Самая любимая машина, или ода скромному гиганту ЭШ 20/90

Дата публикации: 02.04.2024 - 19:18
Просмотров - 1971

Когда человек впервые попадает на смотровую площадку разреза «Черногорский», то реакция одна – ух, как здорово! Вот это мощь и сила! Огромный карьер, в глубине которого ползут по дорогам малюсенькие машинки, копошатся миниатюрные экскаваторы и бульдозеры, и только шагающие экскаваторы даже издалека поражают своими размерами.

Если же удастся попасть ближе к машинам, заехать в карьер, то приходит вторая волна изумления: это вот эти коробочки, еле видные с вершины, мы принимали за маленькую технику? 220-тонные БелАЗы, которые возвышаются над тобой двухэтажными домами, огромные гидравлические экскаваторы, да и бульдозеры с погрузчиками отнюдь не миниатюрны.

Что уж говорить о шагающих – со стороны это вполне приличная многоэтажка. Да и внутри – хоть в футбол играй. Не всякий школьный спортзал может похвастать такими размерами, как машинный зал шагающего экскаватора. А ведь управляют этими драглайнами обычные люди. Впрочем, обычные ли?

 

ИЗ ПЕДАГОГОВ В МАШИНИСТЫ

Бригадир экипажа шагающего экскаватора ЭШ 20/90 Алексей Андрусенко на разрезе «Черногорский» работает уже двадцать лет, в минувшем декабре отпраздновал юбилей трудовой деятельности. А ведь в юности парень и не думал, что свяжет свою жизнь с угольной промышленностью.

После армии поступил учиться в Ачинский педагогический институт на заочное отделение, планировал в будущем стать мастером производственного обучения с сельскохозяйственным уклоном в школе.

- Пока учился, чтобы не сидеть на шее у родителей, самому зарабатывать деньги, пошёл устраиваться на работу, - вспоминает Алексей Андрусенко. - Первая моя должность была – горнорабочий на разрезе, помогал маркшейдерам, проводил замеры в карьере. Тогда впервые увидел шагающие экскаваторы, мне стало интересно – что это за большие машины? Поэтому тут же устроился на курсы машинистов экскаваторов.

Время было напряжённое. Помимо рабочих смен – учёба сразу по двум специальностям, причём весьма далёким друг от друга. С одной стороны – педагог, с другой – помощник машиниста. Разные предметы, разные учителя. Но с обеими задачами Алексей справился успешно. Получил диплом вуза, честным трудом заработал корочки помощника машиниста и устроился работать на первый в своей жизни ЭШ.

Надо сказать, что судьба была благосклонна к Алексею, впрочем, скорее, помог его характер, умение напряжённо работать, учиться, овладевать новыми знаниями. Ведь в помощниках он проходил всего два с половиной года! Для этой профессии небывалый рост. Как правило, помощник машиниста растёт до машиниста как минимум года четыре. Впрочем, хватает и тех, кто так до пенсии и не становится самостоятельным машинистом.

- Мне повезло, - говорит Алексей. – Так совпало, что как раз в тот момент к нам пришла новая машина и нужны были новые машинисты. Так для меня ввод в профессию состоялся гораздо раньше привычного графика. Мне предложили должность, я, конечно, не отказался. Это же интересно самому отвечать за работу смены, ответственно, хлопотно, но и почётно.

Так молодой Алексей стал машинистом, помощником у него был тоже молодой парень, всего 20 лет исполнилось.

- В профессию меня вводил Сергей Александрович Мельников, - говорит Алексей Андрусенко. 

Когда на разрез пришёл ещё один экскаватор, то молодому машинисту предложили перейти на него уже бригадиром экипажа. Карьерный рост просто удивительный! Ведь профессия машиниста шагающего довольно консервативная, об этом не раз приходилось слышать от опытных машинистов. Слишком много нюансов, сама машина сложная. Только представьте – огромные объёмы машины, её вес 1740 тонн, несколько залов, множество оборудования. Только масла заливают в агрегаты 18 тонн!

По сути, это отдельный производственный комплекс, где есть свой электрический цех, гидравлический, теперь ещё и компьютерный отдел.

на фото: это только часть машинного зала!

- Видимо, Сергей Александрович Мельников разглядел во мне какие-то задатки потенциального бригадира, раз так старался передать мне тонкости не только профессии машиниста, но и того, каким должен быть старший машинист, - отметил Алексей Андрусенко.

 

МАШИНА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Надо сказать, что у ЭШ 20/90 под номером 31, бригадиром которого уже много лет работает Алексей Андрусенко, жизнь была довольно необычная. После завода экскаватор отправился в дальний путь, аж в Якутию. Много лет работал там, на Дальнем Востоке. А так как в сильные морозы, которые бывают в той части страны, машину эксплуатировать было нельзя, то почти половину времени она проводила на консервации. Поэтому годы пощадили шагающий, и в 2010-м руководство СУЭК решило приобрести этот экскаватор для разреза «Черногорский».

Так путешественница отправилась в путь. Сначала её разобрали на прежнем месте работы, затем морем узлы и агрегаты доставили во Владивосток, после чего погрузили на железнодорожные платформы, и начался очередной этап вояжа – в Сибирь. На это потребовалось порядка года, затем началась сборка на монтажной площадке «Черногорского», и наконец последняя фаза – переход в карьер, к будущему месту работы.

- Шли мы почти месяц, - улыбается Алексей. - Машина свежая, необкатанная, в процессе всё отлаживалось, притиралось, попутно ремонтировали. Скорость при хорошем раскладе метров 50 в час. Экскаватор гидравлический, в тёплое время года быстро всё нагревается, нужно останавливаться, охлаждать агрегаты. По документам у ЭШ скорость 80 метров в час, но на практике больше полусотни не выходит.

Так, в 2012-м году в карьере появился новый ЭШ 20/90. На нём установили полностью новое оборудование, поменяли управление, с тех пор машинист работает джойстиками, а не рычагами, как прежде. Как говорится, прощай «ну, погоди!»

- Он более удобный, современный, компьютеризированный, - рассказывает о своей машине Алексей. - И главное – более надёжный, чем прежние экскаваторы. Электроника следит за работой всех узлов. Раньше нужно было идти через каждые полчаса проверять работу всех узлов оборудования, сейчас же просто можно все показатели вывести на экран компьютера и посмотреть состояние. Компьютер тут же докладывает об ошибках в работе системы, о поломках. Не нужно гадать, бежать за наладчиками, за обслуживающим персоналом. Можно набрать определённую комбинацию на компьютере и на мониторе увидишь, на каком узле, что конкретно произошло, какой сбой. Это касается работы электрической части экскаватора, он же у нас электрический.

 

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ЭКИПАЖ!

Точно так же серьёзно и с любовью, как к машине, Алексей Андрусенко подбирал людей в свой новый экипаж.

- На мой взгляд, чтобы стать хорошим машинистом шагающего экскаватора, в первую очередь нужно любить свою профессию, - убеждённо говорит он. - Не просто прийти, сесть в кабину и выполнять ряд действий. Нужно любить эту огромную машину, понимать её, заботиться о ней. Нужна какая-то устойчивость в характере. Даже жёсткость. Машина серьёзная, нельзя отпускать всё на самотёк. Если у тебя неквалифицированный персонал, это приведёт только к поломкам, но никак не к работе. Нет кубов, нет плана – значит, маленькая зарплата, а это никому не понравится. Поэтому необходимо так наладить работу, чтобы машина действовала в оптимальном режиме – максимально эффективно, но при этом без перегрузок. Экскаватор надо щадить и беречь.

Потому-то и нужно тщательно подбирать состав экипажа. Кого-то удержать от перехода на другие места работы, помогать, приучать к труду,  а с кем-то наоборот расставаться, если видно, что человек не заинтересован, если он не бережёт машину.

- У нас сложился очень хороший экипаж, можно сказать, что у нас лучшие машинисты разреза, да и не только «Черногорского»! – с гордостью в голосе и без малейшей рисовки говорит бригадир. - У нас отличный экипаж! За 12 лет, как мы стали работать на новой машине, состав бригады не менялся, только один из наших ушёл на повышение, очень хороший машинист Валентин Романов  – его поставили старшим экипажа на новую машину, а остальные все остались на прежнем месте. Это Дмитрий Ковалёв - моя правая рука, очень грамотный машинист, работал не на одном экскаваторе до того, как к нам пришёл. Алексей Бузунов, Иван Гавва и подменный машинист Валерий Макшин. Все отличные мужики, профессионалы, мастера. Грамотные специалисты, каждого можно хоть сейчас старшим машинистом ставить, они прекрасно разбираются и в машине, и понимают, как работать в забое.

Отбор Алексей Андрусенко проводил тщательно, в полевых условиях, смотрел, как работает человек. Если кандидат справлялся со своими обязанностями, то оставался в экипаже, если нет – то уходил, видя, что не может работать.

- У меня характер нелёгкий, я требовательный бригадир, поэтому люди быстро видели – сработаются со мной или нет, - подчёркивает Алексей. - В итоге и создалась у нас очень хорошая рабочая ячейка – надёжных, хороших товарищей и коллег.

 

МАШИНИСТ И ПЕДАГОГ

Конечно, за минувшие годы Алексей Андрусенко не раз принимал на своей машине стажёров – студентов черногорского горно-строительного техникума.

- Я и сейчас работаю наставником, - говорит Алексей Андрусенко. - Моё педагогическое образование очень помогает в этом деле. Не раз говорил спасибо моим преподавателям, которые учили меня в институте. И я стараюсь в своей работе внедрять те знания. Использовать психологические приёмы, педагогические. Молодёжь сейчас особая. Я даже в какой-то степени рад, что не работаю учителем, тяжёлая молодёжь сейчас. С ними надо аккуратно работать, надо заинтересовать, чтобы они сами захотели что-то делать, заставить не получится. Сложно, но интересно.

Подумав, Алексей добавляет:

- Приятно, когда студенты, которые были у тебя на практике, приходят на следующую и уже конкретно просят взять в свой экипаж. Значит, что-то я смог им дать, заинтересовать профессией. Сейчас я вижу среди новых рабочих разреза тех, кого стажировал. Есть молодёжь, которая хочет работать на нашем предприятии.

Как отмечает бригадир, за минувшие годы характер стажёров несколько изменился.

- Раньше было больше тяги к технике, сейчас больше тяготеют к компьютерам, телефонам, - подытоживает Алексей. - Больше предпочитают посидеть там, чем учить обязанности помощника машиниста. Но у меня не забалуешь – выучить всё придется, иначе не подпишу стажировку.

 

ПОБЕДИТЕЛИ!

Когда Алексей рассказывает о своей работе, о машине – это надо слышать! Он настолько увлечённо, искренне делает, что, честное слово, начинаешь задумываться, а может, и мне стоило связать жизнь с работой на таких удивительных гигантах?! Вот что значит магия влюблённого в свою работу человека!

 

А ведь со стороны может показаться, что скучнее дела и не придумать. 12 часов сидеть в кабине и только знай: переноси стрелу слева направо или наоборот. Зачерпнул ковшом породу, перенёс, высыпал.

- А это интересно! – азарт­но говорит Алексей. – Конечно, у автомобилистов всё перед глазами, меняется дорога, а у нас бывает, что месяцами пейзаж вообще не меняется, один и тот же забой, одна и та же работа. Но рутиной это назвать нельзя, скорее… вернёмся к тому, что это любовь к профессии. К экскаватору. К тому новому управлению, которое сейчас на нашей машине, на старое я бы уже не захотел перейти.

Конечно, работа сложная. 12 часов в одном положении выдержать непросто. Хватает и тяжёлого физического труда. Тот же ковш ремонтировать – целая проблема, он же огромный, легковушка без проблем поместится! Каждая деталька от 80 до 100 килограммов весом. Поэтому среди оборудования машины масса различных механизмов – лебёдки, краны.

- Но где-то приходится и ломиком действовать, и кувалдочкой постучать, - уточняет Алексей. - Ведь ремонт и обслуживание экскаватора лежит на экипаже. Только в самых сложных моментах вызываем помощь специализированных бригад, как правило, это только, если электроника начинает шалить. А текущие работы выполняем сами.

Немаловажно, что машинист помимо основной профессии обладает ещё рядом специальностей: слесарь, стропальщик, механик, сварщик, крановщик, компрессорщик. У Алексея Андрусенко корочек много, и на все специальности необходимо сдать экзамены и только после этого получить допуск к работе.

- А как иначе? – удивляется бригадир. - У меня в экскаваторе ходит двадцатитонный кран, для того, чтобы работать на нём, необходим допуск, корочки крановщика. Ведь мы работаем со сложными механизмами. Некоторые агрегаты весят около 20 тонн. Точно также и с другими профессиями. Не ждать сварщика, а суметь приварить деталь самому.  У машинистов у всех такой же набор дополнительных специальностей. У помощников попроще – они должны быть стропальщиками. У меня какое-то время даже были актуальны корочки горнорабочего, мне их продляли. Приходят маркшейдеры, им нужно промерить блок, а ты можешь помочь в этом.

Надо сказать, что за годы работы экипаж 31-й машины не раз делом доказывал высокий профессионализм. Судите сами, машина введена в эксплуатацию в 2012-м году. И в тот же год экипаж получил звание лучшего экипажа ЭШ на разрезе. Это звание бригада подтверждала в 2014, 2016, 2018, 2020, 2022 и 2023 годах! А ведь есть экипажи, которые ни разу не удостаивались такой чести.

Трижды команда 31-й машины участвовала в олимпиадах СУЭК и каждый раз становилась победителем конкурса!

- Соревновательный процесс – это очень занимательно, да и премии за первые места очень хорошие, есть стимул стараться, работать ещё лучше, - говорит Алексей Андрусенко. - Мне интересно посмотреть на других работяг, кто приезжает из России, узнать, как они работают. Я сам ездил в командировки на другие разрезы именно для того, чтобы посмотреть, как там построена работа. Это интересно для ознакомления, полезно для своей работы. Кто как шагает, как выполняет экскавацию, делает другие операции. На «Тугнуйском» разрезе в Бурятии я увидел некоторые новшества, которые мы не применяли, а оказалось зря – это просто, но эффективно. После командировки мы ввели увиденные там приёмы. А им рассказал о наших находках, они тоже взяли их на вооружение. Обмен профессиональным опытом - это очень полезное дело, это инженерная  и интеллектуальная работа - на шагающем все машинисты  имеют средне-техническое образование. Сейчас много разрезов – и в России, и в Хакасии, много предложений перейти на работу к ним, но желания уехать из Черногорска, уйти на другой разрез не было никогда. Самая главная причина – таких больших экскаваторов почти ни у кого нет. Мне нравится моя машина 20/90, и я категорически заявляю, на другой экскаватор не уйду ни за какую зарплату!

Валентина КОРЗУНОВА

фото из архива «ЧР» и Алексея Андрусенко

Новости по теме: