- Па-а-а-па, - вцепилась в ногу отца у выхода из дома младшая Варвара, – па-а-ап! Заметила-таки, что он оделся, чтобы выйти на улицу, и откуда только взялись у девчонки настоящие ливневые слёзы? Они тут же высохли, едва Артём вернулся со двора в дом: баня топилась, ходил проверить, не прогорело ли в печке. Папка рядом – беды как не бывало.
Артёму Зотову 35, он бригадир экипажа 130-тонного БелАЗа на разрезе «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», хороший наставник для новичков, а ещё отец пятерых детей.
Говорим с ним на просторной кухне, а из-за стенки, из зала, нет-нет, да вырвутся, выбегут то один, то другой из белозубых белоголовиков («в маму!»). И все вроде по делу. Семилетний первоклассник Егор раскрытую тетрадь отцу предъявил: «Теперь пойдёт?», пятилетняя Таисия будто вальсировала туда-сюда, разглядывая диктофон и норовя хоть на секунду, но прижаться к папке. Невозможно было не взъерошить её причёску, как у Мирей Матье, только не чёрную. В ответ одарила улыбкой: всё, мы друзья! Они будто менялись с Варварой, самой младшей, которой 2,5 года, «приклеивались», прислушивались, хотели быть рядом.
Четырнадцатилетний Матвей «летал» туда-сюда по своим пацанским делам. Вылитый отец, в том числе - по характеру – стремительный, с хорошей хозяйской искринкой в глазах. Только старший пятнадцатилетний Дима где-то затих - взрослый, большой, не с руки мельтешить, суетиться серьёзному, спокойному парню.
Дом, в который недавно переселилось семейство из небольшого жилища, современный, большой, одно слово – красавец. Есть где обедать-ужинать, гостей принимать и по вечерам резвиться. Успели в начале года взять в ипотеку под нормальный, не жгучий процент. Артём спокоен:
- Потихоньку рассчитаемся. А дали кредит, потому что посмотрели на стаж, на то, где работаю, - кому здесь у нас надо что-то доказывать про разрез? Серьёзное предприятие.
- На таких многотонниках, как у вас, не каждый может работать…
- Да, это так. Непросто – одно, а другое – технику чувствовать надо, понимать что ли. Тогда она откликается, и всё идет, как положено. Я в СУЭК тринадцать лет. Шесть из них отработал на обогатительной фабрике, выучился на белазиста, и вот уже семь лет за рулём. В экипаже четверо, работаем посменно. Моя задача – чтобы был порядок, соблюдение графика плановых ремонтов, чтоб бумаги, документы вовремя были составлены.
- Артём, а когда был мальчишкой, думал ли, что получится такая большая семья, и во главе вы – крутой отец?
- Нет. Думал об одном-двух детях, и чтоб мир в доме. А родился Дима, сразу мысли закрутились - как пацану одному расти? Надо брата! Так что Дима с Матвеем – погодки. Третьим опять мальчишка получился, и лишь после него – две дочки.
- Любимые?
- Потому что маленькие! А так – все в семье равны, лакомства на всех делим, приучаем заступаться друг за друга.
Недавно Дима выступал на городском конкурсе чтецов «Мой мир», плакат в его поддержку придумывали, делали всей семьёй. Первое место в своей возрастной группе занял, грамоту храним.
- Мальчишки – народ особый. И хорошими им надо быть, и умными, а ещё способными за себя постоять. Как воспитываете будущих мужчин?
- Понятно, не как барышень! В школе, на улице разных ситуаций – только успевай разруливать. То парту кто-то мелом измажет, а через неё – и одежду: «Эй, у тебя спина белая!», то потасовку кто затеет. Я так своим объясняю: сначала поговорить надо. Нет понимания – думай, как обидчика урезонить, чтоб не задирался. Силу показывай, в обиду себя не давай, вот и всё. Прорвёшься! Главное – они понимают, что за ними и я, и мама, вся семья. Мы вместе, друг за друга горой.
А чтобы ничего не драматизировать, есть такой приёмчик: пошутить, похохотать, будто обернуть всё в «конфетную» шелестящую обёртку. Слово, другое – и уже всем легче, уже загораются улыбки. Или в каких-то ситуациях просто руку сыну пожму – мол, мужик, молодец! Ого, как работает! С каждым годом они всё взрослее, всё ближе ко мне.
Матвей стал проситься в «Уголёк», там многие из девятовских мальчишек занимаются. Значит, пойдём, раз потянуло. Может, и Дима, Егор подтянутся туда же. Хотя, будем смотреть, кому что интересно. Желание - это главное!
Он же заинтересовался инструментами, захотел паять. Ладно, дал ему денег, объяснил, что купить, рассказал, что нужна кислота паяльная, как всем этим богатством пользоваться. Когда начал паять провода, если не справлялся, помогал.
- Что в отцовстве самое жуткое?
- Ответственность… и страх. Первый родился – только и думал, чтобы не простыл, не заболел, чтоб не уронить его, купать правильно. Вроде мелочи, но у карапузов мелочей не бывает, там всё по плану, по графику.
- Как на БелАЗе!
- Наверное! Хорошо, что и первый, и остальные росли здоровыми.
- …И что самое хорошее?
- Представляете, какие получаются праздники? Наши дети, плюс у сестры четверо. Вырастут, каждый будет стремиться порадовать. У кого ещё ожидается столько тепла и заботы?
- Маленькие ночью любят побудки взрослым устраивать, а вам на работу!
- Всё равно по очереди с Натальей вставали к ним и встаём. Потому что эту дорогу, нашу семью, мы вместе выбрали, так и шагаем, не перекладывая друг на друга, что потяжелее.
- У каждой семьи своя история, а вы детям, когда подрастут, что расскажете?
- С Наташей мы знакомы давным-давно, с детства. Я в четвёртой школе учился, она в девятой. На улице вместе играли, как-то лет в пятнадцать зимой съехали с горки, упали, я её руку взял, предложил дружить. А она отказалась, убежала!
Но мы по-прежнему виделись на улице, в общей компании. Ещё раз предлагать дружбу как-то не получалось. Повзрослели – само закрутилось, просто ухаживал. Поженились.
- И не захотели уезжать с Девятого!
- А у нас тут всё близкое, родное, знакомое, все в одном круге. Родители рядом, дети для них – не обуза, а счастье, так что дети, чуть чего, бегут к бабушкам, дедушкам. Или они к нам приходят.
- В давние времена большие семьи заводили, чтобы было кому в поле помогать, с домашним хозяйством справляться.
- Так и сейчас примерно то же самое. Мы ведь на земле живём, картошку полоть или копать – парни рядом. Грядки прополоть или что-то другое сделать – то же самое. И у бабушек-дедушек тоже огороды. Идёмте, я вам наш участок покажу!
Возле дома у Артёма с Наташей – практически ещё один дом – закрытая веранда возле бани (она уже, пока мы разговоры разговаривали, настоялась, ждала хозяев с веничками, с ядрёным жаром). Здесь котята шныряют («Вам не надо? Отдадим!»), в углу помидоры доспевают. На входе в огород – раскидистая яблоня. Дальше – жимолость, смородина, грядки… и две теплицы. В одной – огорожены места для перцев, помидоров, а в другой летом, как только солнце наберёт силу, устанавливают на старые ковры огромный бассейн. Старшие ныряют с лестницы, маленькие, как поплавки, снуют, барахтаются туда-сюда с кругами. Визга – на всю округу.
- Вам можно никуда не выезжать! Свой водоём, свой сад, уютно, душа греется.
- Нет, выезжаем! То на берег Енисея, то в Краснотуранский район, то на озёра, с палатками. Как в них дети спят на свежем воздухе!
- О будущих профессиях ребята уже говорят?
- Пока нет, но уже примерно понятно, у кого к чему лежит душа. Выбирать будем вместе, всё сделаем, чтобы одно из важнейших в жизни решений было выбрано правильно. Может, кто-то и по моим стопам пойдёт. А пока рассказываем, показываем, отвечаем на вопросы. Когда на разрезе «Черногорский» проводятся дни открытых дверей для семей сотрудников, для школьников, мы всегда едем, дети забираются в кабины, фотографируются где только можно – всё впечатляет, эмоций остаётся море.
Варвара прошлёпала по кухне голыми ногами, за ней бегом – мама:
- Носки им хоть прибивай, снимают и всё тут! Ладно – тепло пока. А зимой?..
А зимой в этом уютном доме тоже будет тепло. Абсолютно точно. Потому что здесь спокойно, солнечно, потому что здесь живёт любовь.
Марина КРЕМЛЯКОВА,
фото автора и из архива Зотовых
«ЧР» № 82 от 24 октября 2023г.