Не зря говорят, что воспитывать человека надо, пока поперёк лавки помещается, с младых ногтей, с детсада. А что до детских садов, бывалые родители рассказывают, что в группах иной раз такие страсти кипят, взрослые не подумали бы. Как иначе, ведь что ни группа – срез общества в миниатюре. Кроме того, детсад сегодня упоминают, и когда речь идёт о ранней профориентации (да, да!), и о патриотическом, нравственном формировании, об умении ладить в коллективе, о многих других жизненных моментах.
Говорим об этом и не только с воспитателем детского сада «Ягодка» Ольгой Сергеевной ВИНШУ.
Заниматься с ребятнёй она мечтала с детства, но так уж вышло, что сначала выучилась на повара и лишь после этого всё-таки получила образование, приближающее к заветной цели. Работала младшим воспитателем, делопроизводителем и, наконец, – воспитателем. Сегодня вместе с коллегами занимается в детсаду движением «Первых».
- Долгая дорога к профессии – хорошо или не очень?
- Скорее, хорошо, поскольку каждый этап в жизни формирует опыт, задача – обратить этот опыт на пользу. Такие «лесенки» на пути к себе, как правило, делу не мешают, наоборот, чем больше жизненных и профессиональных наработок, тем лучше. К примеру, перед Новым годом мы в подготовительной группе объявили, наряду с другими затеями, кулинарный бум. Ребята дома вместе с родителями делали салаты и показывали то, что получилось, через короткие видео и фото. Эмоций было через край, причём не только у детей. Некоторые родители и не подозревали, что их девчонки и мальчишки умеют орудовать кухонными принадлежностями и способны творить витаминные чудеса.
- Получается, пригодилось поварское искусство, трансформировалось в неожиданную для подопечных идею, которая интересно, вкусно воплотилась.
- Да! А что до жизненного опыта, в моём случае, признаюсь, пришлось прилагать усилия, чтобы минусы превратить в плюсы. Мы расстались с мужем, когда дочь, которой сейчас десять лет, была совсем маленькой. Удалось обойтись без скандалов, супруг стал для Яны хорошим папой, с которым она постоянно общается и на связи. Но это не онлайн-отец, а её друг, человек, который присутствует на значимых для дочки событиях, выступлениях, он приезжает, откликается по первому же зову. Но когда случился разрыв, нужно было как-то справляться со стрессом, и я с головой ушла в материнство. Это были не только соски-пелёнки, главным образом, – развивающие занятия, поделки, рисунки. Такой опыт вскоре стал бесценным на работе, в детсаду. Поделки, картины из аквамозаики, аппликации – детям только подкидывай идеи. Подобные занятия, как известно, блестяще формируют мелкую моторику, помогают в развитии. Проверено на Яне! Она читала уже в четыре года, к первому классу умела писать. Ребята из нашей детсадовской выпускной группы в этом году отправились в школу, уверена, не подведут – мы с коллегами Мариной Александровной Тимербаевой и Ириной Иосифовной Руновой с ними усиленно занимались, каждый привносил что-то своё, в итоге, уверена, детям было интересно, они не ударят в грязь лицом в школьных коллективах.
- Недавно в детсадах изменились «правила игры», прежний ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) изменили, теперь с дошкольниками работают по новым документам. Как вы, обычный воспитатель, оцениваете перемены?
- На мой взгляд, эти перемены – к лучшему. Предыдущая система, как и в школе, допускала наличие разнообразных программ, а в отношении трудового воспитания школьников и вовсе зашли в тупик – то, это детям нельзя, по сути, взращивали иждевенцев-белоручек. В садике кто-нибудь из малышей, при поддержке родителей, мог заявить, что не хочет рисовать, а желает, к примеру, лепить. Новые правила за дисциплину, за более тщательную подготовку к школе. О последнем, кстати, сейчас спорят – минус это или плюс, надо больше заниматься, «набивать руку» или просто играть. Я – за то, чтобы качественно готовиться к школе. Чтобы ребята, оказавшись за партами, не испытывали стресса.
Теперь формируется единое образовательное пространство с чёткими, понятными установками. Единая программа, внятные условия.
Кроме того, немаловажно, что обозначены требования по формированию настоящих граждан нашей страны, для которых Родина – не пустой звук.
Но опять же, как много зависит от родителей! Как-то мальчуган заявил, что город наш никудышний (даже жёстче выразился), и отсюда надо бежать сломя голову. Я долго с ним разговаривала, понимая, что эти мысли он принёс из дома. Да, в городе есть, над чем работать. Много работы! Но чтобы он стал лучше, нужно каждому что-то делать. Вкладывать интеллектуальные ресурсы, озеленять, проводить субботники. И Черногорск может стать картинкой. Так и в отношении страны. Детсадовское движение «Первые», едва зародилось в детсаду, объединило активных, неравнодушных ребят (разумеется, с разрешения родителей). Мы и станцевать на праздниках можем, и деревья высадить (спасибо директору разреза «Черногорский» Геннадию Николаевичу Шаповаленко, он этой весной откликнулся на просьбу о предоставлении качественного посадочного материала), теперь ухаживаем за молодыми сосенками, они прижились. Мы и со специалистами заповедника «Хакасский» подружились, и в конкурсах участвуем, к тому же, очень многое – в планах.
Всё для того, чтобы ребята поняли: ругать легче всего, а надо что-то делать! Причём вместе с семьями. Сходите в городской музей истории, если не были там с детьми, не игнорируйте городские выставки, можно организовать онлайн-экскурсии в любые города.
Только так можно воспитать любовь к малой родине. Детский сад в помощь, от нас – выставки, стенды о родном крае с интересными фактами, а также много разнообразных мероприятий.
Что же касается негатива, который иногда транслируют дети, скажу: как нельзя обсуждать воспитателя или учителя (это должен быть безусловный авторитет в глазах детей, в их же интересах), так недопустим и негатив в отношении города, Родины. Стоит ли в нежном возрасте начинать с плохого? Уверена – нет, мы учим любви к своей земле, стране, Родине.
Я, к примеру, никогда не слышала, чтобы папа или мама говорили что-то плохое о стране. И моя дочь такого не допустит. То есть вот такая огромная роль родителей и в столь важной теме.
А мы с детьми каждый понедельник поём гимн. Это очень важно – гордиться страной, ощущать себя её частью. Ребята впитывают новые для себя чувства, узнают много интересного.
Как-то парнишка принёс в группу игру про страны. Каждый день мы узнавали столько нового - для кругозора, развития отличная игра.
Этого не происходит, когда ребёнку вручают телефон: «На, поиграй». Лишь бы притих, не мешал. Только вот будет подростком – совсем потеряется, отдалится от вас при таком отношении.
- Что самое трудное для вас в детсаду?
- Как раз-таки работа с родителями! С каждым годом они всё требовательнее, многие считают, что мы должны то, другое, третье. Настоящее искусство - выстроить такое взаимодействие, чтобы спокойно, размеренно идти к общей цели – воспитывать самостоятельных, выдержанных, порядочных детей. К родителям, как и к детям, нужен подход, и тогда даже самые неприступные станут друзьями, помощниками.
Как? Делать совместные конкурсы, праздники, акции. В период ковида от этого отвыкли, однако нет ничего лучше, чем общие дела. Мы стараемся даже на детских утренниках вовлекать взрослых в водоворот событий, специально для них готовим конкурсы. Есть масса идей насчёт «дней замены», новогодних акций, мастер-классов, совместных дел в рамках движения «Первые».
Замечено: именно после таких активностей нас благодарят со словами: «вы лучшие», охотнее откликаются на предложения об участии в других событиях, ответственнее относятся к воспитанию детей. Легко сказать: «Шарфик не одели» или «Шапка съехала». А вы научите каждый своего ребёнка к пяти-шести годам одеваться самому, посвятите этому время, и всё будет в порядке. Это необходимо – кто в школе будет поправлять шапки, подавать перчатки?
Хотим, чтобы дети трудились, что-то умели – надо трудиться и самим.
- На ваш взгляд, надо ли в детском саду в группах формировать коллективы в самом высоком смысле слова, или рано, здесь лишь бы накормить, напоить, спать уложить?
- Обязательно надо. Сплоченность коллектива должна формироваться с первых посещений. Не будет ничего хорошего, если группа рассыпется, как горох, кто куда. И снова твержу, как мантру, – это получается лишь сообща с родителями. Потому что если кому-то делаю замечание за недостойное поведение, но сталкиваюсь с абсолютным неприятием критики: «Нет, мой Петя не такой, он так не делает!», ничего хорошего не выйдет. Иной раз мама или папа воспринимают меня в штыки, вроде бы наговариваю. Но они же не находятся рядом все эти 12 часов и не знают, что он здесь творит. Родителю не стоит возвышать своего ребёнка, так не должно быть, все дети - личности, все заслуживают уважения.
Именно с детсада закладываются и хорошие, и плохие привычки. Кто-то норовит отталкивать одних, привечать других, «дружить» против кого-то. Мы, воспитатели, такое пресекаем. Если бы ещё и родители поддерживали – было бы замечательно. Помню такой случай в детсаду у Яны. Она как-то пришла и выразила активное «фу» по поводу девочки, которая заикается: «Не хочу с такой дружить». Тогда я остановила её, показала на большую собаку, каких много во дворах. Объяснила, что этот Бобик, по всему видно, добрый, а бывает у псов плохое настроение, и они могут кинуться, когда ты пробегаешь мимо. При этом от испуга многие дети начинают заикаться. «И вот придёшь ты в детсад, а над тобой все смеются и отталкивают» - от этой фразы дочь зарыдала. Я пояснила: всякое может случиться. Примерь на себя ситуацию, почувствуй, как это обидно, больно, тяжело. Наоборот, сделай так, чтобы ты с этой девочкой общалась. И твои подружки пусть придут к ней, познакомятся ближе. Думаю, дочь всё поняла насчёт некоторых людских недостатков. А если не остановиться, не объяснить?
Вот другой пример. Мальчишка знакомых в начальной школе почувствовал себя лидером, мог кого-то толкнуть, обидеть. Учитель сказала об этом маме, и та была за это очень благодарна (а некоторые подобное просто игнорируют).
Она начала действовать. Попросила учителя, чтобы её задиру не ставили никуда вперёд, не давали ему власти, важных поручений, не поощряли при всех. В итоге подавили в нём выскочку, ради самого этого парня. С таким отношением к людям в коллективах ему было бы тяжело уживаться. Не один он король. Надо уважать других, уступать. Но! При этом себя не давать в обиду. Наблюдаю за этим парнишкой, он воспитан так, что не ударит, не обзовёт, ничего дурного не сделает. Но если кто-то вздумал обижать его – держись. Поддерживаю такой настрой родителей: на рожон не лезь, но себя в обиду не давай.
В продолжение - о важности формирования коллектива. Наблюдаю за девочкой-родственницей, которая посещает хореографическую студию, иногда забираю её, если мама не успевает. Вы не представляете, какая там атмосфера. Если возникает какое-то недопонимание, преподаватель всех приглашает в круг и разговаривает, вызывает на откровенный диалог. В итоге дети, как один, сплоченные, дружные. Там получилось создать коллектив. На любом этапе развития человека это очень важно, рядом должны быть мудрые наставники, психологи.
- Наверняка и у вас такие есть?
- Да, конечно. И на работе, и дома всякое бывает. Иной раз до такой степени – глаз дёргается, нервы сдают. Но у меня есть хорошие учителя, наставники, к которым обращаюсь в любых ситуациях. Не боюсь выглядеть глупой, если непонятно, сложно – спрашиваю. И очень благодарна Ирине Викторовне Краевой, с которой довелось вместе работать 18 лет. У неё колоссальный опыт воспитателя, методиста и солидный жизненный багаж. Если что-то идёт не так, не получается, излагаю проблему и непременно получаю дельный совет, что делать, как быть. Мой наставник – и психолог Ирина Юрьевна Карпенко, мудрая, отзывчивая, очень тонко чувствующая любого, кто обращается. У меня к ней бесконечное доверие – советы, подсказки реально помогают.
- Воспитатель приходит в новую группу. Как развиваются события?
- Сначала дети меня проверяют, насторожены. Но их просто надо полюбить. Нужен авторитет. Чтобы они тебя не то чтобы боялись, а чтобы уважали, и это складывается из того, какие проводятся занятия, насколько им интересно.
Стараюсь удивить поделками, увлекательными делами. Ёлка желаний, салаты, необычные аппликации и многое другое – мой «секретный» арсенал.
Но не только это. Чтобы слушали, выполняли задания, любили, надо, чтобы дети верили. Чтобы понимали, что любимчиков нет. Они разные, к каждому нужен свой ключ. К кому-то юмор – некоторые язвят, умеют делать это колко, не по-детски. Кому-то нежности, ласки не хватает. Как правило, удаётся установить добрые, дружеские отношения практически со всеми.
- У вас с дочерью Яной есть опыт участия в конкурсе «Маленькая красавица» и победы в нём. Вместе с тем к таким конкурсам весьма неоднозначное отношение. Расскажите!
- Впервые Яна вышла на сцену в подобном конкурсе в 4 года, стала проситься участвовать и в прошлом году. Обсудили с ней это по-взрослому: если ввязываться в это непростое дело, предстоит огромная работа. На том и порешили. Вместе придумывали эскизы платьев, костюмов для разных номеров, приобретали ткань, я воплощала задуманное – кроила, шила, обмётывала. Плюс к тому ездили на репетиции, готовили с тренерами, хореографами спортивные, танцевальные номера. При этом нашу основную нагрузку (у меня на работе, у Яны в школе) никто, разумеется, не отменял.
Да, и главное! Прежде всего я пообщалась с организаторами конкурса. Они объяснили, что всех детей наградят, никто не обидится. И даже подарки, короны будут у всех. Так и вышло. Заключительное торжество было организовано так, что Яна только позже, из выпуска новостей, поняла, что победила именно она.
К слову, на конкурсе к нам подходили родственники участниц, интересовались, где мы покупали или заказывали платья: «Что за бренд?» Мы с Яной переглядывались и были очень горды тем, что всё это сделано своими руками.
Да, меня нередко спрашивают – зачем это было надо? Отвечаю, что это для ребёнка новый опыт, обретение себя, урок на тему «Сам сделаешь лучше, нужно всё уметь», тренировка воли, обычные и усиленные тренировки. Кроме того, в течение месяцев подготовки мы были маленькой командой, делали одно дело, ещё больше, чем прежде, сдружились. Собственно, что-то подобное имею в виду, когда говорю о роли родителей в воспитании. Будь то футбол, художественная, музыкальная школы, совместные экскурсии, вылазки на природу. Если вы рядом, вместе, если не откупаетесь, не отгораживаетесь гаджетами, всё будет хорошо. Наша, воспитателей, роль – не только шапки на прогулках поправлять, хоть и это очень важно, а донести до ребят, которых очень любим, главное, важное и вместе радоваться тому, что получается.
Марина КРЕМЛЯКОВА,
фото автора и из архива Ольги Виншу