можем, а это у нас и вовсе разваливается, бюджет, сами знаете какой». То есть всё печально, уныло, безысходно. В Черногорске с деньгами не легче. Тем не менее, встречаешься с выпускниками нашей Школы соцпредпринимательства и видишь – «Калинка» - детсад, который преобразился на глазах до неузнаваемости, стал современным и напористым – поди догони. А после поездки в четвёртую школу у нас и вовсе случился культурный шок. Прекрасно знаем район, где она расположена, осведомлены по поводу многочисленных трудностей. Однако вошли во двор – а тут цветущий сад. Думаю, у учителей, у детей меняется отношение и к самим себе, и к жизни, когда они начинают день с такого двора и входят в такую школу.

Или когда ребятня начинает путь в жизнь с таких детсадов как у вас – разных, по-своему интересных.

Глава города Василий Белоногов подчеркнул, что за два последних года учреждениями образования, благодаря участию в Школе социального предпринимательства, было получено более миллиона рублей на реализацию в городе социальных проектов – введение новых услуг - , и это позволило бюджетным учреждениям зарабатывать:

- Гранты Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» не только способствуют реализации идей, но и позволяют развивать платные образовательные услуги, что на сегодняшний день очень важно. За половину 2019-го года образовательными организациями оказано платных услуг на 12,5 миллиона рублей. За аналогичный период 2018-го года – на 7 млн 900 тысяч. Вот такая разница!

 

Восьмёрка смелых

После вступительных речей началось самое главное и интересное – «разбор полётов», обсуждение новых идей-затей. Надо сказать, представители АНО НТР имеют свойство этакого рентгена, от которого не спрячешься ни за какой обёрткой, ни за какими цветастыми оборотами речи. Сказал – поясни, разложи суть дела «по косточкам», да ещё непременно – с экономическими выкладками, с самой подробной цифирью. Потому что в данном случае важно, чтобы каждый из участников Школы не витал в облаках, а крепко стоял на земле:

- Школа социального предпринимательства реально содействует предпринимателям в оформлении и реализации их социально значимых бизнес-проектов, - не устаёт повторять Ольга Щедрина, - ключевое требование - проект должен быть жизнеспособным без бюджетного финансирования. А это возможно там, где выявлена неудовлетворённая потребность населения в той или иной услуге или продукции, к тому же если авторы проектов и то, и другое предлагают по приемлемой для потребителей цене. Лучшим проектам финансовую помощь для старта оказывает СУЭК.

В Черногорске представители восьми учреждений – детсадов, школ и горно-строительного техникума, соответственно, не то чтобы доклады делали, а участвовали в диалоге, только успевали отвечать на град вопросов.

Вот и мы после презентаций продолжили «пытать» взрослых учеников, которые сами – давно уже учителя.

 

Не только вундеркиндам

Александр Надточий, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии, предложил создать в стенах родной школы инженерно-технологический клуб, мы уточнили, чем он будет отличаться от существующего:

- Планируем организовать группы, в  которых ребята займутся робототехникой, 3D-моделированием (математическим представлением поверхности объекта в трёх измерениях), современной микроэлектроникой, 3D – анимацией и мультипликацией. Всё это связано с компьютерными науками, с современными инженерными технологиями.

Если в настоящее время занятия проводятся только по робототехнике, то теперь пришло время представить для школьников новые возможности.

Это будет легоробототехника для младших любителей точных наук. Для средних групп предполагается переход на микрокомпьютеры, для старших – изучение системы автоматизации зданий, устройства умного дома и других современных направлений, которые сейчас на пике науки.

В клубе ребята получат инженерные навыки, научатся элементам программирования, а если говорим о начальной школе, то элементам работы с компьютером. Парадоксально, но факт: сегодня есть проблема, когда дети хорошо разбираются в телефонах, но ничего не понимают в персональных компьютерах, не умеют с ними работать. Вместе с тем, в производственной сфере компьютеры будут использоваться ещё долго.

Всё это в целом выходит за рамки «просто робототехники», наша цель – увлечь ребят новыми знаниями, дать им возможность не только освоить теорию, но и «затвердить» её впечатляющими практическими занятиями. К примеру, для начала освоим  моделирование с помощью 3D-авторучки, после этого постепенно перейдём к компьютерному моделированию, в итоге старшие смогут изготавливать на 3D-принтере готовые достаточно качественные осязаемые модели. Это же здорово – нарисовать на компьютере своего героя и распечатать на 3D-принтере объёмную фигуру, которую можно потрогать. Причём фигуры получаются подвижные, неразборные.

И это лишь одно направление занятий, призванных разбудить техническую мысль.

В действующем сегодня клубе - два компьютерных класса, в которых можем проводить лишь шесть занятий в день. Больше – физически нет возможности, хотя желающие есть, в том числе из других школ города. По нашим подсчётам, от 400 до 1000 детей из тринадцати школ города, ориентировочно, могут прийти в клуб. Тем более, так называемый порог вхождения в тему довольно низкий. Не нужно быть вундеркиндом, любой ребёнок может начать заниматься и добиться определённых успехов. Всё дело в недостатке площади, поэтому возникла идея в отношении помещения – трансформера.

Суть её в том, чтобы одну из рекреационных зон (проще говоря, один из просторных коридоров размером с два учебных кабинета) временно превращать в учебную аудиторию. Для этого необходимы мобильные мебель (парты) и электропроводка, которая может опускаться с потолка, а после занятий вновь подниматься на безопасную высоту, эта проблема решается легко. Необходимое компьютерное оборудование есть. Осталось приобрести мебель.

Когда в гимназии в первой половине дня будут идти занятия, это оборудование  сдвинут  и закроют мобильными перегородками. При этом рекреационная зона будет использоваться по назначению – чтобы ребятне бегать, прыгать, общаться на переменах.

А после окончания занятий можно выставлять перегородки, выдвигать парты, готовить проводку. Минут 20 на подготовку – и можно начинать занятия.

При защите идеи я акцентировал внимание, что проект дорогой, но большая часть необходимого для старта есть – клуб не раз выигрывал гранты, к тому же часть средств от платных услуг направляется на развитие. В городе ни у кого такой базы нет, которую удалось создать нам, – три года назад получили миллион от министерства образования РФ, в прошлом году - полмиллиона от СУЭК.

На счету клуба – победы в республиканских, всероссийских конкурсах, школьники под руководством опытного педагога два года подряд выигрывали в республиканском фестивале «От робота к роботу» Минэкономики РХ. Многие удивлялись, что такие результаты показывают ребята из гимназии, где углублённо преподают преимущественно гуманитарные дисциплины. Причём выигрывали, когда ещё не было оборудования, на голом энтузиазме.

Что касается финансовой составляющей (об этом, в ходе обсуждения, обязательно шла речь – экономические выкладки превыше всего!), смета, согласованная с ГУО, составлена из расчёта, что стоимость занятия для одного ученика – 200 рублей. При периодичности встреч два раза в неделю, в среднем получится 1600 в месяц.

 

Для памперсной команды

С большим интересом коллеги слушали педагога-психолога детского сада «Калинка», которая представляла проект «Студия раннего развития «Вместе с мамой».

Тема  более чем актуальная. Результатом бэби-бума стало огромное количество ребятни, которую современные родители стремятся развивать как можно раньше. И если малыши с трёх лет более-менее охвачены и детсадовскими, и дополнительными занятиями, то «свеженькие», памперсного возраста - предоставлены сами себе. Точнее, погрязшим в бытовых заботах родителям. Вот в эту правильно выбранную «точку» и прицелились представители «Калинки». Они собираются открыть студию раннего развития на базе филиала «Малышок», для  «агушек» от 6 месяцев до года.

Это будут три-четыре кратковременные группы; занятия, учитывая режим дня малышей, организуют и в первой, и во второй половине  дня. За основу возьмут популярную сегодня методику педагога и врача Марии Монтессори.

Предполагается комплекс упражнений и игр для развития вестибулярного аппарата, мелкой моторики, знакомство с окружающим миром и многое из того, что может быть полезно ребёнку нежного возраста.

- Стоимость проекта – 462 тысячи рублей, - пояснила Ирина Юрьевна, - На сегодняшний день мы уже потратили 162 тысячи на приобретение пеленальных столов, манежа, развивающих игр. Предстоит оснастить помещение Монтессори  оборудованием, хотим улучшить зону для ползания: поменять напольное покрытие, утеплить окна с улицы.

Необходимо спортивное, музыкальное оборудование, поскольку занятия с малышами направлены на развитие эмоциональной сферы и двигательной активности.

Курс из восьми развивающих занятий в месяц будет стоить 4 тысячи, одно занятие - 500 рублей.

 

Не бегите причинять счастье!

На суд строгих арбитров Школы социального предпринимательства, кроме двух названных, были представлены ещё шесть проектов: по монтажу мини-футбольного поля с искусственным покрытием от учителя физкультуры лицея Семёна Вострикова. По организации курса занятий для старших дошколят - от старшего воспитателя детского сада «Светлячок» Ольги Афанасьевой. По созданию студии песочной анимации - от учителя ИЗО школы №4. По открытию квест-клуба «Следопыт» для детей 5-7 лет - от воспитателя детсада «Росинка». По созданию студенческого центра по оказанию строительных отделочных работ - от преподавателя горно-строительного техникума Ирины Обручевой. И даже по открытию школы блогеров «Безопасное движение» для старших дошколят - от воспитателя детсада «Ромашка» Татьяны Попковой.

Заместитель программного директора АНО «Новые технологии развития» Алексей Перепёлкин подчеркнул:

- Требования к слушателям Школы достаточно жёсткие. На реализацию проектов безвозмездно предоставляются немалые средства, поэтому требуем работать на результат. А главный результат – в том, что на территории присутствия предприятий СУЭК улучшается качество жизни, в том числе – за счёт появления дополнительных услуг дошкольного, школьного образования, социальной сферы, развития творческого потенциала горожан. Не случайно многие проекты связаны с развитием детей, акцент – на подрастающее поколение, на будущее.

Мы призываем не бездумно «причинять счастье», а изучить проблему, почувствовать потребность людей в чём-то и в эту точку «стрелять» - предлагать те услуги и товары, которые помогут эту потребность удовлетворить. В этом залог успеха социального предпринимателя.

                                               Без штампов

По окончании очередной рабочей встречи мы попросили Ольгу Щедрину поделиться мнением, насколько эволюционировали проекты черногорцев за семь лет.

- Сейчас это реальные образовательные проекты глубокой проработки, хорошего уровня. Они не скучные, не формальные, не «штампованные». Это конкурентные, современные идеи. Отмечу: там, где ведётся такая работа, заметно растут, в профессиональном плане, коллективы.

Следующая рабочая встреча Школы – в сентябре. А в ноябре создатели проектов, которые уже должны будут дать им старт, смогут участвовать в конкурсе «Созидание», по итогам которого самые  старательные и энергичные из слушателей смогут получить дополнительную поддержку от Фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ».

Марина КРЕМЛЯКОВА

«ЧР» № 69 от 3 сентября 2019г.

Новости по теме: