3 февраля Сибирская генерирующая компания провела Единый день контроля качества теплоснабжения, первый в этом году. Ещё за неделю до горячей линии к энергетикам стали поступать вопросы от горожан. Каждая проблема взята в работу сотрудниками СГК, а мы публикуем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Комментируют директор Абаканского филиала СГК Андрей Аплошкин, директор сбытового подразделения СГК Владимир Сагалаков и начальник Департамента жилищного надзора Минстроя Хакасии Мария Карпенко.
О ПРИГОРСКЕ
- Регулярно в Пригорске замерзают дома. Как и когда будет решён вопрос? Можно ли наказать ресурсоснабжающую организацию за некачественную услугу?
Мария Карпенко:
- Если котельная не додаёт нормативные параметры и этот факт зафиксирован, мы привлекаем ресурсоснабжающую организацию к административной ответственности. Одна из штрафных санкций – это перерасчёт платы за отопление. В своих предписаниях мы выставляем такие требования.
Андрей Аплошкин:
- И по Пригорску, и по Черногорску в планах этого года окончательно решить проблему с плохим качеством отопления, так сказать, разрубить этот гордиев узел.
В Пригорске причина перебоев с теплом известна: подключённая нагрузка потребителей превышает мощность котельной. Котельная работает на пределе, но ее мощности всё равно не хватает на всех жителей поселка. А если еще происходит хоть небольшая утечка теплоносителя, то температура в сети падает ниже нормативной. С подобной ситуацией мы столкнулись в декабре прошлого года. Тогда мы пытались оперативно решить проблему, в том числе впервые в нашей практике возили на котельную горячую воду из Черногорска, чтобы поднять температуру теплоносителя. За двое суток ситуацию удалось выправить, но это было временное решение, а требуется кардинальное. Мы сейчас как раз рассматриваем различные варианты наладки нормального отопления в Пригорске, думаю, к концу отопительного сезона найдем решение.
В любом случае нынешний пригорский теплоисточник уже изжил себя: он несовременный, неэффективный, с ручной подачей угля в топки котлов. В смену работают четыре кочегара, которые вручную бросают уголь.
- Если будет принято решение, к примеру, по строительству новой котельной, тарифы для жителей Пригорска вырастут?
Андрей Аплошкин:
- Нет. У нас заключено концессионное соглашение с администрацией Черногорска по развитию тепловых сетей, в рамках этого соглашения и планируем решать вопрос.
Но нужно учитывать, что проблемы в Пригорске связаны не только с котельной, а также с состоянием домов. Мы весь посёлок прошли с тепловизором – очень много вопросов по межпанельным швам. Они все «светятся», то есть налицо нарушение технологии установки и содержания теплового контура дома. В подвальных помещениях открыты слуховые окна, ветер гуляет. Подъездные двери не держат тепло. Эти вопросы должна решать УК. Когда все ответственные за теплоснабжение выполнят свою часть обязательств, проблема холода в квартирах исчезнет.
СЛОЖНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК: ПОТРЕБИТЕЛЬ, РСО И УК
- Как можно воздействовать на УК, если она не решает должным образом вопросы содержания дома?
Мария Карпенко:
- Управляющая компания, конечно, должна нести определённую ответственность за содержание дома, но свои обязательства есть и у собственников квартир, в том числе и в отношении общедомового имущества. Чтобы УК могла качественно выполнить его ремонт, ей необходимо предложить жильцам план работ, просчитать их стоимость, а собственники должны утвердить тариф на содержание общедомового имущества и своевременно оплачивать эту часть коммунальных платежей.
Но в таких населённых пунктах, как Пригорск, где дома заселены не полностью, коммунальные проблемы решать очень трудно. Во-первых, не во всех квартирах живут люди, во-вторых, даже если живут, не все платят за услуги ЖКХ. В Пригорске очень низкая платёжная дисциплина. И УК за счёт собственных средств не может сделать тот ремонт, который требуется дому.
- Каждый год в конце лета проводится оценка готовности жилого фонда к отопительному сезону. Комиссия проверяет дома, подписывает паспорта готовности. Так почему сейчас выясняется, что часть домов к зиме не готова? Например, ржавая вода из крана – совсем не порядок.
Мария Карпенко:
- Летом проводятся проверки, составляются акты промывки и опрессовки теплосистемы дома. Но вполне может быть, что промывка была проведена некачественно. В каждом доме есть старший. Во время испытаний, промывок и опрессовок он должен присутствовать на месте и контролировать качество подготовки системы отопления, чтобы всё было выполнено на должном уровне.
Андрей Аплошкин:
- Проблема в том, что согласно законодательству, мы все стали собственниками в своих домах, но не хозяевами. Большинству неинтересно, что и как делает УК. Жильцы занимают пассивную позицию, когда идёт речь о содержании дома. Элементарно: невозможно собрать общее собрание жильцов, чтобы решить, например, вопрос о ремонте. Жителям становится не всё равно только тогда, когда что-то случается. А если УК предлагает – давайте поставим компрессор или отремонтируем швы, а на это нужно столько-то денег, большинство жильцов это игнорирует.
- В разъяснениях прочитала, что трубы горячего водоснабжения в доме должны быть только стальные. Но в нашем доме, к примеру, уже много лет, если меняют стояки, то на полипропиленовые! Как так?
Андрей Аплошкин:
- Полипропиленовые трубы дешевле, но не зря говорят, что скупой платит дважды. Это кажущаяся экономия приводит к тому, что потом придётся заплатить больше. На самом деле все просто, и споров тут быть не может: есть проект системы отопления, есть теплотехнический расчёт в доме, где указано, какие трубы должны быть использованы, их диаметр и материал. Нужно контролировать, чтобы УК выполняла требования проекта.
- У нас в доме очень жарко. В чём причина? Может СГК перетоп устраивает? Пора снизить температуру?
- Когда мы работаем по обращениям жителей, мы начинаем с проверки параметров теплоносителя на вводе в дом. Они должны соответствовать тому температурному графику, который утверждён администрацией города. Мы обязаны соблюдать этот график и ничего самовольно изменить в нем не имеем права. Другое дело, что в доме комфортные условия должна создавать УК, в том числе и проводить регулировку системы отопления.
Во-вторых, есть проблема с тем, что из крана бежит слишком горячая вода. Причина – неправильная регулировка температуры на линии горячего водоснабжения. Нормами СанПиНа установлен температурный максимум горячей воды 75 градусов. Если из крана идёт кипяток – значит, не работает смеситель на линии горячего водоснабжения.
График для внутридомовой системы отопления дома – 95 градусов на 70, то есть в батареях температура не должна превышать 95 градусов. При этом на вводе в дом температура теплоносителя в сильные морозы может быть даже больше 100 градусов, если этого требует график для теплосетей. Во внутридомовой системе температура теплоносителя должна быть приведена к нормативу, чтобы не допустить превышения норм. И это опять вопросы к УК.
Знаю, что многие экономят на регуляторах горячего водоснабжения, ставят такие, которые рассчитаны на температуру до 95 градусов. И если на подаче температура теплоносителя выше, то эти приборы сразу же сгорают. Как итог – кипяток идёт напрямую в отопительную систему дома – в батареи, краны горячего водоснабжения.
Мария Карпенко:
- В ходе проверок мы устанавливаем работоспособность автоматических регуляторов горячей воды, и если они неисправны, выдаём предписания с очень коротким сроком исполнения и контролируем выполнение, потому что это залог безопасности жителей.
ЧТО ЗА ЦИФРЫ В ПЛАТЁЖКАХ?!
- Нас перевели на систему оплаты отопления и горячей воды по факту, но мне пришёл счёт на 7 тысяч рублей! Разве это возможно?! В ЦОК нам так и не объяснили, почему произошло такое повышение.
Владимир Сагалаков:
- Дело в том, что сейчас жители в Черногорске платят за фактически потреблённое домом тепло. Январь выдался холоднее декабря: в декабре среднемесячная температура была -14 градусов, в январе -19,4. Соответственно тепловой энергии дом потребил больше, как итог – рост суммы в платёжках. В февральских квитанциях цифры будут другие, в марте жители заметят уменьшение начислений, и чем теплее будет за окном, тем меньше будет стоить тепло. Подчеркну, что тариф на тепло с нового года не менялся, и на суммы в квитанциях влияет только объем потребленного тепла.
Пять лет назад такое же недоумение, а порой и возмущение потребителей было и в Абакане, а потом в Минусинске. Со временем жители поняли, что платить по факту удобнее.
- Есть какой-то вариант заключения соглашения о рассрочке платежей? Нереально отдавать за ЖКХ половину зарплаты.
Владимир Сагалаков:
- Да, такой вариант предусмотрен. Для реструктуризации платежей клиенту нужно обратиться в ЦОК. Понятно, что дозвониться в первого раза сейчас сложно, звонков на линии очень много, но это необходимый шаг, и тогда со специалистом потребитель обсудит систему рассрочки платежей. На сайте платидома19.рф опубликованы все телефоны ЦОК.
- У нас по строке «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды (ОДН)» вышли очень большие суммы в платёжках. С чего вдруг? И вообще – это что за нужды такие?!
Мария Карпенко:
- Это один из самых частых вопросов, что нам задают. Многие не понимают, откуда берётся такое большое количество кубометров. Есть две системы расчётов по расходам ОДН: по нормативу и по факту.
С конца прошлого года были внесены изменения в закон, согласно которому всем домам на непосредственном управлении, т.е. без УК, расчет ОДН напрямую предъявляет ресурсоснабжающая организация, по факту потребления воды. Есть общедомовой прибор учёта, есть данные со счётчиков в квартирах, разница между ними и составляет ОДН, оставшаяся сумма раскидывается между собственниками. Таким образом, сумма может быть большой, если, к примеру, большинство жителей вовремя не передают показания индивидуальных приборов учета горячей воды в квартирах. В следующий отчётный период, когда все жильцы передают показания, производится перерасчёт, и суммы могут быть минусовые.
Андрей Аплошкин:
- Много проблем соседям может доставлять жилье, которое сдаётся в аренду. Купил человек квартиру, счетчики на воду не установил и платит по нормативу за одного жильца, однако по факту там живёт несколько человек, которые вволю пользуются горячей водой. Таким образом, за горячую воду для такой квартиры платят соседи.
Посоветовать могу только одно – общаться с хозяином такой квартиры и убеждать ставить приборы учета и платить по ним.
И СНОВА ПРО ТЕПЛО
- По улице Бограда возле моего частного дома СГК ведет прокладку теплосети. Можем мы себе сделать отводку и провести центральное отопление? Куда для этого обращаться? И будут ли вообще проводить в частный сектор централизованное теплоснабжение?
Андрей Аплошкин:
- В марте мы завершаем строительство трубопровода, который соединяет Девятый посёлок и район треста. Пока подключаться частным домам нельзя по простой причине – сначала теплосеть нужно построить и ввести в эксплуатацию, настроить гидравлический режим, и только после этого формально мы сможем принимать заявки на подключение.
Что касается перспектив подключения, то уже сейчас нам поступает много заявок о желании перевести дом на центральное отопление. Технически это возможно, но есть свои трудности, прежде всего, экономического характера. Будем обсуждать эти вопросы с городскими властями, постараемся найти механизм, который позволит минимизировать затраты на подключение и для населения, и для нас.
- Житель улицы Менделеева спрашивает: будет ли у нас когда-нибудь летом горячая вода?
Андрей Аплошкин
- Мы сейчас приступили к реализации проекта подключения Черногорска к Абаканской ТЭЦ. Он призван решить множество проблем как с качеством теплоснабжения города, так и с экологией. Одним из плюсов проекта будет и создание возможности круглогодичного снабжения жителей всех районов горячей водой.
Подготовила Валентина КОРЗУНОВА, фото автора. "ЧР" №10 от 11 февраля 2021 г.