На Алтае горная аптека. А у нас?

Дата публикации: 25.12.2019 - 21:20
Просмотров - 837

 

Когда встречаешься с коллегами из разных регионов России, то нередко разговор заходит о туристических возможностях и достопримечательностях наших краёв и областей. Конечно, Крыму, Кавказу, Камчатке можно себя и не рекламировать, и так все в курсе, где расположены, что интересного и привлекательного можно найти там, как отдохнуть, на что рассчитывать.

Мы, живущие в Хакасии, конечно, знаем, что у нас богатейшие возможности для развития туризма, отдыха, хоть активного, хоть пассивного. Есть удивительно красивые горы и реки, пещеры и озёра, степи и тайга. Для любителей истории в нашей республике тоже много примечательного. Не меньше и для тех, кто увлекается народным творчеством и искусством. Одно лишь удивляет – почему до сих пор о туристических возможностях региона почти ничего не знают за пределами Сибири? Да и в нашем регионе отнюдь не все наслышаны о красотах Хакасии.

Буквально на днях Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» опубликовали итоги пятого ежегодного исследования, посвященного развитию внутреннего и въездного туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов. Хакасия в этом рейтинге на 65 месте, тогда как соседний Алтайский край на шестом.

 

Сибиряки

на Арбате

- Прошлым летом мы впервые приехали к вам, ходили на Ергаки, немного посмотрели республику, будущим летом хотим вернуться, но уже целенаправленно, посмотреть именно Хакасию. А что у вас есть интересного? – говорила мне Ирина Шабалина, коллега из Самары, когда мы встретились в Москве на третьем медиафоруме этнических и локальных СМИ. Навскидку перечислила: Позарым и Ивановские озёра, Оглахты и Салбыкский курган, пещеры Ширинского района и Нанхчула, сплавы по Казыру и Большому Ону…

- Ничего себе возможности! – восхитилась Ирина, тут же загоревшись желанием побыстрее всё увидеть, везде пройти. – Только почему о вас ничего не слышно в России? Про Алтай все знают, про кузбасский Шерегеш тоже, а вы всё молчком…

Что тут ответишь? Можно, конечно, было бы сослаться на то, что республика невелика размерами, бюджет небогат для того, чтобы купить время на центральных каналах. Впрочем, последнее, как показал опыт, тоже не панацея. Недавно вышедшая в эфир программа «Орёл и решка», посвящённая Хакасии, ничего умного и интересного не рассказала о республике.

Вскоре после разговора пошла прогуляться по Арбату – это чуть ли не самая главная туристическая улочка Москвы. Находится в центре, зона пешеходная, дома старинные , масса магазинов с сувенирами, всё это, естественно, привлекает туда туристов. Зашла в один из торговых павильонов – и оба-на! Привет землякам! В центре зала вольготно расположилась большая площадка товаров из Алтая. Мёд и косметика, чайные сборы и сувениры, бальзамы и варенья – сотни, если не тысячи наименований!

- Мда… Не всегда дело в размерах и бюджетах, - подумала я, - иной раз в инициативности и творческих возможностях заключается.

Поговорила с продавцом отдела, Елена из Бийска, но в Москве уже два года. Приехали специально, чтобы продвигать продукцию своей республики.

- У нас же регион дотационный, производства почти нет, горы и тайга везде, вот и ищем варианты как заработать, - рассказала Елена. - В Москве у нас дела хорошо пошли, для горожан и туристов наши товары – экзотика, берут отлично. Уже постоянные покупатели есть.

- Эх, а ведь и у нас в Хакасии тайга и экологически чистые зоны со всех сторон, вот только про хакасскую косметику никто  не слышал, да и про чаи местные не особо, - ответила я.

- Кстати, нас это тоже удивило. Мы же были у вас в республике года три назад, на культурно-туристский форум приезжали, продукцию свою привозили, боялись, что зря – ведь у вас похожая природа. Но быстро убедились, что конкуренцию вы нам не составите, хотя такие возможности есть, - поддержала моё недоумение Елена.

 

ОКРУЖИТЬ ТУРИСТА ЗАБОТОЙ

Минувшей осенью довелось побывать в Барнауле. Поездка была рабочей, из свободного времени только несколько часов вечером в день приезда. В общем, особо не разбежишься, но увидеть, как можно больше, конечно, хотелось. Решила – была не была, пробегусь по старой части города, что успею, то и посмотрю.

Чуть ли не с первых шагов по Барнаулу оценила бережное и заботливое отношение властей к туристам. На улицах стоят стильные, узнаваемые информационные таблички – до кафедрального собора столько-то метров, до краеведческого музея столько. А вскоре вышла к туристическо-информационному центру. Как правило, в таких центрах можно купить путёвку на экскурсию, узнать о базах отдыха.

Однако и здесь Барнаул смог удивить. На всякий случай зашла в центр и поинтересовалась, а нет ли у них хоть какой-нибудь карты исторического центра города?

- Конечно, есть! Смотрите, это разработанный пеший маршрут по старой части Барнаула, здесь мы отметили все достопримечательности, указано примерное расстояние, - отозвалась на мой вопрос сотрудница центра. – Вы сейчас находитесь здесь, если пройдёте прямо по улице, то минут через семь выйдете на площадь, а оттуда уже начинается маршрут. Правда, есть у нас места, которые на карту не попали, но если у вас будет ещё время, то обязательно сходите…

И девушка с энтузиазмом истового краеведа стала рассказывать, что ещё можно посмотреть в Барнауле, как туда дойти и сколько времени это займёт. Ушла из центра я не только обогатившись  картой, буклетами и важной информацией, но и с отличным настроением – приятно, когда так встречают!

О Барнауле рассказывать можно долго – старинный город, в котором сохранилось немало исторических зданий, работают музеи и художественные салоны. Но самое главное, это явная любовь к городу властей и желание сделать его красивым и удобным как для жителей, так и для гостей. Причём заметно, что курс на эти цели был взят относительно недавно, слишком ещё заметны следы упадка и развала 90-х. Однако не менее видны и результаты новых ориентиров.

Многие старые дома уже реставрированы, другие только в процессе приведения в порядок. Заметно, что несколько лет назад наконец-то здесь прекратилась всеобщая эпидемия тотальной обрезки и вырубки деревьев, и теперь в Барнауле старательно восстанавливают зелёные зоны, высаживают множество новых деревьев. Что примечательно, среди саженцев часто встречаешь подвергнутые в нашем городе остракизму тополя. А в Барнауле, очевидно, понимают ценность и удивительные возможности этих замечательных деревьев.

 

Вот так горная аптека!

Как выяснилось позже, любому гостю барнаульцы обязательно советуют посетить музей «Горная аптека». И это на самом деле очень интересно, познавательно и увлекательно.

Некогда горная аптека была настоящей действующей структурной единицей в системе горнорудных заводов Акинфия Демидова. Её открытие датируется серединой 18 века, и для того времени это был уникальный социальный объект на карте Сибири. Рабочие завода получали в аптеке бесплатное лечение и лекарства, горожане - медицинскую помощь за вполне приемлемую плату. В конце 18 века на месте старого здания построили новое, и ныне именно в этом доме расположен музей.

Стоит отметить, что «Горная аптека» - это прекрасный образец грамотного содружества властей, предпринимателей и энтузиастов-краеведов. Именно благодаря  последним были раскопаны подвалы старинного дома, на свет извлечены медикаменты и склянки 19 века, само подвальное помещение было отреставрировано. Предприниматели смогли организовать интерактивный музей и ресторацию таким образом, что оба направления лишь дополняют друг друга.

Посетитель, придя в «Горную аптеку», с одной стороны, знакомится с положением аптечного дела в Сибири 18-19 веков, историей горнорудных заводов, освоением территории и архитектурными памятниками, а с другой, имеет возможность продегустировать напитки и блюда, изготовленные по старым рецептам. Отлично подготовленные экскурсоводы ярко, динамично и, что важно, отнюдь не поверхностно, знакомят с прошлым аптеки. В результате, когда выходишь после посещения музея на улочки Барнаула, лучше начинаешь понимать этот город.

Ещё одной достопримечательностью туристического центра Алтайского края, пожалуй, можно назвать замечательный ассортимент сувенирной продукции. Признаться, я не припомню, чтобы где-то ещё видела такое разнообразие подарков на память, отличающихся к тому же ярко выраженным характером. Колокольчики и магниты, брелоки и кружки, расписанные вручную, – замечательная идея для сюрприза. При этом стоимость сувениров вполне бюджетная.

А ведь для многих туристов интересные работы местных мастеров являются ещё одним фактором, который может склонить чашу весов в пользу поездки в тот или иной регион. К примеру, в Хакасии и с этим направлением отнюдь не всё благополучно. Да, бывает, что видишь интересные вещицы, но, с одной стороны, они нечасто встречаются, а с другой, как правило, у туриста нет времени часами ходить по различным магазинам в надежде увидеть хорошие сувениры.

Безусловно, в нашей республике есть проблемы с логистикой, инфраструктурой, слабо развитой системой турбизнеса. И можно было бы смириться, мол, ну не Кавказ и не Крым мы, что уж поделаешь! Но у Алтая те же самые проблемы, что и в Хакасии. Однако они смогли делом доказать, что и в Сибири можно развивать широкомасштабные туристические проекты. Зарабатывать на этом деньги. И одновременно с этим знакомить Россию, да и мир с прекрасной природой и историей Сибири.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора. «ЧР» №101 от 24 декабря 2019 г.

Новости по теме: