Сентябрь в Черногорске начался с новых проблем. Жители частного сектора массово стали жаловаться на непонятное отключение электроэнергии.
- Включила плиту, и тут же свет погас во всём доме. Вернулось электричество только через два часа, - жаловалась читательница Наталья. – Дозвониться в РЭС невозможно, я так и не поняла, в чём причина. Вечером запустила стиральную машину, сама пошла пылесосить пол, и снова вырубило свет. Что за дела такие? Соседи сказали, что ввели какой-то лимит на потребление. Но я впервые об этом услышала.
Подобных обращений в редакцию газеты, в региональное отделение ОНФ, сообщений и жалоб в соцсетях за последние дни – сотни.
РОССЕТИ ПОШЛИ В АТАКУ
Утром 4 сентября пресс-служба ПАО «Россети Сибирь» дала пояснения:
«Энергокомпания начала полномасштабную работу в регионе по приведению к нормативам использования мощности потребителями согласно выданным техусловиям. Соответствующие письма «Россети Сибирь» направили в десять муниципальных образований республики.
В «Хакасэнерго» отмечают, что одна из важных задач в преддверии осенне-зимнего отопительного сезона – исключить несанкционированный перебор электричества.
- Важно думать о нагрузке, чтобы не лишиться электричества. У каждого жителя частного дома есть технические условия - от них зависит, какую мощность он может выбрать. Обычно объем колеблется в пределах 15 киловатт. А значит, к потреблению следует подходить разумно: для одновременной работы тёплого пола, плиты и стиральной машины заявленного объема не хватит, - комментирует директор филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» Николай Шепырев.
Из общего числа точек учета у сорока тысяч потребителей установлены системы учета «Энергомера» с возможностью удаленно следить за уровнем потребления. Именно по ним сейчас и начата работа. В случае превышения разрешенной мощности сработает автоматическое отключение. В течение 3 - 10 минут свет вновь подключается. И так несколько раз. Далее для восстановления электроэнергии может потребоваться вмешательство специалистов: включится свет только после приезда освободившейся бригады. А значит, оперативности ждать не стоит, особенно если энергетики в это время будут заняты на восстановительных работах в удаленном селе.
- Самое удручающее, что собственники 3,5 тысяч домовладений, потребление которых мы этой зимой в экстренном порядке ограничили до норматива, установленного техусловиями, соответствующих выводов так и не сделали. К нам обратилось на сегодняшний день с населенных пунктов Калининского, Расцветовского, Опытненского сельсоветов за увеличением мощности всего 115 жителей. Делаем вывод, что остальные, как и прежде, планируют потребление электроэнергии сверх норматива, хотя каждый из них о последствиях своих действий знает не понаслышке. Негативные последствия потребления сверх норматива отражаются и на соседях, - рассказывает Николай Шепырев.
Незначительное количество потребителей обратилось за большей мощностью и с Алтайского района, от жителей которого этой зимой также звучали в адрес «Хакасэнерго» многочисленные обращения по качеству электроэнергии: с Белого Яра и Подсинего принято 44 заявки.
Энергетики еще раз обращают внимание на последствия потребления мощности сверх указанных в техусловиях параметров. Несоблюдение договорных обязательств грозит негативными последствиями в работе сетей: их преждевременным износом, выходом из строя электросетевого оборудования, аварийными ситуациями или снижением качества электроэнергии.
В любом случае, в период наступления холодов важно понимать, что электроэнергия – ресурс не бесконечный и имеет свойство заканчиваться, хоть и кажется, что из розетки ток течет постоянно. И именно усиление разъяснительной работы на местах сможет в значительной мере изменить подход к потреблению электроэнергии среди населения. Этой зимой нагрузка на сеть значительно выросла. Жители перешли на электроотопление, что в целом хорошо. Но только не сообщили энергетикам о необходимости увеличения мощности для потребления домовладения.
- Для обогрева десяти квадратных метров нужен 1 кВт мощности. Когда дома стали отапливаться электричеством, их потребление электроэнергии в среднем увеличилось на 6 кВт. И так почти в каждом доме. Поэтому электросети не выдерживают нагрузки – жители видят низкое напряжение в сети или вовсе свет отключается. Если ситуацию не поменять, свет в домах может исчезнуть надолго, - разъясняет Николай Шепырев.
Заявки на увеличение мощности рассматриваются оперативно, но нужно понимать, как загружен тот же центр питания. Если же речь идет об увеличении мощности свыше 15 кВт и необходимы мероприятия по строительству или реконструкции сетей, то увеличение мощности потребует у энергетиков от полугода.
УСЛЫШАТЬ ВТОРУЮ СТОРОНУ
Декабрьский энергоколлапс в Калинино, Расцвете и Тепличном, когда без света и отопления в сильные морозы остались несколько тысяч жителей, наглядно показал – электросети необходимо модернизировать. Жизненно важно увеличить мощность, ведь тогда именно из-за перегруза сетей вышли из строя несколько кабельных линий от ПС 110 кВ «Расцвет», которые питали потребителей. И для этих посёлков выход был найден, минувшим летом энергетики провели реконструкцию воздушных линий.
В Черногорске же таких капитальных ремонтов не было. Между тем с каждым годом строится всё больше домов в частном секторе. В тех же домах, что уже давно обжиты, появляются всё новые электроприборы. Значительная часть жителей уже хотят иметь тёплые полы в домах, включают одновременно немало бытовой техники. Спору нет, развитие технологий облегчает жизнь и пользоваться бойлером куда приятнее, чем нагревать воду на старой печке. Да и электрокотёл гораздо привлекательнее, чем угольная печь.
Беда в том, что сети-то остались старые, они просто не рассчитаны на новые нагрузки. Это, во-первых. Во-вторых, судя по данным «Россетей», многие потребители, имеющие энергопотолок в 5 кВт, не стали заморачиваться и писать заявления на увеличение энергопотребления. Как итог, по бумагам, грубо говоря, сто домов по документам максимум потребляют 500 кВт, и существующие сети вполне должны справляться с таким объёмом. Однако по факту потребление в несколько раз выше, как итог – сети не выдерживают.
И в данном случае требования энергетиков по приведению в соответствие номинального и фактического энергопотребления вполне понятны и оправданы.
ТРИШКИН КАФТАН
Но не всё так просто.
Судя по рассказам читателей, далеко не всегда обращение в компанию по увеличению энергопотолка приводит к желаемым результатам. Люди жалуются, что ожидание нередко затягивается на годы. Заявление на техподключение есть, а работ нет. И это при том, что в очереди стоят «новички». Сейчас же к ним массово добавятся все пользователи, у которых в техусловиях максимум в 5 кВт, и, видимо, срок исполнения по заявке станет ещё более длительным.
В телеграм-канале «Россети-Сибирь» общается. Чат» специалисты так прокомментировали вариативность сроков подключения:
- Если есть резерв мощности и достаточная пропускная способность, займёт от месяца до трёх, вместе с подготовкой закрывающих документов. А если нужно реконструировать сети или усиливать оборудование, то это возвращает нас к вопросу тарифно-балансовых решений. И, соответственно, переносу сроков до тех пор, пока не получится найти средства на эти работы
Вторая проблема, которая также стала актуальной – активное строительство частных домов на дачных землях. Прежде в таких обществах максимум строились небольшие летние домики, где из электроприборов были лишь плитка и чайник. Соответственно, был запланирован потолок в 5 кВт, и его, как говорится, хватало за глаза. Но сейчас в этих же дачных обществах строятся уже капитальные жилые дома, с современным уровнем потребления электроэнергии. Но сети-то остались прежние!
Как говорят специалисты «Россети-Сибирь», вопрос разграничения балансовой принадлежности сетей – также крайне актуальная тема:
- К примеру, если мы принимаем на обслуживание сети другой компании, СНТ, частную линию, то зачастую у собственников не оказывается документов. В таком случае есть чёткое техническое решение: есть характеристики принимаемых подстанции и линии, есть какое-то количество подключённых от них участков - всем поровну. Если разные технические условия на участках чем-то подтверждены, то согласно этим техническим условиям. Поэтому в этом случае дело не в модернизации, а в соблюдении тех же условий, сообразно своему уровню потребления. Независимо от реконструкций, по сетям всё равно не может пройти бесконечный ток, потому что это техника со своими физическими ограничениями.
По сути, проблема в том, что с разграничением земель, сетей, потребностей домов и возможностями энергосетевых компаний ситуация сложилась по принципу тришкиного кафтана. Нет общего понимания – где и сколько домов подключено и с какими техусловиями. Когда и где будут построены районы частного сектора, школы и т.д. Строительство новых электролиний – дело затратное и не такое быстрое.
Если бы в Черногорске существовало комплексное территориальное планирование, то многие вопросы были бы сняты. Но его нет. Нередко застройка складывается по принципу: позавчера собирались строить сквер, вчера маленькую аптеку, а сегодня забабахали торговый центр. Понятно, что энергопотребление со сквером и с торговым центром разное, но линия-то осталась прежней! Той, которая была рассчитана на несколько фонарей в сквере, а не на кондиционеры, холодильники, отопительные приборы и т.д.
НАМ-ТО ЧТО ДЕЛАТЬ?!
Массу вопросов у черногорцев вызывает законность резкого введения мер по ограничению сверхнормативного потребления. Почему не предупредили раньше? Почему не дали время на подачу заявки на новые техусловия? Почему в последний год много говорили о переводе отопления домов на электрокотлы, чтобы улучшить экологию города, но молчали о том, что возможностей для этого нет? И уж какое теперь электроотопление, если чайник с телевизором вместе включаться не могут?!
И тут «Россети» поясняют:
«Закон позволяет вести эту практику (отключение энергии, если зафиксировано сверхнормативное потребление - прим. ред.), в Хакасии занимаемся ей с прошлой осени и, особенно, с зимы. Более того: в Калинино, Расцвете, Тепличном и Зелёном ограничения уже проходили - как раз в разгар декабрьских отключений.
Каждый участок имеет технические условия, в которых учтены мощность и напряжение, которые выделены на этот участок. У всех они разные - у кого-то пять киловатт, у кого-то 10–15, есть и те, кому необходимо 50 киловатт.
Определяем нужный уровень не мы - поскольку владение частным домом подразумевает большую ответственность, чем владение квартирой, только владелец может знать, сколько ему необходимо: для дачного домика с чайником и холодильником хватит пяти, коттеджу с электроотоплением будет нужно минимум 15.
Технические условия задают верхнюю границу разрешённого потребления на участке. Меньше можно, но если больше - нет, иначе это начнёт нарушать работу сетей: оборудование быстрее изнашивается, может падать напряжение, а в крайнем случае сети ломаются. Когда технические условия нарушают многие, ломаются сильно. Например, в первый день декабрьского нарушения потребление в Расцвете было в 4,7 раза выше расчётного: 37,4 мегаватта вместо 8,03 мегаватта (в Калинино - в 2,7 раза). То есть была огромная нагрузка, из-за нарушения технических условий привела к многодневному нарушению в морозы.
Чтобы избежать повторения такой ситуации, мы делаем две вещи. Первая - реконструкция линий и стройка новых, чтобы распределить нагрузку. Вторая - ограничение потребителей, которые нарушали технические условия. Мы не снижаем разрешённую нагрузку, не имеем права. Мы просто не позволяем её превышать
Поэтому сейчас, когда мы продолжаем эту работу в Черногорске, часть людей обнаружила, что при привычном уровне потребления срабатывает ограничение. Значит, их потребление нарушает условия, что возвращает нас к вопросу ответственности собственника, потому что технические условия есть у каждого. Но одни люди имеют на руках документы, считают своё потребление и, если нужно, увеличивают разрешённую мощность. Другие не считали нужным озаботиться вопросом, поэтому попали под ограничение - теперь нужно либо пересматривать своё потребление, либо увеличивать мощность.
Если документов нет на руках, их можно восстановить двумя путями:
• на сайте: https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_connection
• в Центре обслуживания клиентов «Хакасэнерго»: Абакан, Советская, 172».
Отмечу, что в телеграм-канале «Россети-Сибирь» общается. Чат» сотрудники компании довольно оперативно отвечают на вопросы участников. Так что, если нужно уточнить информацию, узнать какие-то нюансы по договорам – можно написать туда. Если даже не дадут конкретный ответ, то, по крайней мере, объяснят, к каким специалистам и куда следует обратиться.
Валентина КОРЗУНОВА, фото автора