УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ И СГК НАХОДЯТ ОБЩИЙ ЯЗЫК
17 сентября в Черногорске стартовал новый отопительный сезон. Конечно, каждый из нас хочет, чтобы зимой в доме было тепло, чтобы не приходилось обрывать телефоны управляющих компаний (далее УК - прим. автора), умоляя прислать слесаря, который бы запустил теплоноситель по стоякам. Для этого нужно, чтобы СГК подавала качественный теплоресурс, УК ответственно подготовили дома к зиме, а жители знали, что они могут потребовать от своих управляющих компаний и всегда получить от них внимание и помощь.
Уже не первый год в преддверии начала отопительного сезона руководители Сибирской генерирующей компании проводят встречи с директорами УК Черногорска. Надо сказать, что далеко не сразу удалось настроить конструктивный диалог. Да и сейчас ещё не все УК работают ответственно. Но всё же прогресс виден. Если год назад на аналогичном совещании присутствовали представители всего четырех управляющих компаний, то в нынешнем году проще было пересчитать отсутствующих.
ГОТОВЬ ТЕПЛОСЕТЬ ЛЕТОМ
По уже сложившейся традиции, первая часть встречи была посвящена рассказу СГК о проделанной за лето работе.
- Для подготовки теплосетей в Черногорске к новому отопительному сезону Абаканская ТЭЦ и теплосетевое подразделение СГК в Черногорске провели большой объём работ, - рассказывает директор филиала «Южно-Сибирская теплосетевая компания» Абаканской ТЭЦ Станислав Мальчик. Мы переложили в этом году более 3,5 километров трубопроводов тепловых сетей, сейчас работы находятся в стадии завершения. В работе остается участок на ул. Красноярской, но ремонт никак не препятствует подключению домов в этом районе к теплу.
Сложностей в проведении ремонтной программы в этом сезоне у нас не возникало. Все мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду, начиная с гидравлических испытаний, прошли штатно. Конечно, дефекты выявили, но устранили их в кратчайшие сроки. Для этого наши бригады, по сути, работали в круглосуточном режиме. Нынешним летом мы постарались так организовать свою работу, чтобы потребитель испытывал как можно меньше неудобств.
«ОТЛИЧНИКИ» И «ДВОЕЧНИКИ»
Еще один важный аспект подготовки к зиме – регулировка гидравлического режима, в которой косвенно участвуют и управляющие компании города.
- В Черногорске управляющие компании относятся к своим обязанностям очень по-разному. Есть УК, которые работают в интересах потребителя, с пониманием, что теплоснабжение требует системного подхода. Но есть и другие, которые считают, что внутридомовая система отопления – это объект, который может существовать сам по себе, и ее настройка, регулировка, контроль не нужны. А в работу включаются только тогда, когда произойдёт ЧП. Но мы же понимаем, что это неверный подход.
Прошлой зимой нам пришлось включиться в работу с некоторыми жителями напрямую, минуя УК. Это неправильно, но иначе некоторые горожане просто бы замерзли. Мы выезжали на место, фиксировали нарушения, смотрели и инженерные сети и тепловой контур дома, поясняли собственникам жилья, какие работы необходимо провести на доме и что именно требовать с УК.
Вместе с отделом ЖКХ администрации города нам удалось повлиять на температурный режим в ряде квартир, но отмечу, что в Черногорске много домов нуждаются в капремонте, их тепловой контур нарушен, чердаки, подвалы, коридоры сильно промерзают.
Нужно понимать, что дом с избыточным потреблением тепла получит и большие начисления за отопление. В промерзающих домах суммы в платёжках, как правило, довольно высокие, и это особенно обидно, потому что о комфорте речи не идет. И это вновь приводит к разговору об ответственности УК, которая обслуживает дом. Ведь поймите, в конечном итоге все проблемы ложатся на плечи потребителей, а мы крайне заинтересованы, чтобы проблем было как можно меньше. Все внутридомовое оборудование - зона ответственности управляющей компании. Поэтому хотелось бы, чтобы в предстоящий отопительный сезон мы наладили более тесное и конструктивное взаимодействие с УК.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ БЫЛО НАМЕЧЕНО
- Вы, наверное, заметили, что в этом году после гидравлических испытаний Черногорск получил горячую воду раньше Абакана. Это говорит о том, что все наши инвестиции были направлены в нужное русло. Магистральные сети города теперь приведены в удовлетворительное техническое состояние. СГК работает в Черногорске ровно пять лет и за это время уже вложила более полутора миллиардов рублей только в реконструкцию и ремонт теплосетей, это не считая строительства 12-километровой магистрали от Абаканской ТЭЦ до Черногорска.
Теперь очередь за повышением уровня подготовки к зиме многоквартирных домов, пока к качеству выполнения работ есть вопросы, и мы пытаемся воздействовать на некоторые управляющие компании через суд только для того, чтобы они просто выполнили свои обязанности перед жителями. А жителям города хочу напомнить, что если их не устраивает качество услуг, оказываемых управляющей компанией, то УК можно поменять.
НАМ БЫ ЛАВОЧКУ И ТРОТУАР
- Много жалоб поступает от населения по благоустройству. Мы понимаем, что финалом каждого ремонта должно быть приведение территории в то состояние, которое было до его начала. У нас есть договор с подрядной организацией на выполнение работ по благоустройству дворов и улиц после ремонта теплосетей, но не всегда получается сразу провести восстановительные работы. Поврежденные участки обычно небольшие, мы отрабатываем их в накопительном порядке. Иначе, если мы будем нанимать подрядчика, чтобы восстановить два квадратных метра асфальта на тротуаре, это будет слишком дорого. Это не значит, что мы оставим территорию после ремонта как есть, просто сделаем позже. Хотел бы, чтобы жители с пониманием отнеслись к этой ситуации.
ОХ, УЖ ЭТИ ДОМА НА НФУ…
По-настоящему проблема для Черногорска – это дома на так называемой непосредственной форме управления (НФУ). Как правило, речь идёт о небольших зданиях, одно- и двухэтажных, в которых по 6, 8 или 12 квартир. И таких в Черногорске насчитывается почти 50%. Если большую часть многоквартирных домов обслуживают управляющие компании, а жители оплачивают их услуги, не погружаясь в этот процесс с головой, то в домах с НФУ обслуживание дома ложится непосредственно на плечи жильцов. И, увы, желание сэкономить зачастую приводит к печальным результатам.
Минувшей зимой вместе с СГК и представителями городской администрации сотрудники нашей газеты объехали несколько таких домов, где люди жаловались на холод в квартирах. Обследование показало, что всё дело в полной разрегулировке системы отопления. Чтобы её правильно настроить, надо привлечь лицензированную подрядную организацию. Однако ни в одном из домов ничего подобного люди не делали, считая, что настройку внутридомовой системы им должны провести автоматически и бесплатно. Да и сами УК отнюдь не спешат заключать договоры на обслуживание с такими домами – проблем очень много, а суммы, которые согласны платить жильцы, маленькие.
На совещании вновь подняли вопрос – как же быть с такими домами?
От черногорской администрации на встрече присутствовал начальник коммунального отдела Андрей Москвитин. На предложение Станислава Мальчика он отреагировал однозначно:
- На системную основу проблематично работу поставить, потому что всё начинается от жителей, а от них инициативы, как правило, нет. В этом отопительном сезоне нового ничего мы не сможем сделать, придется отрабатывать такие вопросы в авральном порядке. В прошлом году, выезжая на жалобы, мы спрашивали людей: «А что вы сами сделали?» Они отвечали, что ничего. Платить привлеченным организациям они не хотят, поэтому все остается по-прежнему.
- Считаю, решение одно – администрации города нужно активно включаться в этот процесс и брать на себя ответственность, - отметила начальник управления реализации Абаканского филиала «Сибирской теплосбытовой компании» Татьяна Баютова. - Проблема есть, и серьёзная. Люди заявляют, что они не хотят нанимать УК и платить за услуги, им, мол, это не нужно. А если заключают договор на обслуживание, то по минимуму, средств хватает разве что на аварийные работы.
Но ведь в доме необходимы системные регулировки, настройки, гидравлические испытания, утепление контура и т.д. Если этого не делать, то дому раньше срока потребуется капремонт, а то и вовсе он станет аварийным. И кто тогда будет виноват в этом? А так мы имеем отсутствие обслуживания, а при появлении проблем в доме - возмущение людей, которые тут же начинают обвинять всех подряд и требовать решить проблему. В России есть практика решения вопросов с жильцами домов на НФУ. В Абакане, например, администрация города держит на контроле такие дома и договаривается с УК об их обслуживании.
ОПЫТ ОДНОЙ УК
О своём опыте взаимодействия с такими домами рассказала директор УК «Респект перспектива» Екатерина Трунова:
- Год назад мы взяли на обслуживание несколько домов в Черногорске, в том числе и те, что находятся на НФУ. В домах на ул. Матросова есть активная и неравнодушная жительница, она провела с жильцами беседы, заручилась их поддержкой и обратилась к нам для заключения договора. Прежде эти дома были на обслуживании ЖЭУ-7, но затем УК, по сути, отказалась с этими домами работать.
Понятно, что и нам не очень интересно работать с такими объектами - проблем много, денег мало. К тому же, возникают дополнительные сложности после капремонта. Дело в том, что Фонд капремонта с нами не согласовывает работы, в итоге мы имеем на двухподъездном восьмиквартирном доме два узла учёта. Зачем столько – непонятно. Хватило бы одного. А ведь каждый прибор раз в 4 года должен поверяться, поверка стоит 30 тысяч. Мы же в месяц со всего дома собираем по 2 тысячи рублей. Откуда возьмутся деньги на все работы? А поверка дорожает с каждым годом.
При этом жильцы постоянно просят увеличить работы по дому. Но суммы предлагают, мягко скажем, смешные. Представьте, чтобы дворник раз в неделю убирал территорию, ему хотят заплатить всего 700 рублей за месяц! Где вы найдёте дворника, который согласится работать за такую сумму?
Есть проблемы с рабочими. Я год не могу найти слесаря. Либо требуют большие зарплаты, которые мы не в состоянии платить, либо их просто нет. Сейчас многие организуют ИП, становятся подрядными организациями, а это уже иной уровень расходов для заказчика. Чтобы наладить узел учёта в доме, подрядчики просят 70 тысяч рублей! А где УК возьмёт такие средства?
Чтобы нормально содержать такие дома, тариф должен быть выше, но жильцы выбирают минимальный тариф – отсюда масса проблем. Объяснить же людям взаимосвязь ставки тарифа и уровня обслуживания пока никак не получается.
Проблема в том ещё, что мы не получаем ни от кого помощи. У нас нет консультантов и т.д. И такие разговоры, как сегодня с СГК, нам очень нужны, очень полезны.
ПРЯМОЙ ДИАЛОГ
- За последний год конфронтация, которая была прежде, вышла на уровень диалога, - говорит Станислав Мальчик. - Если возникают вопросы друг к другу, мы начинаем решать их путём обсуждений. И это очень хорошо, когда есть такая обратная связь. Есть моменты технического плана, случается и недопонимание, но в ходе беседы мы приходим к общему знаменателю. И мы, и управляющие компании не боимся признать своих ошибок, если они возникают, и стараемся их как можно оперативнее устранить. Мы перешли от уровня решения вопросов через высшие инстанции к прямому диалогу – это большое достижение в наших деловых взаимоотношениях. Мы рассказываем, что происходит у нас и получаем обратную связь от УК. Очень важно, что в нашем планировании увеличилась доля работы управляющих компаний. А это значит, что потребитель получит более качественные услуги, а, собственно, для этого мы и работаем.
Валентина КОРЗУНОВА,
фото автора и пресс-службы СГК