Пока мы помним, зло в плену, война же только на картинах!

Дата публикации: 23.06.2020 - 11:31
Просмотров - 373

      Наверное, нет таких стихотворений, которыми нельзя было бы передать всю гамму ощущений человека. Как, впрочем, нельзя  не найти себе картину по душе. И, казалось бы, что проще, выучи любимое стихотворение или создай картину своей души, но иногда и этого мало, потому как одно без другого может просто не получиться… Либо стихотворение не то, либо картина недостаточно хороша…А как было бы  неплохо объединить одно с другим!

 Семьдесят пять  лет назад отгремело эхо Великой Отечественной войны, а произведения о ней и события тех лет всё ещё живут в памяти нашего народа. Каждый год 9 мая  мы  декламируем стихотворения о войне, с болью и гордостью вспоминаем павших и чествуем ветеранов. По мотивам таких произведений  создано немало  художественных и документальных кинолент.

     Но мне бы  сегодня хотелось пригласить вас в свою картинную галерею, созданную на основе впечатлений от любимого стихотворения М.Е.Кильчичакова «Клятва».

     Да, я любитель, а не профессионал! Но, подобно художнику, память и воображение рисуют мне картины былого, отображенного в стихотворении. Я с удовольствием перечитываю эти строчки вновь и вновь… И каждый раз нахожу в них много нового, интересного, до боли знакомого и родного. Каждый штрих, каждый нюанс, каждый эпитет и метафора вносят свою лепту в общую картину, приглашая нас в мир поэзии известного хакасского автора.

  Итак, закрываем глаза  и мысленно переносимся в мир моих чувств и переживаний.

   Вы входите в просторный, уютный зал, побеленный  и убранный в стиле    40-х годов XX века. У входа на стене располагается композиция из старых, чуть пожелтевших фото М.Е. Кильчичакова, его фронтовых товарищей  и треугольники солдатских писем, наполненных болью разлук, горечью расставаний и надеждой на лучшее. Их немного, потому как в 1942 году Михаила Еремеевича демобилизовали в связи с тяжёлым ранением. Но оттого каждое их них так ценно и неповторимо, словно каждый раз  позволяющее взглянуть глазами автора на цепь событий военных лет. Звучит знакомая песня тех лет, способствуя ещё большей проникновенности и глубокому погружению в события, описанные автором в стихотворении. И вот образы с фото оживают, становясь невольными свидетелями нелегкой фронтовой жизни.

        Далее следует вереница картин. Первая из них - «Вихри непогод». На фоне летающих снарядов, прожигающих землю, оставляя на ней огромные шрамы и рубцы, крутятся фашистские чёрные  вихри, пытаясь смести с лица земли всё родное, хорошее, доброе, вечное. Но позади  сквозь толщу тьмы уже проникают легкие лучи солнца, словно дают надежду на спасение.

    От гнетущей картины разрухи переходим к не менее душещипательной композиции. Перед нами - «1941 год». В центре картины  видим жеребенка, истекающего кровью от ран, но всё ещё борющегося за жизнь. На нём надпись-«1941 год». Вокруг рыскают вражеские волки, готовые напасть в любую секунду. Но жеребёнок не боится умереть, он на родной земле. Картина-символ мужества русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Именно таким увидел первый фронтовой год М.Е.Кильчичаков.

   А вот и центральная картина. Она символически поделена пополам, чем и вызвано её необычное название - «Война и мир». На одной из частей мы видим разрушенный снарядом ствол, оголившийся и надломленный, на другой-  высокий вековой дуб, обрамлённый пышной кроной листвы…

  В первом случае надломленное дерево  укрывает от снаряда автора, тем самым спасая ему жизнь, жертвуя собой. Вокруг неспокойно, деревце может погибнуть, но принимает вражеский удар на себя. Жертвенность  дуба впечатляет, его  невольный подвиг нельзя не заметить,  и автор также высоко ценит помощь «зеленого» друга.

 С другой стороны картины  Михаил Еремеевич обнимает дерево, как старого друга, беседует с ним, прячась от зноя. Мирное небо над ними, ласковый нежный ветерок едва колышет листву. Тишина и покой, установившиеся после войны. Здесь дуб выступает как символ возрождения. Теперь уже автор в знак признательности навещает старого друга.

 Дополняет картину мира другая, не менее  позитивная композиция - «Нет войне». Это триптих. Слева мы видим, как прорастают из прожженной земли молодые дубки, в центре картина с колыбелью сына автора, где мирно спит крепкий малыш, а справа - коллаж из старых фото, повествующих о зверствах фашизма, о боевых испытаниях. В знак протеста он  перечеркнут крест накрест. Значение этой композиции понятно: пока есть надежда, стоит жить; не бывать войне, пока жива память о погибших.

 Виртуальное путешествие в мир войны М. Е.Кильчичакова подошло к концу, стихла музыка, закончились полотна…

 Я хотела бы поделиться частичкой своей души, чтобы каждый из посетителей галереи унёс с собой искорку тепла и надежды,  памяти тяжелых фронтовых будней. Говорят, всё особо ценное люди желают увековечить . Мне бы тоже хотелось  сохранить в веках любимое стихотворение, созданное М.Е.Кильчичаковым. Удалось ли мне это, решать вам, мои гости, но я пыталась. И напоследок небольшой экспромт от  меня:

   Не смейте забывать

                                 войну!

     Разруху, голод,

             кровь невинных!

Пока мы помним,

                      зло в плену,

Война же только

                   на картинах!

Не смейте забывать

                                войну!

 

Дарья Безлюда, ученица 7 класса, школы № 20

 

От редакции: это сочинение семиклассницы прислала в редакцию нашей газеты учительница Дарьи по русскому языку и литературе Снежана Михайлова. Снежана Александровна отметила, что работа Дарьи стала  призёром республиканского конкурса эссе о Великой Отечественной войне (по мотивам произведений хакасских авторов), который проходил в марте нынешнего года.

«ЧР» № 46 от 23 июня 2020г.

 

Новости по теме: