Тот, кто хоть раз бывал на угольном разрезе, наверняка был впечатлён извилистыми лентами карьерных дорог. На «Черногорском» они протянулись на десятки километров, причём некоторые из них имеют две проезжие части – одна для БелАЗов, другая для прочего автотранспорта. А готовят эти дороги к работе – мощные грейдеры.
Именно на такой здоровенной махине уже три года работает Максим Дулов, машинист восьмого, высшего разряда.
Яркий грейдер 24М компании Caterpillar довольно шустро катит по карьерной дороге – только что из-за горки была видна лишь крыша кабины, и вот уже машина останавливается на техплощадке. Смотрю на неё и думаю, вот бы такой в наш частный сектор! Быстро бы привёл в порядок дороги. Ведь представьте, ширина отвала около восьми метров, вес – порядка 70 тонн. И почистит дорожное полотно, и утрамбует.
- Машина хорошая, - говорит Максим Андреевич, видно, что к своему грейдеру он относится с любовью, - мощная, производительная, комфортная и надёжная. Техника современная, гидравлическая, у нас нет рычагов в кабине, только кнопочки и управление джойстиком. На второй передаче гребёт 6 км/ч. А переезжает по карьеру со скоростью 15-20 км/ч, но можно разогнать в два раза быстрее, ведь у машины шесть передач.
Максиму Дулову есть с чем сравнить, ведь рабочий стаж у него уже почти четверть века. За эти годы работал на разных машинах и знает не понаслышке, что такое комфортное рабочее место, а что нет. В старых моделях машинисты по 12 часов проводили, переключая рычаги. А это, как не сложно догадаться, не очень приятно для спины и рук. Попробуйте час за часом двигать туго идущую палку!
А в Cat всё заменено джойстиками. Как подсчитали инженеры, такое управление на 78 процентов сократило перемещение кистей и рук оператора! Кстати, раньше грейдеры управлялись рулевым колесом и девятью рычагами, а теперь только два джойстика – как говорится, разница более чем заметная.
Инновационные подходы к обустройству кабины, установка подрессоренного кресла привели к тому, что вибрация и шум почти не ощущаются. Конечно, не диван в комнате, но и не подпрыгивающее сиденье в грохочущей железной банке.
- Я начинал работать в деревне трактористом, - рассказывает Максим Дулов, - потом переехал в Черногорск, выучился на грейдериста. Долгое время пахал на предпринимателей, ну а как появилась возможность – устроился на разрез «Черногорский» и ни разу об этом не пожалел. Начинал на небольшом грейдере, а затем прошёл переобучение, сдал на восьмой разряд и теперь работаю на 24М.
На первый взгляд может показаться, что труд грейдериста, хоть и уважаемый, но отнюдь не интересный. Каждые три часа на смене машинист проходит грейдером один и тот же участок дороги. БелАЗы огромные, полотно разбивается быстро, особенно в дождливую погоду. Но, как говорит Максим Дулов, на самом деле монотонности нет. То там дорога подкинет сюрприз, то в другом месте озадачит – и на ходу приходится решать сиюминутно возникшие вопросы.
- Совершенно не обидно, что выглаженная тобой дорога существует такой короткий срок, - улыбается машинист грейдера, - ведь мы для этого и работаем. Наша задача создавать безопасные условия для автосамосвалов, и это, считаю, вполне достойная задача. Переходить на другую машину не хочу. Зачем? У нас начальник хороший, коллектив дружный, работаем спокойно, без лишней нервотрёпки. Зарплату выплачивают стабильно, соцпакет полный. Тут всё знакомо и понятно, грейдер отличный, самый большой на разрезе.
Как и у любой другой профессии, в работе грейдериста есть свои особенности. Какие? А вы вспомните, как порой мы видим в городе результаты проходки неумелого или ленивого и безответственного грейдериста. На проезжей части остались ямы, но при этом на обочинах выросли внушительные горы земли. Другое дело, когда за джойстиками или рычагами настоящий мастер – грунтовка укатана так, что сердце радуется, а родная легковушка весело катит колёсами, не боясь потерять подвеску и разбить стойки.
- Грейдериста ещё не зря называют ландшафтным дизайнером, и это на самом деле так, - говорит Максим Андреевич. - Ведь мы рисуем дороги, площадки. Землю можно передвинуть в любую сторону, но хороший грейдерист это сделает правильно и красиво, так что водители машин, которые потом будут ездить по дороге, скажут только спасибо.
Именно такой подход – качественно и красиво, применяет в своей работе машинист Максим Дулов. Ведь приводит он в порядок дорогу, по которой затем едут огромные БелАЗы, а им, хотя они и большие, дорожное полотно нужно ровное.
- Есть свои тонкости, - говорит Максим Андреевич. – Ведь дорога состоит из камней, выравнивание полотна делаем на глазок, нивелиров у нас нет, поэтому машинисту нужен точный глазомер. На абы как тут работа не пройдёт. И начальство не допустит, и водители БелАЗов возмущаться будут, да и сам себя перестанешь уважать, если некачественно пройдёшь. Если сам ты по жизни ответственный, то и дорогу получше будешь делать. Конечно, должно работать визуальное мышление, ты ещё до начала работы должен предполагать, что у тебя получится в конце. То есть сначала создаёшь мысленную картинку дороги, а потом уже воплощаешь её на деле.
К слову сказать, немаловажно, что работа машиниста грейдера довольно чистая. Это раньше трактористы и грейдеристы все в мазуте были, сейчас же яркие спецовки не замызганы. Конечно, если приходится вести ремонт – то другое дело. Но для таких работ специально выдаются одноразовые комбинезоны, чтобы и двигаться удобно было, и спецодежда чистой оставалась.
- Обслуживаем машины где-то сами, где-то сервисники приезжают, в зависимости от сложности ремонта, - рассказывает машинист. - Когда сервисники ремонтируют, стоишь, смотришь, учишься. Это интересно и важно знать, как работает твоя машина, что у неё за механизмы. И результат есть. Один раз посмотрел, как что-то чинили сервисные работники, в следующий раз уже не вызываешь бригаду, сам устраняешь неполадку, а ведь это экономия времени. Но нужно быть абсолютно уверенным, что ты точно знаешь, что делаешь. Если же уверенности нет, то жди специалистов. Зачем лезть в машину, только хуже сделаешь.
- Максим Дулов очень ответственный грейдерист, - комментирует начальник горно-строительного участка разреза «Черногорский» Виталий Петров, - хорошо относится к своему рабочему месту, у него отлаженное взаимодействие с экипажем: и в плане ремонта, обслуживания, и в целом атмосферы в коллективе.
О себе Максим Андреевич говорит просто:
- С коллективом сработался, они знают, чего от меня ожидать, я – что ждать от них. Понимание есть – а это очень важно.
В общей сложности машинист грейдера на разрезе работает уже больше шести лет. За это время сменил две машины, многому научился, а теперь передаёт опыт молодым стажёрам.
- Подсказываешь, показываешь, - объясняет особенности работы наставника Максим Андреевич. - Но ведь парень потом всё равно будет по-своему работать. Так что не нужно настаивать на правильности только своих приёмов работы. Это для тебя они удобны, а кому-то другому нужно иначе делать. Моя задача в общих чертах объяснить, что и как нужно делать, показать какие-то тонкости, а дальше стажёр уже будет сам опыт нарабатывать. Показываешь, например, что нельзя лезть куда попало, нужно смотреть, чтобы тебя не раздавили. Конечно, грейдер у нас большой, но так и БелАЗы не легковушки. Особенно внимательно нужно работать в плохую погоду, в дождь, снег, ветер и туман, когда видимость не очень хорошая. И кто пришёл работать – тот работает.
- Люди приходят разные, - уточняет Виталий Петров. – Опыта практически ни у кого нет, в лучшем случае основы: как управлять грейдером, как двигаться, как держать профиль. Один стажёр ответственно относится – такой остаётся с нами, другой же учиться не хочет, и с ним мы расстаёмся.
Обучение будущего машиниста грейдера начинается с теоретических занятий, только потом приходит время стажировки в карьере. А надо сказать, что двигаться по дорогам разреза и по городским или сельским гравийкам – это две огромные разницы. И дело даже не в дорожном полотне, а в интенсивности движения огромных машин. Поэтому нужна особая аккуратность, внимательность и повышенная ответственность каждого водителя и машиниста. Это непросто, потому-то далеко не все выдерживают высокие требования и уходят.
- Я считаю, что лучше работать в кабине джойстиками, чем коробки на рынке таскать, - убеждённо говорит Максим Дулов. – Плюс у нас в СУЭК много бонусов: идёт льготный стаж, на пенсию можно выйти раньше на пять лет. Это пока молодой кажется, что когда ещё та пенсия! А с возрастом понимаешь – уже не за горами пенсионная книжка. Пайковый уголь нам выдаётся без проблем, отпуск хороший, зарплата стабильная. В нашем современном мире – это очень важно. Я много где работал в своей жизни, могу сравнить и точно уверен – на разрезе хорошее место. Работал на предпринимателей, постоянно были проблемы – то одно обещание не выполнили, то зарплату не полностью дали, то задержали её. Отпуск всего две недели. Тут совершенно иной подход. Тот же отпуск – 43 дня. Как говорится, ощутите разницу. В общем, хорошая у нас профессия и место работы тоже хорошее.
Валентина КОРЗУНОВА,
фото автора
«ЧР» № 86 от 7 ноября 2023г.