Цифровая среда, в которую мы всё больше погружаемся с каждым годом, с одной стороны, вещь очень удобная. Она избавила нас от стояния в многочисленных очередях, да и для выполнения многих дел нам теперь вовсе не нужно выходить из дома. Оплатить страховку, заплатить за коммунальные услуги, записать ребёнка в кружок или купить себе нужные вещи – всё можно через интернет.
Увы, но у этой медали есть и обратная сторона. Кибермошенники плодятся со скоростью мушек-дрозофил, что ни день, то новая схема обмана, новые жертвы. Чтобы не попасть на уловки аферистов, сберечь свои деньги – читайте наш новый выпуск рубрики «Школа сетевой грамотности» и запоминайте – как действовать нельзя.
МИЛЛИОН ЗА ХОРОШУЮ ПЕНСИЮ
Не сказать, что совершенно новая схема обмана, но достаточно редко используемая, была применена в отношении жителя Черногорска.
Мужчине позвонили неизвестные, представились сотрудниками Пенсионного фонда и обрадовали, мол, есть шанс увеличить размер пенсии, так как при начислении не учли часть стажа. От пенсионера требовалось всего ничего – сообщить код доступа на сайт госуслуги. Не подозревая о плохом, мужчина выполнил рекомендации звонивших.
Вторая часть началась с многочисленных звонков через мессенджер – сотрудники «силовых структур» и «Центрального банка» один за другим атаковали мужчину сообщениями о том, что со счёта пенсионера преступники пытаются похитить деньги. Спасение – в оформлении зеркального кредита, установке на телефон платёжной системы, к которой надо привязать указанную «специалистами» карту, когда поступят кредитные деньги, то перевести их по указанным счетам. К слову, все операции пенсионер производил при помощи специально купленного им в целях конспирации нового мобильного телефона.
Таким образом, «корректировка данных о стаже работы» стоила пенсионеру оформленных в кредит более миллиона рублей.
Правоохранители в очередной раз предупреждают: если незнакомцам во время разговора удаётся удержать ваше внимание, хотя бы на пару минут, в раунде с мошенником будет исключительно один победитель, и это - явно не вы.
Помните: сотрудники банков, медстрахования, Пенсионного фонда, сотовые операторы и т.д. никогда не звонят через мессенджеры! Никогда не просят сообщить коды из смс или иную личную информацию. Если к вам обращается «сотрудник» одного из вышеперечисленных учреждений, то просто прекратите разговор. Это самый надёжный способ избежать финансовых потерь.
И СНОВА МЕДПОЛИС
В последнее время весьма участились схема мошенничества, которую условно можно назвать «Смена медполиса». Суть в том, что абоненту звонит якобы сотрудник госуслуг, заявляет об истечении срока действующего медполиса и необходимости его замены на новый. Операция проста, никуда ходить не нужно, а только сообщить «сотруднику госуслуг» код из смс, который должен прийти на телефон. Вот только дальше вместо замены медполиса человек получает масу проблем.
С этим столкнулся житель Черногорска, когда его начали раскручивать по такой схеме мошенники. Как водится, звонок «сотрудника госуслуг», просьба назвать код из смс, а затем шквал звонков от «сотрудников финансового мониторинга» и «силовых структур». Те и другие в голос уверяли, что преступники, возможно из числа сотрудников банка, получили несанкционированный доступ к его персональным данным и теперь пытаются оформить на него крупный кредит. По словам звонивших, у черногорца есть возможность опередить аферистов, но для этого он должен оформить кредит на ту же сумму, установить на телефон мобильную платёжную систему, привязать к ней указанную ими карту (якобы для того, чтобы он мог пользоваться защитным счётом). Мужчина признаётся, что испугался информации настолько, что его буквально лихорадило, при этом «благодетели» постоянно находились на связи и не отпускали свою жертву ни на минуту.
Черногорец чётко выполнил все инструкции, но тут последовали новые звонки: на сей раз, по словам звонивших, третьи лица пытаются оформить на мужчину крупный заём под залог принадлежащего ему автомобиля. И тут же предложили «выход»: продать авто, а деньги снова «спасти», переведя на всё ту же виртуальную карту.
Находясь в стрессе, заявитель выполнил и эти указания.
В общей сложности преступники, используя состояние панического страха своей жертвы, обогатились на 600 тысяч рублей.
Возбуждены уголовные дела.
Руководитель следственного отдела черногорской полиции Анна Садовая в очередной раз призывает граждан к благоразумию:
- Иногда чувство страха, под влиянием которого непременно оказываются жертвы аферистов, настолько сильное, что лишает человека возможности проанализировать и оценить ситуацию. Поэтому единственный действенный способ пресечения телефонного мошенничества - незамедлительно прервать разговор.
НЕНАДЁЖНЫЙ ПРОДАВЕЦ
По-прежнему актуальны схемы обмана с использованием сайтов объявлений о продажах и покупках.
Черногорец нашёл в сети объявление о продаже мини-погрузчика и позвонил по указанному номеру. Продавец предложил перейти для общения в мессенджер, мол, быстрее, удобнее и дешевле. Тут же скинул фотографию погрузчика, а в качестве гаранта собственной добросовестности – снимок паспорта с персональными данными. Договорились на том, что покупатель отправит предоплату, а продавец погрузчик.
Однако после первой части сделки – оплаты товара, что-то пошло не так. Последнее, что видел горожанин, видео, в котором машину отправляют клиенту и номер водителя для связи. Объявление о продаже погрузчика с сайта пропало, продавец перестал выходить на связь. 400 тысяч рублей, которые черногорец перечислил за технику, исчезли в неизвестном направлении.
В полиции мужчина признался, что его подкупила прозрачность сделки: ему ведь и фото выслали, и видео, даже паспортные данные продавца, как тут не поверить, что сделка реальная?!
Правоохранители напоминают: какие бы аргументы не приводил продавец, пытаясь продать вам тот или иной товар, запомните, сперва заказ, оплата - по факту. Покупая что-то в интернете, всегда руководствуйтесь этим принципом, чтобы не платить за «воздух».
Подготовила Анна КОРПЕНКО
при содействии ОМВД Черногорска