Примечательный диалог недавно состоялся с «коллегой». Звонок через Телеграм, абонент обозначен именем нашего руководителя. Ответить на голосовой вызов не успела, потому просто поздоровалась в окне переписки. А дальше начались чудеса.
- Хотела уточнить, Черных уже звонил? – спрашивает меня «директор».
- Нет, - отвечаю. И задумываюсь – какой это Черных мне должен звонить?..
Тут «директор» огорошивает:
- Дело в том, что в нашем учреждении произошёл инцидент с утечкой конфиденциальной информации сотрудников. Вы об этом в курсе? Черных Н.А. – советник отдела безопасности, занимающийся проверкой по данному делу. Ваши персональные данные также оказались под угрозой. Черных свяжется с вами, чтобы предоставить более подробную информацию о ситуации. Будьте на связи.
«Опаньки, приехали, - подумала я. – Вот и новые мошенники объявились. Так как, во-первых, наш реальный руководитель никогда бы не разговаривал таким образом, во-вторых, так безграмотно, в-третьих, какой советник? Какого отдела безопасности? ФСБ? МИ-6, а может Моссада?»
Словом, в переписку дальше не вступала, звонки игнорировала. Буквально через пару дней о подобном случае рассказала сотрудница Хакасского госуниверситета, поэт Наталья Ахпашева. Тоже очень яркий диалог был.
- Наталья Марковна?
- Наталья Марковна.
- Это Игорь Иванович. Руководство должно было вас предупредить о моём звонке.
- Ну, что-то такое сейчас в Вацапе было...
- Я представляю ФСБ, и мне надо задать вам несколько вопросов.
- Не проблема! Но вы не могли бы перезвонить мне, скажем, через полчаса?
- В чём дело, Наталья Марковна? Вас же просили отнестись к нашему разговору со всей ответственностью!
- Видите ли, Игорь Иванович, я как раз сейчас выясняю, кто именно меня предупреждал о вашем звонке.
- Разумеется, ваше руководство!
- Видите ли, Игорь Иванович, в строгом смысле меня предупреждало не руководство, а аватар моего руководства, причём письменно, причём с незнакомого телефона. Так что при всём уважении к ФСБ, перезвоните через полчаса.
И ведь не перезвонил. А так всё интригующе начиналось.
Такой способ общения с потенциальными жертвами кибермошенники освоили относительно недавно. Но пользоваться им стали весьма активно. Главное, на что они упирают в диалоге – звонит не кто-нибудь, а сам посланник директора! И это, увы, на многих сограждан действует.
Одно дело отказать или попросту прервать разговор с неизвестным «сотрудником банка», другое дело, когда на проводе ваш руководитель или его представитель. А тут ещё и сакральные слова об «утечке персональных данных и конфиденциальной информации»!
К сожалению, нередко люди на такие маркеры реагируют однозначно – послушно исполняют рекомендации и команды «руководства». И это вместо того, чтобы обратить внимание – а точно ли с аккаунта реального руководителя поступило сообщение? Имя ведь можно подставить любое – хоть Иван Петров, хоть Валентин Коновалов.
К слову сказать, это тоже довольно распространённая практика, когда жителям района, скажем, пишут от имени главы района. Наши соседи – жители Усть-Абакана, нередко получают такие сообщения от «Елены Егоровой». О чём реальная глава района регулярно информирует в соцсетях и предупреждает, мол, не верьте! Я вам не пишу. Если возникают сомнения, лучше сами перезвоните в администрацию!
И это второй правильный шаг в подобных случаях. Первый – просто прервать разговор и для надёжности можно внести абонента в чёрный список. Второй – если есть сомнения, а вдруг настоящий начальник пишет и звонит, самому набрать номер руководителя. Если компания большая и беспокоить генерального директора неудобно – позвоните в приёмную, секретариат, заместителям и т.д. Вероятнее всего, руководство ещё и спасибо скажет за то, что предупредили.
Если вы всё же втянетесь в диалог с «директором», начнёте обсуждать дела ваши печальные, персональные данные раскрытые, ни в коем случае не сообщайте «руководителю» никакой личной информации. Настоящий директор и так знает ваши паспортные данные, место жительства и т.д., а мошеннику этого знать не нужно. И уж точно никогда, запомните – никогда реальный руководитель и даже начальник службы безопасности компании не попросит вас быстренько продиктовать коды из смс.
Впрочем, есть и четвёртый путь. О нём рассказал в соцсетях иерей Давид Проскуряков:
«Зазвонил телефон, номер по коду похож на московский городской:
- Здравствуйте, «...» банк, от вас поступила заявка на смену номера телефона, привязанного к карте, если это вы – скажите: «да», если нет – дождитесь ответа оператора, - сообщил мне заранее записанный электронный голос.
Оператора не пришлось долго ждать, практически сразу я услышал вежливый и приятный женский голос:
- Здравствуйте, банк «...», оператор Анна, чем могу вам помочь?
- Анна, на исповедь! и как можно скорее!
На том конце милая девушка нецензурно выругалась и повесила трубку…
Случайно, получается, нашел верный способ, как отвадить телефонных мошенников – будьте бдительны, настоящие работники банка не названивают и исповеди (надеюсь) не боятся».
Валентина КОРЗУНОВА, фото сгенерировано ИИИ