На исходе лета мы побывали в дачном обществе «Залив».
Было время – здесь с воодушевлением обосновывались, со своими огородами и садами, сотни горожан, но вдруг всё это чуть не сошло на нет - народ в девяностые, да и позднее, массово бросал участки из-за множества проблем, от отсутствия коммуникаций и разрухи до обнаглевших воров (массив рядом с городом, добраться сюда лихим людям не составляет труда). В итоге участки, без электричества и беззащитные перед желающими поживиться за счёт других, оставались осиротевшими.
Было интересно собственными глазами увидеть, что же сегодня представляет из себя дачное общество «Залив». Живо ли? Здорово?
Место уникальное, зимой – белый снег
На входе – домик-сторожка с объявлениями, на самом видном месте – телефон председателя. Что ж, с ним, Сергеем Михайловичем Маняхиным, и была договорённость о встрече. Плюс подтянулся актив – несколько женщин.
Чуть не с порога бодро заявили:
- Живём хорошо! Собственников 560, участков – больше, конечно.
После объезда территории, дошёл черёд до подробностей.
Общество, да, оживает. Но не как птица-феникс – раз, и готово. Нет, потихоньку. Но и то радует – место замечательное и даже, можно сказать, уникальное. Летом здесь своя зелёная прелесть, но это в каждом дачном обществе так. А вот зимой отличается воздухом - чистым, свежим, совсем не таким, как в городе – дачные владения расположены чуть выше, чем городская территория, это и даёт свои преимущества. Возможно, данное обстоятельство ещё оценят, со временем, как один из огромных плюсов для постоянного проживания. Тем более в дачных обществах теперь можно прописываться, при определённых условиях. А здесь просто грех не воспользоваться дешёвой (пока что) землёй и близостью к городу.
120 законных дачных гектаров
…Вот домишко, который практически врукопашную «слепила» одинокая женщина. Эх, сколько у нас таких, кому не на кого рассчитывать, кроме себя!
А вот тут хорошая усадьба, с садом и огородом, через палисадник видно, как хозяева что-то гребут, подвязывают, обрезают, - обосновались крепко, за землёй следят.
Иные из дачников не думают о переезде на зимние квартиры, возможно, оттого что квартир этих и нет. Как бы то ни было, с десяток семей или одиноких людей живут здесь и летом, и зимой.
Много пустующих участков. На мой взгляд, даже очень много. Они, понятно, вызывают уныние – бурьян, покосившиеся заборы, заросшие одичавшие кусты с мелкими плодами.
Но как символ надежды на светлое будущее – электроопоры и провода, опоясывающие территорию «Залива» по периметру.
- Несколько лет назад оформил дачное товарищество официально, обозначил границы, сделал межевое на 120 гектаров, - рассказывает председатель, - а до этого момента мы словно висели в воздухе. Были опасения, что землю, которую любим и обихаживаем, могут забрать. Почему нет, если она была ничьей? Теперь есть уверенность – дачное общество существует, есть документы, и это большое дело.
Электросчастье
Другое дело, которому отданы несколько лет, на которое израсходованы большие государственные деньги – электрификация дачного посёлка.
- Некоторые меня упрекают: зачем, мол, ведёшь электролинии даже туда, где пара избушек на курьих ножках? Кому? А моя логика проста: есть электричество – будет жизнь, - поясняет председатель.
Как только, ещё при Викторе Михайловиче Зимине, лет девять назад, появилась практика выдачи дачным обществам грантов, председатель «Залива» сделал запрос на восстановление электричества. С тех пор ежегодно бьёт в одну точку, делает точно такие же заявки, организует электроработы на принципах софинансирования. Из республиканского бюджета в разные годы для этого выделялось и по двести тысяч, и по миллиону, были разные суммы. При этом дачники – те, что за светлое, в прямом смысле слова, будущее, тоже скидывались. К примеру, в прошлом году «Заливу» выделили грант в миллион рублей. Собственных средств нужно было собрать около 147 тысяч рублей, собирали целевые взносы по 2 тысячи рублей. Это помимо взносов дачников за сезон – 2600 рублей (включая плату за воду).
Брошенные, неухоженные
Головная боль – брошенные дачные участки. Чтобы они не стояли колом, не пропадали зря, в обществе развернули на них наступление, с тем, чтобы юридически грамотно оформить и передать новым хозяевам. Делается это так.
Сначала дачное правление пытается искать собственников самостоятельно – по старым адресам, в архивах. Если находят, обращаются к мировым судьям. Или, если не получается находить владельцев, идут в суд, чтобы разыскать через паспортный стол, миграционную службу и т.д. В итоге находят адреса и оформляют исковые заявления на этих людей.
Им или штраф выписывают за многолетнюю неоплату взносов и целевых средств, или лишают участков - суд принимает такое решение. После этого списки людей, в отношении которых есть решение суда, выставляются на общее собрание, представители дачного общества голосуют за исключение бывших членов товарищества, бросивших землю. Участки освобождаются теперь уже юридически, желающие могут их приватизировать, за право приватизации, опять же по решению общего собрания дачников, берут по 5 тысяч рублей за сотку. Символическая сумма, за которую новенькие получают возможность оформить право собственности на себя.
Чтоб жизнь мёдом не казалась?
Из проблемных моментов – опять же, всё как во всех дачных обществах. Всегда находится кто-нибудь въедливый и, видимо, имеющий очень много свободного времени, чтобы вставлять палки в колёса общей «телеге». Она и так идёт-пылит не так чтобы резво, а тут ещё на пути - желающие то собрание сорвать, то оплату за услуги сварщиков или других специалистов не вносить и других баламутить. Дело, опять же, доходит до судов.
Однако правление смотрит на всё это философски и ведёт себе дальше свой караван.
Моё внимание обратили на несколько участков, где затевается строительство: «Через пару-тройку лет приезжайте, увидите, как всё изменилось в лучшую сторону»!
А что, приедем!
Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора
«ЧР» № 74 от 28 сентября 2021г.