Недавно в городском музее прошла выставка предметов, которые испокон веков собирали всю семью за обеденным столом, - самоваров. Было представлено несколько видов этих замечательных предметов быта.
Самовары всегда считались неотъемлемой частью любого дома, и в каждом – свой, особенный, за которым ухаживали и берегли. Без него не обходились ни одни посиделки, и встреча гостей всегда сопровождалась чаепитием и душевными разговорами.
Этот атрибут домашнего тепла и уюта часто встречался в советских фильмах «Не может быть», «Женитьба Бальзаминова», «Москва слезам не верит», а также мультфильмах, например, в «Мухе-Цокотухе», и даже современный, любимый всей ребятней, «Маша и медведь» не обошелся без него. Но больше всего нравится смотреть «Трое из Простоквашино», где Дядя Федор с Матроскиным и Шариком угощают чаем Печкина. Домашняя обстановка в теплый солнечный день и, конечно же, самовар вызывают улыбку и хорошее настроение.
Марина Ивановна Кучугурова, главный хранитель фондов музея, рассказала, когда появились самовары. Оказывается, история их возникновения уходит в далекое прошлое, когда в 1701 тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. Однако это неподтвержденная информация. Официально же производство самоваров началось с 1778 года. В то время оружейник Федор Лисицын соорудил себе небольшую мастерскую, где изготавливал различные предметы быта из меди. А его сыновья – Иван и Назар – стали первыми, кто начал выпускать самовары.
С тех пор самовары Лисицыных стали славиться: они были просты, без вычурных украшений (что позже стало модным среди самоварщиков), а главное – недорогими, поэтому быстро раскупались обычными небогатыми людьми.
- С конца 18 века началось массовое производство самоваров, - рассказывает Марина Ивановна. - Сначала создавались небольшие мастерские, затем они перерастали в крупные фабрики, одна из них - фабрика Василия Баташева, которая просуществовала достаточно долго. Самовары, на ней изготовленные, на всероссийских, губернских и международных выставках занимали призовые места. Одну из важных медалей самовар Баташева завоевал в Париже в 1904 году.
К слову, как поделилась Марина Ивановна, попасть на выставку было непросто – для этого нужно было пройти длительный процесс, включающий подтверждение, что данный самовар сделан именно русскими мастерами. Несмотря ни на что, Баташевские самовары были самыми известными и пользовались популярностью не только в России, но и за рубежом. Русские самовары ценили за высокое качество: стенки были плотными, прочными, что способствовало долгому пользованию.
- Среди иностранного производства самоваров самые известные – фабрики Слюзберга и Тейле, - продолжает Марина Кучугурова. - Первая образовалась в начале 1900-х и просуществовала до революции 1917-го, а вторая – вплоть до 1919 года.
К началу двадцатого века насчитывалось более 180 видов самоваров. Интересно, что за участие в конкурсах владельцам самоваров выдавались дипломы, грамоты, но главное – на самом изделии делались оттиски, чтобы популяризировать продукцию. К примеру, на одном из самоваров Слюзберга оттиски 5 медалей за участие в различных выставках. На всероссийских конкурсах высшей отметкой считался оттиск российского герба, таковы были у Баташевских самоваров.
По словам Марины Ивановны, каждый мастер самоваров «творил» по-своему, создавая и добавляя что-то свое, особенное, чего нет у других. Например, самовары Слюзберга отличались от всех остальных своей формой: корпус напоминал вазу или бочонок, основание – ступенчатое, а ножки напоминали лапки животных. Ручки обязательно делали с орнаментом, а шишки на них имели особую форму, их оттачивали мастера по дереву. Надо сказать, что самовары в те времена продавались не поштучно, а по весу, поэтому мастера стремились делать их тяжелее. Изготавливались они из латуни - дорогого материала, а также красной меди, что намного дешевле.
- После революции самоварное дело ушло на второй план, - говорит Марина Ивановна. - Тем не менее, в Советском Союзе самовары все же выпускались. Со временем стали появляться сувенирные, расписные самовары, предназначенные для украшения и создания уюта.
Беседуя с Мариной Ивановной, вспомнила свое детство. И ведь у нас был самовар, правда, электрический. Но это не мешало ему занимать почетное место в центре обеденного стола. И мы тоже любили собираться вокруг него по вечерам всей семьей, рассказывали, как прошел день, что нового случилось, уплетая баранки и запивая вкусным чаем. В такие моменты казалось, что все плохое куда-то исчезает, растворяется, как сахар в наших стаканах, - словно за окном не дует лютый ветер, а завтра не надо рано вставать на работу и в школу…
Даже про плохую оценку мне почему-то легче было рассказать, сидя у самовара, – то ли чувствовала какую-то невидимую защиту от «золотого друга», то ли мама становилась добрее, попивая только заварившийся чай, но атмосфера около самовара, правда, была добрая и душевная. А сколько радостных моментов обсуждалось возле него, когда усаживались к столу и взрослые, и дети, и начинали делиться своими успехами, удачами, да и просто разговаривали о том о сем.
Такие теплые воспоминания останутся с нами навсегда, как и любимый самовар, который до сих пор бережно храним как символ семейного очага.
Татьяна ДУДИНА,
фото автора