Елена Салангина: Учитель как артист: каждый день на сцене

Дата публикации: 12.11.2019 - 10:55
Просмотров - 216

 

Коридоры 20-й школы пестрят стенгазетами с поздравлениями и признаниями в любви, черно-белыми фотографиями 30-летней давности. Ухоженные холлы, уютные классы в эти дни еще больше сияют чистотой и свежестью. Календарь на входе отсчитывает последние дни до важного праздника – дня рождения школы.

15 ноября 1989 была перерезана красная ленточка перед зданием новой современной школы с необычной архитектурой на ул. Калинина. Два спортивных зала, бассейн, актовый зал, просторные коридоры… Школа сразу привлекла внимание семей с детьми, особенно тех, кто жил на окраине, в многоэтажках по Генерала Тихонова и Юбилейной. Открытие 20-й школы позволило разгрузить ближайшие учебные заведения, которые не справлялись с растущим количеством маленьких черногорцев.

Теперь, 30 лет спустя, 20-я сама как большой улей, от топота детских ног и громких криков школа как будто делает глубокий вдох и каждый день принимает в свои объятия больше тысячи мальчишек и девчонок.  

Чем живет школа № 20 , как коллектив будет отмечать юбилей и как меняется система обучения, наш разговор с её директором Еленой Викторовной Салангиной.

 - На пороге школы сразу ясно, что жизнь не стоит на месте, теперь работает пропускная система, появился турникет, ведется запись всех посторонних, кто входит в здание.

 - В наше тревожное время все должны быть начеку, поэтому помимо упомянутой вами пропускной системы у нас есть тревожная кнопка, которая при нажатии передаст сигнал в полицию, и система мониторинга пожарной безопасности (она автоматически сообщает пожарным о возгорании или задымлении). В школе должно быть не только чисто и красиво, но и безопасно. Кстати, не могу не отметить, что создание уюта – огромная заслуга завхоза О.В. Сёмочкиной и обслуживающего персонала. 

 - День рождения школы вы отмечаете каждый год, в актовом зале проводите большой концерт. Как пройдут торжества на этот раз?

 - Празднование 30-летия школы растянется на неделю. Начнется в нынешнюю пятницу. Понедельник объявлен днем истории, на уроках и переменах ребята узнают интересные факты из истории школы, будут рассматривать выставку, волонтеры проведут классные часы, игры и викторины. Участвовать будут все. Вторник посвящен спорту, а среда - творчеству.

Вместо концерта в школьном актовом зале, где всего 180 мест, торжественное мероприятие пройдет в культурном центре «Луначарский», мы готовим интересную праздничную программу: выступит хор начальной школы, хор 5-6 классов, оборонно-спортивных классов, хор учителей, все танцевальные группы, номера которым ставит наш школьный хореограф Лариса Петровна Селиванова…  В общем, будет большой яркий праздник, в котором задействованы многие ученики и все учителя. Для нас не проблема выйти на сцену, практически вся школа поет и танцует. Считаю нашей отличительной чертой – большое внимание к всестороннему развитию ребенка, обучение и воспитание у нас идет параллельно.

 - В последнее время воспитательная работа отошла на второй план, все соревнуются в  знаниях.

  - Мы стараемся соблюдать баланс. Неизвестно, станет ли ребенок ученым, есть ли у него какие-нибудь выдающиеся способности, ему важно реализоваться в чем-нибудь. Наши дети приучены к сцене и спокойно относятся к выступлениям на публике, они хорошо социализированы,  отличаются хорошими манерами, это выделяет их на всех олимпиадах и соревнованиях.

- Из отличий и преимуществ 20-й школы – оборонно-спортивный класс.

 - Этот профиль мы открыли в 2007 году, и программа подготовки показала свою эффективность: выпускники оборонно-спортивных классов учатся  в институтах МВД и УФСИН, военных  академиях. Теперь ребята не курсанты, а юнармейцы, но учатся по той же программе, что и раньше: помимо обычных уроков они посещают занятия по хореографии и рукопашному бою, осваивают строевую и огневую подготовку.

Конечно, не могут не радовать достижения ребят в военно-спортивных состязаниях. Мы неоднократные победители «Зарницы» и конкурса «Допризывная молодежь», в этом году одержали победу на городском летнем фестивале ГТО и заняли второе место в смотре-конкурсе  «Лучший казачий кадетский класс Хакасии». Наиболее значимая победа для нас – первое место на Президентских играх сначала в городе, потом на республиканском уровне, после этого наша команда представляла Хакасию на всероссийском  этапе в Анапе.

 - Да, я видела сейчас ребят и девочек в красных беретах. Другие школьники тоже одеты в классическую одежду, голубые рубашки. Любо-дорого смотреть! Не то что мы в 90-е – кто во что горазд…

 - Еще в 2007 году, до принятия закона о школьной форме, мы ввели правила относительно того, как надо одеваться на уроки. Это дисциплинирует. Даже с учителями мы ввели форму, в торжественные моменты  надеваем косынку, белый верх, черный низ. 

- Еще одна ваша фишка – урок хакасского языка.

 - Да, его преподает в одном классе начальной школы  Екатерина Александровна Колодезная. Интересно наблюдать за этими детьми, прошло уже два года, как они осваивают лексику и грамматику. Когда встречаю их в коридоре, они здороваются по-хакасски «Изэнэр». Причем в классе нет ни одного хакаса. Родители отнеслись к такому нововведению благосклонно, для общего развития пригодится. 

- Уровень обучения у вас один из самых высоких в городе, если судить по результатам ЕГЭ.

 - Безусловно, высокое качество образования – главная задача педагогического коллектива, и мы с ней хорошо справляемся. Успешно итоговую аттестацию проходят выпускники и 9-х, и 11-х классов, некоторые 11-классники показывают блестящие результаты, набирая более 80 баллов на ЕГЭ по разным предметам. За последние пять лет восемь выпускников оборонно-спортивного профиля получили аттестаты о среднем общем образовании с отличием, а семеро награждены медалью «Золотая надежда Хакасии».

Есть и общие победы педагогов и детей: в 2017 году школа стала лауреатом-победителем всероссийского смотра-конкурса «700 лучших образовательных организаций России», лауреатом открытого межрегионального конкурса «100 престижных школ России». Недавно вошла в число победителей всероссийского смотра среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ». 

 - Учителя 20-й школы всегда в тройке лидеров на конкурсах профмастерства, причем успешно участвуют не только педагоги с большим  стажем, но и молодежь.  Екатерина Васильевна Петрова, учитель информатики, в этом году одержала победу в городском конкурсе «Учитель года». 

- Старое изречение «кадры решают всё» - моё глубокое убеждение. Я работаю над созданием коллектива очень серьезно, стараюсь соблюдать баланс между педагогами с большим стажем (мы называем их стажистами) и молодыми специалистами. Стажисты – это костяк школы, тем более что многие работают с самого её основания: Л.К. Барбачкова, Т.В. Ященкова, Н.И. Авраменко, Л.Е. Кларк, И.В. Дёмина, Е.В. Карташкова. Я тоже работаю с первого дня существования школы, правда, на три года отлучалась в 19-ю школу, где была завучем, 16 лет назад вернулась сюда на должность директора. 

- То есть получилось создать единую сплоченную команду?

 - Думаю, да, хотя создание команды – это многолетняя кропотливая работа, и она продолжается.

В школе 65 учителей, средний возраст 38 лет.  Если поделить коллектив на группы по возрастам, то получится, что самая большая – это педагоги от 30 до 42 лет. Самая малочисленная группа – учителя пенсионного и предпенсионного возраста. Это их ученики показывают самые высокие результаты на АГЭ и ЕГЭ, а сами они имеют высшую категорию, это Е. В. Антипова, Р.Х. Букреева, Е.А. Тайлакова, Н.В. Овсянникова,  С.Б. Щелкунова, Л.М. Чертыкова, Л.А. Покрышкина, Л.А. Милкина, С.А. Иванова, Л.Н. Струкова, О. В. Руденко, В.И. Балдуев. Это наша гордость, фундамент школы.

В то же время у нас очень активная  и перспективная молодежь - А.В. Овчинникова, А.Н. Кондратьева, Н.Н. Алексеев, М.А. Каменчук, Е. А.  Колодезная, О.С. Бондарь, И.В. Кужлева, К.А. Алексеева, Н.А. Юдина, Д.А. Шугалей. Нам постоянно надо двигаться вперед, писать программы, проекты, мы находимся в режиме развития, поэтому нужны светлые молодые головы со свежими идеями. Молодые – это двигатель коллектива, они проявляют инициативу, задор, креатив, отличаются особой энергетикой,  организуют турслёты, совместные праздники и другие мероприятия.

 Важно ведь проводить вместе время не только на работе, но и вне стен школы,  чтобы быть командой. И когда в конкурсе побеждает один учитель, то заслуга это не только его, но и группы поддержки. Никто не отказывается выходить на сцену или оказывать другую помощь в подготовке, все переживают за коллегу, проявляют участие.

Администрация – тоже команда, на которую я всегда могу положиться. Уверена на сто процентов, что мои заместители Ю.Г. Парадняя, С.М. Макарчук, Н.И. Чупрова и молодой завуч А.А. Журавлева не подведут,  я могу им доверить всё.

 - Не секрет, над чем сейчас работаете?

 - Сейчас мы разрабатываем программу индивидуального учета знаний детей, систему подхода к каждому ребенку внутри школы. В принципе, всем хорошо известно, что такое дифференцированный подход. Новое – это хорошо забытое старое. У каждого ребенка – свой уровень знаний, нужно предоставить сильному ученику двигаться вперед, средний пусть учится в своем темпе, а те, кто послабее, идут своим маршрутом.

Для того чтобы приготовить урок с учетом особенностей всех детей, требуется огромный профессионализм. К учителям сейчас очень высокие требования и со стороны государства, и со стороны родителей. Внутри школы тоже.

Администрация постоянно ходит на занятия, нет такого учителя, на уроках которого я не была. К молодым специалистам прихожу через месяц-полтора не с целью смутить человека, а чтобы рассмотреть его потенциал, выбрать для него направление и разработать темп развития. Но некоторые учителя с небольшим стажем дают такие уроки, что глядя на них, думаю: «Куда еще расти?» Как-то на уроке у Ольги Бондарь в голову пришла мысль: «Да это просто методическое совершенство!» А ведь ей 28 лет!

- Вы можете разглядеть в молодом учителе талант и посредственность?

 - Да, опыт позволяет, но даже человек, который никогда не планировал учить детей, может дорасти с помощью поддержки коллег до уровня профессионала. Система наставничества позволяет окружить вниманием новичка, мы столько в него вкладываем, что не научиться просто невозможно. 

Учительская профессия – это тяжелый труд, и люди случайные в школе не приживаются, особенно  равнодушные. Тем более что у нас разные дети, не только из благополучных семей и все сплошь одаренные природой (12 ребят стоят на учете в ОДН за разные правонарушения, 98 детей учатся по адаптированной программе). Так что учитель должен быть максимально внимателен к каждому ребенку, чтобы понять, в состоянии он хоть что-то сегодня услышать, завтракал он или нет, спал спокойно или дома был дебош.

- С такими ребятами ой как непросто работать!

 - Очень сложно. И мы не раз обсуждали, есть ли смысл рассадить их по обычным классам, но это все-таки неправильно с точки зрения интересов детей. Ученики, которые осваивают адаптированную программу, не могут воспринимать материал в среднем и высоком темпе, как это происходит на занятиях их сверстников. В эти же классы принимаются иностранцы, которые еще плохо говорят по-русски и тоже не могут быстро выполнять поставленную учителем задачу. Ребята должны быть на равных, а спокойно себя чувствовать могут только лишь рядом с такими же как  сами. Хотя по окончании девятого класса они сдают такой же экзамен и получают обычный аттестат.

- А как у вас обстоит дело со вторым иностранным языком?

 - Если откровенно, второй иностранный нужен  только гуманитариям, его лучше преподавать адресно, тому, кто нацелен поступать на филологию. В школах нет ни учебников, ни часов для этого, нет учителей другого иностранного языка, потому что все давно перешли на английский. Для того чтобы вводить новые курсы, нужно обеспечить условия для их преподавания. А у нас часто бывает наоборот.

Третий час физкультуры из той же оперы. В нашей школе два спортивных зала – большой и маленький, и мы кое-как справляемся, чтобы проводить физкультуру для всех ребят дважды в неделю… Выход нашли во внеурочной деятельности: проводим подвижные игры на улице. Вот если  бы исполнилась моя мечта – открыть зал дзюдо в подвале да еще отремонтировать бассейн!

- Жаль, что он давно простаивает! Но его еще можно восстановить?

- Да, но для этого нужно около 10 млн рублей. Я оптимист, верю, что все равно средства появятся, нам повезет, и бассейн еще откроется для  ребят. Зато у нас теперь есть тир, мы участвовали в конкурсе проектов фонда  «СУЭК-Регионам» и выиграли грант 300 тысяч рублей, 100 тысяч добавил город, и вот уже в течение двух лет ученики оборонно-спортивных классов, а также все остальные ученики среднего и старшего звеньев успешно осваивают стрелковое оружие. У нас много и других секций, спортзал работает до девяти вечера.

Вообще школа  очень загружена,  1080 учеников, к сожалению, уместить всех в одну смену не получается. Мы отдали под учебные кабинеты все возможные помещения, даже учительскую. Надеемся, что в скором времени начнется строительство новой школы.

 - А учителей хватает?

 - Дефицит кадров постоянно существует, и не только в таких небольших городах как наш, но и в мегаполисах, потому что не все готовы жертвовать своим временем, частично семьей. Работа учителя – большое самопожертвование, но в то же время она очень интересна! Каждый день не похож на другой. Нас можно сравнить с артистами, каждый день выходим на сцену, и аудитория не одна, а 6-7… И каждую ты должен увлечь, вызвать уважение, а еще лучше восхищение.

Конечно, не всегда бывают вдохновение и настроение, но черпать энергию можно от детей, учиться у них, быть на одной волне с молодежью, на пике современности. Поэтому я даже предпочитаю слушать музыку, которую любят молодые, чтобы знать и понимать их.

Рутина не должна засосать, в любом деле должно быть место творчеству, переменам, чтобы было интересно не только тебе, но и окружающим людям. Во всяком случае я стараюсь работать именно по такому принципу, и признаюсь, что счастлива, ни разу не пожалела, что я директор. Уверена,  большинство учителей нашей школы тоже с радостью идут на уроки, иначе не было бы таких прекрасных результатов, с которыми встречаем наш 30-летний юбилей.

Беседовала Анастасия ХОМА,

фото автора и из архива школы. «ЧР» №89 от 12 ноября 2019 г.

Новости по теме: