- Здравствуйте! Уведомляем, что срок действия вашей сим-карты заканчивается, через три дня обслуживание прекратится. Вам необходимо продлить договор с оператором сотовой связи, - огорошил меня на днях голос в телефоне.
- И куда теперь идти для продления договора? – спрашиваю сотрудника.
- Мы всё делаем для удобства наших клиентов, теперь никуда ходить не нужно. Мы с вами сейчас перезаключим договор дистанционно. Вам нужно назвать данные паспорта, после чего придёт код в смс, вы мне его назовёте и активируем продление обслуживания сим-карты…
«Нет уж, дорогой, обойдись-ка без моих персональных данных и кодов смс, - подумала я и прекратила разговор. – Наверняка мошенник звонил, их сейчас развелось больше, чем юристов с экономистами».
С каждым днём мошеннических схем становится всё больше, разобраться – где честный представитель компании, а где аферист, всё сложнее. Помочь разобраться, как и что отвечать в случаях, подобных моему, мы попросили руководителя службы по развитию массового рынка филиала T2 в республике Хакасия Анна Дмитриева.
А ЗВОНОК-ТО ЧЕРЕЗ МЕССЕНДЖЕР!
- Давайте разберём такую ситуацию: на телефон через мессенджер позвонил молодой человек, сказал, что он сотрудник Т2. Предупредил об окончании срока действия сим-карты и сказал, что было отправлено пуш-уведомление, а также предложил оформить новую сим-карту. Я отказалась, так как не уверена, что это не был мошенник. Пуш-уведомления мне не было, в личном кабинете Т2 никакого предупреждения о прекращении срока действия сим-карты нет. Как быть уверенной, что поступила верно? Банки однозначно говорят, что через мессенджеры с клиентами не связываются, про операторов сотовой связи не знаю. Хотелось бы услышать комментарий оператора.
- Операторы, как и банки, не связываются с клиентами через мессенджеры. Максимум - это звонок с приглашением обратиться в ближайший салон с паспортом для уточнения персональных данных.
Если вам звонят через мессенджер и пытаются склонить к каким-либо действиям, то это точно мошенники.
1 июня 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О связи», которые обязывают всех операторов проверять достоверность сведений об абоненте, указанных в договоре: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность.
Если по результатам проверки данные окажутся недостоверными (или неполными) и не будут подтверждены абонентом в установленный законом срок, оператор будет вынужден приостановить оказание услуг связи согласно требованиям закона.
T2 информирует об этом своих клиентов с помощью SMS-сообщений или Push-уведомлений в приложении «Мой T2». Также мы напоминаем клиентам о необходимости актуализации данных, если они изменились после заключения договора – например, если был получен новый паспорт, изменилась фамилия и так далее. Это также происходит в SMS-сообщении или Push.
Наши операторы не звонят клиентам с предложением скорректировать указанные в договоре персональные данные немедленно, не вешая трубку. Если вам поступил звонок с подобным предложением, это могут быть мошенники. Лучший вариант – повесить трубку, самостоятельно перезвонить в контактный центр T2 по номеру 611 (с мобильного телефона T2) и выяснить, есть ли потребность в корректировке данных.
Мы предлагаем нашим клиентам воспользоваться одним из двух способов актуализации данных. Первый и самый простой: в личном кабинете или приложении войти в раздел «Профиль», найти уведомление «Подтвердите ваши паспортные данные через Госуслуги» и нажать «Подтвердить». После этого потребуется авторизоваться в сервисе «Госуслуги». Если все в порядке, вы увидите статус «Подтверждено».
Если нет, придётся обратиться для актуализации данных в салон связи T2. Для этого нужны будут паспорт и SIM-карта. Паспорт – для подтверждения личности и сверки данных, SIM-карта – чтобы при проверке данных мы отправили на ваш телефон SMS со специальным кодом, который нужно будет сообщить сотруднику салона. Это делается для того, чтобы защитить ваш номер от мошеннических действий.
ДЯДЯ СЕНЯ НА СВЯЗИ
- Современные телефоны часто дают подсказку, кто звонил. «Спам», госучреждение, родственник, например, дядя Сеня и т.д. Через мессенджер неизвестный, который представился сотрудником Т2, был опознан в вайбере, как «оператор сотовой связи». Но если это неправда, как произошло опознание? Вообще, можно верить таким «опознаниям» в мессенджерах?
- В случае с мессенджерами верификация пользователей находится на стороне этих сервисов. Операторы связи предоставляют клиентам интернет-трафик для передачи данных в мессенджерах, но не могут отвечать за процессы внутри приложений. В данном случае вопрос следует адресовать в поддержку сервиса.
Операторы мобильной связи проводят большую работу, чтобы обезопасить своих клиентов от мошеннических звонков. К примеру, T2 разработала собственную антифрод-платформу. С 2019 года она успешно противодействует мошенничеству с использованием «подмены номера». В сутки она блокирует около 300 тысяч звонков.
Также мы подписали меморандум о сотрудничестве с Т-Банком. T2, Т-Банк и Т-Мобайл будут совместно разрабатывать и внедрять инновационные проекты на основе искусственного интеллекта и алгоритмов big data для безопасности финансовых и мобильных услуг.
КТО ЖЕ ТЫ, МОЙ СОБЕСЕДНИК?
- Какую информацию может спрашивать у клиента настоящий сотрудник Т2, а какую ни в коем случае спрашивать не будет?
- Настоящий сотрудник T2 может спросить у вас ФИО, паспортные данные, кодовое слово, которое вы указали в договоре при подключении к услугам оператора. Например, паспортные данные нужны для блокировки/разблокировки SIM-карты, а кодовое слово вас могут попросить назвать для смены тарифа или подключения/отключения услуг.
Но предоставлять такие данные по телефону стоит только в том случае, если вы на 100 процентов уверены, что говорите с представителем оператора. Рекомендуем обращаться в салоны связи, чтобы не рисковать. Также услугами можно управлять самостоятельно в мобильном приложении «Мой T2» и личном кабинете на официальном сайте оператора.
Сотрудники T2 никогда не запрашивают коды из SMS и не предлагают во время телефонного разговора ввести USSD-команду. Если вас просят об этом, – вы столкнулись с мошенниками. В таком случае нужно незамедлительно прервать звонок и перезвонить в справочную службу оператора по бесплатному номеру 611.
- На какие маркеры стоит реагировать в беседе с незнакомцем, чтобы не попасть в сети мошенников?
- Сейчас у мошенников четыре самые распространенные легенды обмана.
Первая – мошенник от лица сотрудника мобильного оператора говорит, что личный кабинет абонента был взломан, а для его восстановления нужно во время разговора ввести USSD-команду. Это последовательность символов, которая начинается со «звездочки» и заканчивается «решеткой». Если ввести такую USSD-команду, мошенник сможет переадресовать вызовы с номера человека на свой. В результате злоумышленник сможет полноценно управлять номером телефона абонента.
Вторая распространенная легенда – мошенник предлагает абоненту сменить тарифный план «на более выгодный» и просит назвать код из SMS для входа в личный кабинет. Если выполнить эту просьбу, злоумышленник получит доступ к личному кабинету абонента или к учетной записи на портале «Госуслуг».
Третья – абоненту заявляют, что ему необходимо актуализировать персональные данные прямо во время телефонного разговора. При этом злоумышленники заявляют, что если этого не сделать, то номер телефона будет заблокирован. Поддавшись на манипуляцию, можно лишиться доступа к личному кабинету абонента или к учетной записи на «Госуслугах». Сотрудники T2 никогда не просят актуализировать данные по телефону.
Четвертая схема – мошенник от лица службы безопасности мобильного оператора сообщает, что у SIM-карты абонента заканчивается срок действия. «Во избежание блокировки» абоненту предлагают назвать код из SMS или ввести команду со своего телефона. Последствия, если довериться злоумышленникам, аналогичные.
- Есть ли у Т2 какие-то специальные программы, которые бы ограничивали доступ подозрительных личностей?
- T2 разработала собственную антифрод-платформу. С 2019 года она успешно противодействует мошенничеству с использованием «подмены номера».
Антифрод-платформа T2 основана на online-проверке легитимности вызова – система запрашивает подтверждение инициации вызова у оператора-владельца вызывающего номера. К примеру, она способна отличать звонки из клиентской службы банка от звонков мошенников. Так платформа помогает не допускать незаконный вывод денег со счетов клиентов.
В 2022 году T2 подключилась к Единой платформе верификации вызовов ГРЧЦ (главного радиочастотного центра - прим.ред.). Согласно предоставленным техническим условиям владельца единой платформы, узел верификации T2 проводит обмен данными c центральным узлом системы.
- Как можно обезопасить ребёнка, бабушку от звонков мошенников?
- Самый эффективный способ – создать список разрешенных номеров в телефоне родственника. В таком случае вызовы со всех остальных номеров будут блокироваться.
Также мы рекомендуем информировать своих родственников о возможных способах мошенничества.
- Если у меня есть подозрение, что звонят мошенники, по какому номеру мне позвонить и проверить информацию?
- При малейшем подозрении на мошенничество прервите беседу и перезвоните в справочную службу оператора по бесплатному номеру 611.
ХОЧУ ПРОДАТЬ МИНУТЫ
- Мне позвонил неизвестный, сказал, что видел объявление на Т2 якобы от меня о продаже минут, и для заключения сделки ему нужно уточнить мои данные, чтобы перевести деньги за минуты. Я отказалась, показалось подозрительным. Я правильно поступила? Или это на самом деле был человек, который хотел купить излишек моих минут?
- Вы поступили правильно. В данном случае вы однозначно столкнулись с мошенниками.
«Маркет T2» - это площадка, где клиенты могут продавать и покупать остатки минут и гигабайтов. Операции происходят внутри площадки, для совершения сделок не требуется вводить свои персональные данные, достаточно войти в «Маркет» из своего личного кабинета на официальном сайте T2 или в приложении «Мой Т2».
Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать три простых правила безопасности во время телефонного разговора:
• не сообщать коды из SMS;
• не вводить команды со своего телефона;
• прервать подозрительный звонок.
- Мне постоянно названивают сотрудники оператора сотовой связи и предлагают заключить, по их мнению, более выгодный контракт. Сообщают, что я потратила на межгород столько-то денег. А я вообще не разговаривала по межгороду! И у меня в истории платежей нет таких расходов. Как так происходит? Почему обманывают сотрудники компании?
- Если вам сообщают информацию, которая, на ваш взгляд, не соответствует действительности, – это уже сигнал к тому, чтобы не доверять звонящему. Если при этом вас просят назвать пароль из SMS либо ввести USSD-команду – например, чтобы сменить тариф или проверить его наполнение, вы имеете дело с мошенниками. В таком случае следует немедленно прервать звонок.
- Несколько лет назад заключила договор, тариф меня устраивает, менять не хочу. Может ли сотовая компания заставить меня перейти на другой тариф? Закрыть мой тариф?
В соответствии с договором о предоставлении услуг связи, который подписывает клиент, оператор имеет право пересматривать наполнение и стоимость тарифов.
Телеком-компании не могут не учитывать изменения на рынке, в отрасли и экономике, поэтому иногда вынуждены повышать стоимость сервисов. Растут расходы на содержание сетей – цены на электроэнергию, оборудование и логистику, ставки аренды. Внешняя ситуация повлияла на цепочки поставок оборудования, которые выстраивались годами, и также привела к удорожанию закупок. Пересмотр цен – это нормальная рыночная практика, так как деятельность операторов не может существовать в отрыве от экономических и регуляторных факторов.
Гарантией от неправомерного повышения цен всегда будет жесткая конкуренция на отечественном телеком-рынке. Пересмотр абонентской платы не превышает индекса потребительских цен и проводится не чаще одного раза в календарный год для большинства тарифов.
Чтобы актуализировать наполнение продуктов в соответствии с ожиданиями пользователей, Т2 обновляет открытые тарифные планы примерно раз в год. К примеру, на большинстве тарифов мы ввели безлимитное использование популярных соцсетей и мессенджеров. Если клиенту не подходит ни один из предлагаемых тарифов, он всегда может воспользоваться сервисом-конструктором на официальном сайте компании, чтобы собрать индивидуальный тариф под себя и платить только за выбранные опции.
Беседовала Валентина КОРЗУНОВА, фото автора, иллюстрация сгенерирована ИИ