Утро, суета, беготня - каждый куда-то торопится, волнуется. Спешит и Галина Алексеевна Сиротенко - к тем, у кого время течёт не так, как у всех, а с совершенно другой скоростью. Кто, как говорится, все глазоньки проглядит, высматривая через окно знакомый силуэт социального работника - человека, связывающего с внешним миром, помощника, да просто «живую душу».
- Помогать сегодня не очень-то модно. В жизнь - никуда не деться - ворвались жёсткость, равнодушие, безразличие. А вы каждый день вот эту фразу о модности и жестокости берёте и жирно-прежирно перечёркиваете. В том смысле, что идёте к беспомощным людям, помогаете им, отдаёте силы, время, здоровье.
- Да-а-а, прям как Бэтмен, порхаю от пятиэтажки к пятиэтажке с особой миссией! На самом деле я согласна, что мир изменился, люди стали другими - холоднее, что ли? Но не склонна драматизировать ситуацию - испокон веков добро и зло жили рядом. Кто кого - зависит от нас. А я, как многие другие, как мои коллеги, выбрала для себя вот такую работу - помогать, выслушивать, делать так, чтобы ни у кого из моих подопечных надежда в глазах не гасла. Попал человек в отчаянную ситуацию, остался один, брошен детьми - плохо, конечно, но жизнь продолжается, и она может быть интересной, насыщенной. Вот, к примеру, я только что была у мужчины, инвалида первой группы. У него нет ног, передвигается на инвалидной коляске или протезах, живёт один. Как-то встречает меня словами: а не завести ли мне, Галина свет Алексеевна, курочек? Я чуть не рухнула у порога. Каких курочек, о чём речь? А он напористо так продолжает: мол, я, конечно, яйца могу в магазине купить, но как бы было здорово, чтоб птицы во дворе разгуливали, о чём-то своём разговаривали. А?
Я согласно кивнула… и теперь уже сама не представляю, как бы он жил без своего куриного царства. До того человек этим делом проникся - соседи обращаются за советами, особенно после случая, когда он однажды несушке что-то типа лангета на лапку наложил, вернул птицу в строй. Потом ещё цесарок купил, да они, по оплошности хозяина, разлетелись. Сейчас на козу замахивается, пока что отговариваю - непростое это дело, как бы с соседями не рассориться...
- Кто-то свою работу любит, другие «отбывают» через силу.
- А мне тут в голову мысль пришла, что я будто в детский калейдоскоп смотрю каждый день. Внутри разные картинки меняют одна другую - это я от одного человека к другому иду. У каждого - своя судьба, день изо дня - разные ситуации. То уборка, то прополка, а то лекарств надо принести, продуктов, не успеешь оглянуться - ремонт пора делать.
- Ваш участок - в частном секторе. А там и воды принести надо, и угля, и золу вынести. К концу дня, наверное, забросила бы этот калейдоскоп куда подальше!..
- Одна знакомая мне говорит: не смогла бы иметь такую профессию. Что ж, каждому своё, мне моё дело, честно, нравится. Я ведь не просто уголь ношу, снег чищу, а для кого-то. Люди благодарны, ждут, мечтают поговорить, поделиться - это воодушевляет, сил придаёт. А они ой как нужны! Как, к примеру, вы занесли бы в дом полную 38-литровую ёмкость с водой? Приходится «изобретать» инновационные методы работы - так с девчонками шутим. Исхитряемся, делаем всё, что нужно. И заносим, и выносим, действуем по плану.
- Представители многих профессий постоянно совершенствуют свои знания, повышают квалификацию. У вас что-то подобное есть?
- Конечно! Проводятся обучающие семинары, занятия в Центре социального обслуживания. Интересный опыт стараюсь применить в работе. И сама молодым готова что-то подсказать. Новичкам всегда очень трудно, и физически, и психологически.
- У вас, наверное, злые, жёсткие люди не задерживаются.
- Да, они быстро уходят.
- Остаются особенные?
- Наверное, так. Добрые остаются, терпеливые.
- У многих пожилых людей нелады со здоровьем. Как поступаете, если кто-то жалуется, а до приёма врача, до похода в поликлинику ещё дожить надо?
- Резонный вопрос, эта тема самая больная. Я действую так: разделила всех, кого обслуживаю на дому, на группы по заболеваниям, пригласила участкового терапевта к каждому, выслушала рекомендации докторов по первой помощи, по диете, спортивно-физкультурной нагрузке, и теперь могу ориентироваться, что предпринимать, в случае чего. Тех, кому это разрешено, советую больше двигаться, в этом спасение! Перед глазами пример, когда бабулечка в возрасте под девяносто лет ухаживает за небольшим огородом, где и грядки, и ягодные кустарники, и предмет особой гордости - плодовое дерево, на котором с одной стороны растут груши, с другой - яблоки разных сортов. Это они с дедушкой, когда он был жив, экспериментировали, сами прививали веточки разных сортов, а теперь чудо-дерево радует весной необычным цветением, осенью - плодами «ассорти».
- Что самое трудное в вашем деле?
- Наверное, догадываетесь, что не мытьё полов, не побелка и не покраска. Сложнее всего угадать настроение людей, не обидеть, сделать так, чтоб закрыла за собой дверь, а они остались ждать следующего дня в бодром настроении. К слову, общаюсь с родственниками тех людей, которых обслуживаю. Убеждаю, чтоб открытки отправляли к праздникам, иногда позванивали, тёплые слова говорили. Со мной делятся знаете какими мечтами? К примеру, хотят чаще слышать слово «мама». Это очень важно, за это воздастся.
- Не идёт из головы ваш фермер с его птичьим двором! Всё-таки какую жизненную силу надо иметь, чтобы руки не опускать, стремиться к чему-то!
- А я о чём? У каждого человека есть чему поучиться. Набираюсь опыта, становлюсь мудрее рядом с интересными людьми. А куриное царство, кстати, нынче решили грядками разбавить. Уже обсудили, что помидоры, огурцы посадим - понемногу. Думаю, справимся.
Марина Кремлякова, «ЧР» №26 от 6 марта 2014 г.