Мастер ландшафтного дизайна… на разрезе

Дата публикации: 08.11.2023 - 05:51
Просмотров - 486

Тот, кто хоть раз бывал на угольном разрезе, наверняка был впечатлён извилистыми лентами карьерных дорог. На «Черногорском» они протянулись на десятки километров, причём некоторые из них имеют две проезжие части – одна для БелАЗов, другая для прочего автотранспорта. А готовят эти дороги к работе – мощные грейдеры.

Именно на такой здоровенной махине уже три года работает Максим Дулов, машинист восьмого, высшего разряда.

Яркий грейдер 24М компании Caterpillar довольно шустро катит по карьерной дороге – только что из-за горки была видна лишь крыша кабины, и вот уже машина останавливается на техплощадке. Смотрю на неё и думаю, вот бы такой в наш частный сектор! Быстро бы привёл в порядок дороги. Ведь представьте, ширина отвала около восьми метров, вес – порядка 70 тонн. И почистит дорожное полотно, и утрамбует.

- Машина хорошая, - говорит Максим Андреевич, видно, что к своему грейдеру он относится с любовью, - мощная, производительная, комфортная и надёжная. Техника современная, гидравлическая, у нас нет рычагов в кабине, только кнопочки и управление джойстиком. На второй передаче гребёт 6 км/ч. А переезжает по карьеру со скоростью 15-20 км/ч, но можно разогнать в два раза быстрее, ведь у машины шесть передач.

Максиму Дулову есть с чем сравнить, ведь рабочий стаж у него уже почти четверть века. За эти годы работал на разных машинах и знает не понаслышке, что такое комфортное рабочее место, а что нет. В старых моделях машинисты по 12 часов проводили, переключая рычаги. А это, как не сложно догадаться, не очень приятно для спины и рук. Попробуйте час за часом двигать туго идущую палку!

А в Cat всё заменено джойстиками. Как подсчитали инженеры, такое управление на 78 процентов сократило перемещение кистей и рук оператора! Кстати, раньше грейдеры управлялись рулевым колесом и девятью рычагами, а теперь только два джойстика – как говорится, разница более чем заметная.

Инновационные подходы к обустройству кабины, установка подрессоренного кресла привели к тому, что вибрация и шум почти не ощущаются. Конечно, не диван в комнате, но и не подпрыгивающее сиденье в грохочущей железной банке.

- Я начинал работать в деревне трактористом, - рассказывает Максим Дулов, - потом переехал в Черногорск, выучился на грейдериста. Долгое время пахал на предпринимателей, ну а как появилась возможность – устроился на разрез «Черногорский» и ни разу об этом не пожалел. Начинал на небольшом грейдере, а затем прошёл переобучение, сдал на восьмой разряд и теперь работаю на 24М.

На первый взгляд может показаться, что труд грейдериста, хоть и уважаемый, но отнюдь не интересный. Каждые три часа на смене машинист проходит грейдером один и тот же участок дороги. БелАЗы огромные, полотно разбивается быстро, особенно в дождливую погоду. Но, как говорит Максим Дулов, на самом деле монотонности нет. То там дорога подкинет сюрприз, то в другом месте озадачит – и на ходу приходится решать сиюминутно возникшие вопросы.

- Совершенно не обидно, что выглаженная тобой дорога существует такой короткий срок, - улыбается машинист грейдера, - ведь мы для этого и работаем. Наша задача создавать безопасные условия для автосамосвалов, и это, считаю, вполне достойная задача. Переходить на другую машину не хочу. Зачем? У нас начальник хороший, коллектив дружный, работаем спокойно, без лишней нервотрёпки. Зарплату выплачивают стабильно, соцпакет полный. Тут всё знакомо и понятно, грейдер отличный, самый большой на разрезе.

Как и у любой другой профессии, в работе грейдериста есть свои особенности. Какие? А вы вспомните, как порой мы видим в городе результаты проходки неумелого или ленивого и безответственного грейдериста. На проезжей части остались ямы, но при этом на обочинах выросли внушительные горы земли. Другое дело, когда за джойстиками или рычагами настоящий мастер – грунтовка укатана так, что сердце радуется, а родная легковушка весело катит колёсами, не боясь потерять подвеску и разбить стойки.

- Грейдериста ещё не зря называют ландшафтным дизайнером, и это на самом деле так, - говорит Максим Андреевич. - Ведь мы рисуем дороги, площадки. Землю можно передвинуть в любую сторону, но хороший грейдерист это сделает правильно и красиво, так что водители машин, которые потом будут ездить по дороге, скажут только спасибо.

Именно такой подход – качественно и красиво, применяет в своей работе машинист Максим Дулов. Ведь приводит он в порядок дорогу, по которой затем едут огромные БелАЗы, а им, хотя они и большие, дорожное полотно нужно ровное.

- Есть свои тонкости, - говорит Максим Андреевич. – Ведь дорога состоит из камней, выравнивание полотна делаем на глазок, нивелиров у нас нет, поэтому машинисту нужен точный глазомер. На абы как тут работа не пройдёт. И начальство не допустит, и водители БелАЗов возмущаться будут, да и сам себя перестанешь уважать, если некачественно пройдёшь. Если сам ты по жизни ответственный, то и дорогу получше будешь делать. Конечно, должно работать визуальное мышление, ты ещё до начала работы должен предполагать, что у тебя получится в конце. То есть сначала создаёшь мысленную картинку дороги, а потом уже воплощаешь её на деле.

К слову сказать, немаловажно, что работа машиниста грейдера довольно чистая. Это раньше трактористы и грейдеристы все в мазуте были, сейчас же яркие спецо­вки не замызганы. Конечно, если приходится вести ремонт – то другое дело. Но для таких работ специально выдаются одноразовые комбинезоны, чтобы и двигаться удобно было, и спецодежда чистой оставалась.

- Обслуживаем машины где-то сами, где-то сервисники приезжают, в зависимости от сложности ремонта, - рассказывает машинист. - Когда сервисники ремонтируют, стоишь, смотришь, учишься. Это интересно и важно знать, как работает твоя машина, что у неё за механизмы. И результат есть. Один раз посмотрел, как что-то чинили сервисные работники, в следующий раз уже не вызываешь бригаду, сам устраняешь неполадку, а ведь это экономия времени. Но нужно быть абсолютно уверенным, что ты точно знаешь, что делаешь. Если же уверенности нет, то жди специалистов. Зачем лезть в машину, только хуже сделаешь.

- Максим Дулов очень ответственный грейдерист, - комментирует начальник горно-строительного участка разреза «Черногорский» Виталий Петров, - хорошо относится к своему рабочему месту, у него отлаженное взаимодействие с экипажем: и в плане ремонта, обслуживания, и в целом атмосферы в коллективе.

О себе Максим Андреевич говорит просто:

- С коллективом сработался, они знают, чего от меня ожидать, я – что ждать от них. Понимание есть – а это очень важно.

В общей сложности машинист грейдера на разрезе работает уже больше шести лет. За это время сменил две машины, многому научился, а теперь передаёт опыт молодым стажёрам. 

- Подсказываешь, показываешь, - объясняет особенности работы наставника Максим Андреевич. - Но ведь парень потом всё равно будет по-своему работать. Так что не нужно настаивать на правильности только своих приёмов работы. Это для тебя они удобны, а кому-то другому нужно иначе делать. Моя задача в общих чертах объяснить, что и как нужно делать, показать какие-то тонкости, а дальше стажёр уже будет сам опыт нарабатывать. Показываешь, например, что нельзя лезть куда попало, нужно смотреть, чтобы тебя не раздавили. Конечно, грейдер у нас большой, но так и БелАЗы не легковушки. Особенно внимательно нужно работать в плохую погоду, в дождь, снег, ветер и туман, когда видимость не очень хорошая. И кто пришёл работать – тот работает.

- Люди приходят разные, - уточняет Виталий Петров. – Опыта практически ни у кого нет, в лучшем случае основы: как управлять грейдером, как двигаться, как держать профиль. Один стажёр ответственно относится – такой остаётся с нами, другой же учиться не хочет, и с ним мы расстаёмся.

Обучение будущего машиниста грейдера начинается с теоретических занятий, только потом приходит время стажировки в карьере. А надо сказать, что двигаться по дорогам разреза и по городским или сельским гравийкам – это две огромные разницы. И дело даже не в дорожном полотне, а в интенсивности движения огромных машин. Поэтому нужна особая аккуратность, внимательность и повышенная ответственность каждого водителя и машиниста. Это непросто, потому-то далеко не все выдерживают высокие требования и уходят.

- Я считаю, что лучше работать в кабине джойстиками, чем коробки на рынке таскать, - убеждённо говорит Максим Дулов. – Плюс у нас в СУЭК много бонусов: идёт льготный стаж, на пенсию можно выйти раньше на пять лет. Это пока молодой кажется, что когда ещё та пенсия! А с возрастом понимаешь – уже не за горами пенсионная книжка. Пайковый уголь нам выдаётся без проблем, отпуск хороший, зарплата стабильная. В нашем современном мире – это очень важно. Я много где работал в своей жизни, могу сравнить и точно уверен – на разрезе хорошее место. Работал на предпринимателей, постоянно были проблемы – то одно обещание не выполнили, то зарплату не полностью дали, то задержали её. Отпуск всего две недели. Тут совершенно иной подход. Тот же отпуск – 43 дня. Как говорится, ощутите разницу. В общем, хорошая у нас профессия и место работы тоже хорошее.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 86 от 7 ноября 2023г.

Новости по теме: