Мосты подполковника Спиридонова

Дата публикации: 18.02.2021 - 11:12
Автор:
Просмотров - 803

Подполковник Сергей Владимирович Спиридонов, который возглавляет военный комиссариат Черногорска и Боградского района последние три года, родился и вырос в далекой республике Татарстан. Военных в семье не было, но после школы он твердо решил поступать в военное училище.

Время не располагало к тому, чтобы выбирать эту профессию: большого достатка служба в армии тогда не приносила, скорее, наоборот: зарплату, и так скромную, постоянно задерживали. От срочной службы ребята уклонялись кто как мог. О престиже профессии говорить не приходилось, но выбор в её пользу все-таки был сделан. Решающую роль сыграло внутреннее убеждение в том, что носить погоны – его предназначение.

В Татарстане есть и танковое, и артиллеристское училища, но Сергей Владимирович выбрал высшее командное инженерно-строительное училище в Тольятти, окончив которое мог служить в любых войсках. К тому же помимо военной специальности здесь обучали еще и гражданской: он инженер-строитель промышленных зданий и сооружений. 

Конкурс при поступлении был большой - восемь человек на место, но Сергей Владимирович его выдержал. Правда, решиться на учебу смог только со второго раза. 

 - Я поступал дважды: в 1989 году сам забрал документы – насторожила дисциплина, царившая в училище.  Может быть, потому что мне было всего 16-ть. Отец, конечно,  служил в армии, рассказывал о принятых порядках, субординации, но видимо, я еще не был готов к этому. Из рассказов деда по маминой линии о войне тоже имел представление, каким должен быть настоящий солдат. Дед был командиром пулеметного расчета, войну встретил в Праге. Садясь к нему на колени, я ощущал под кожей его ног осколки. Эти следы войны он носил в себе до конца жизни.

Через год, в 90-м, Сергей Владимирович все-таки вернулся к своей мечте. Начались непростые, но интересные курсантские годы. Судьба уготовила молодому офицеру службу в далекой Сибири.

- До момента распределения в Абакан я даже не знал о существовании такого города, а при первом упоминании подумал, что еду на Кавказ, в Армению, - с улыбкой вспоминает Сергей Владимирович.

Первые годы службы, пришедшиеся на середину 1990-х, оказались суровыми.  Зарплату катастрофически задерживали, спасал только паек. Многие в то время увольнялись из армии, Сергей Владимирович тоже боролся с желанием всё бросить, тем более что родственники, особенно мама, мечтали о возвращении его на родину, в Татарстан. Только отец был против поспешных решений: «Зря учился что ли?», да и сам Сергей Владимирович, рассудив, решил, что хлопнуть дверью – самое простое, гораздо сложнее – пережить трудности, сохранив преданность своему делу. Спустя годы, он понял, что не ошибся, когда собрал волю в кулак и оставил на плечах погоны. Да, было тяжело, да, никто не мог подстелить соломку, подставить плечо в виде денежной должности и теплого кресла, но тем ценнее победа над жизненными перипетиями, тем сильнее внутренняя мужская сила, тем он сам более зрелый и самодостаточный.  

Даже сейчас, завершив армейскую карьеру, Сергей Владимирович не помышляет, чтобы бросить Сибирь.

 - Здесь друзья, хобби – рыбалка, охота, я болею тайгой, - признается он. – Могу бродить по глухим местам целями днями. Это лучшая психологическая разгрузка для меня. Каждую минуту в тишине тайги, наедине с ней я ценю на вес золота.

          

Особенно важно было для Сергея Владимировича дышать целебным таежным воздухом во время службы в вооруженных силах: с 2011 года по 2017-й он был командиром 556-го отдельного мостового железнодорожного батальона. Когда в подчинении 450 человек, просто необходимо время от времени сбрасывать груз ежедневного напряжения, оставаться наедине с природой, переключаться с четкого ритма строевой подготовки и строгого распорядка дня на хаотичное щебетанье птиц и шелест листьев.

Конечно, выкраивать время на отдых командиру батальона было крайне сложно, требовалось его постоянное присутствие в части: совещания, ежедневные разводы, контроль распорядка дня... По воскресеньям, утром, Сергей Владимирович приезжал в часть и лично беседовал с каждым солдатом - есть ли жалобы, какие-то проблемы… В итоге свободной оставалась разве что половина воскресного дня.

- Для того чтобы всё было хорошо, чтобы выполнялись задачи вышестоящего командования, нужна высокая дисциплина, правопорядок, нужно целиком и полностью отдавать себя службе, причем это обязанность всех – от командира отделения до командира батальона, - подчеркивает Сергей Владимирович.

В 2016 году батальон, который возглавлял подполковник Спиридонов, был признан лучшим отдельным мостовым батальоном железнодорожных войск Российской Федерации. В 2017 году, подтвердив свой профессионализм, батальон получил эту награду второй раз, и является таковым до настоящего времени. 

Столь высокое звание присвоили вполне заслуженно. В 2011 году в Хакасии был введен режим чрезвычайной ситуации – рухнул мост через реку Абакан возле станции Камышта. По большей части именно 556-й ж/д батальон тогда взял на себя нагрузку по сооружению временной переправы и восстановлению моста, по которому доставлялось оборудование для ремонта СШ ГЭС и сырье для алюминиевого завода.

 - Мост рухнул 2 мая, мы приступили к работе 9 Мая, сразу после парада Победы. Сняв парадную форму, загрузили технику и выдвинулись на объект, - вспоминает Сергей Владимирович. – Работали в три смены. Это была сложная задача... Установили 150 метров временного моста, но вдруг поднялась вода на два с половиной метра. Если бы мы успели закрепить конструкции, дойти до противоположного берега, то мост бы выдержал, но два пролета по 12 с половиной метров смыло… После этого было принято решение изменить русло Абакана, построить не новый мост в обход, как хотели сначала, а восстановить пролеты по оси старого моста.

За восстановление моста в кратчайшие сроки (оно прошло в рамках тактико-специальных учений) батальон даже вошел в книгу рекордов Вооруженных сил РФ.

- Конечно, решение, как вести работы, принимали опытные инженеры, в том числе мои специалисты из батальона, - показывает фотографии Сергей Владимирович. – Пока комиссия из исследовательского института думала, как сделать сопряжение опор старого моста с новыми пролетами (многие считали, что это требует проектных изысканий), мои ребята придумали, как грамотно и быстро выйти из положения.

После этих событий два командира роты получили орден «За заслуги перед Отечеством», а самого Сергея Владимировича наградили медалью Хрулёва, о чем он скромно умалчивает, считая, что один в поле не воин. Это, конечно, так, но разве можно недооценивать заслуги руководителя? Тем более что командир не оставался в стороне, не отсиживался в теплом кабинете, а лично находился на стройке, контролируя каждое движение подчиненных. На одной из фотографий он, в таком же оранжевом сигнальном жилете, как остальные, запечатлен в процессе работы.

Еще одну медаль «За воинскую доблесть» второй степени заместитель Министра обороны РФ, генерал армии Д.М. Булгаков вручил Сергею Спиридонову в 2014 году.

 - По команде Президента нас подняли по тревоге, и мы в течение семи дней навели с соседним батальоном наплавной мост через Енисей, - рассказывает Сергей Владимирович историю этой награды.

Его мундир  увешан и другими наградами, которые, без сомнений, станут семейной реликвией и поводом для гордости следующих поколений.

 

Как изменилась армия за 27 лет, которые ей отдал Сергей Владимирович? По его словам, кардинально. Благодаря вниманию государства и стабилизации общей экономической обстановки в стране, повысился престиж профессии военного, значительно выросло денежное довольствие, расширился перечь льгот и социальных гарантий. Мечтающие о служении Отечеству молодые люди уже не опасаются, что будут перебиваться с копейки на копейку. Именно поэтому многие, отслужив срочную службу, идут на контракт. А уж сама срочная служба давно перестала вызывать былые страхи: дедовщина нынче, скорее, исключение, а бытовые условия вообще не идут ни в какое сравнение с прежними.

Солдаты живут не в казармах, а в комнатах гостиничного типа по четыре человека с отдельным санузлом, душевой, комнатой досуга, сушилкой. В столовых работают гражданские, срочники не задействованы ни в приготовлении пищи, ни в уборке помещений. Солдат занимается только боевой подготовкой, у него более качественное обмундирование, чем в 90-е.

 -  Большую роль играет перевооружение, - добавляет Сергей Владимирович. - Если раньше приходилось много времени и сил отдавать ремонту техники, то сейчас она полностью новая. Солдатам нужно только освоить её. Год, который отведен для службы, парень проводит с большой пользой, взрослеет, становится самостоятельнее, мужественнее. Большинство срочников, вернувшись домой, признают, что их опасения насчет армии были беспочвенны. Так что я уверен, что армия – это последний институт, который из мальчика делает мужчину, и терять возможность пройти эту школу никому не стоит.                

 Анастасия ХОМА,

фото автора. «ЧР» №12 от 18 февраля 2021 г.

Новости по теме: