К 101-й годовщине со дня рождения художника и журналиста
М.Ф. Живило
(Продолжение. Начало в №№ 77,79)
Валерий Михайлович, заполнив анкету и приложив к ней копии удостоверений и свидетельств, ушёл домой. А Сергея Васильевича заинтересовала выставка-экспозиция предметов шахтёрского труда. Посмотрел внимательно, распросил и пообещал поискать кое-что у себя дома, попрощавшись, уехал. Через некоторое время, Сергей Васильевич вновь посетил музей, но на этот раз пришёл с подарком.
Привёз он в дар музею телерадиолу «Беларусь-110» 1964 года выпуска, скромно добавив: «Подарок отцу, Василию Марковичу, за хорошую работу в шахте. Берёг, как память… Пусть в музее стоит… Она и заиграть может, если пару ламп поменять…». Как тут не спросить про отца, которого наградили ценным подарком полвека назад. Разговорился и сам Сергей Васильевич - воспоминания нахлынули.
Семейная династия Бояшкиных-Яковлевых-Кинякиных-Новосёловых
Сергей Васильевич Яковлев - из потомственной семьи горняков. На шахтах работали и дед с бабушкой, и отец, мать, старший брат, тётя с дядей. А сегодня зять работает в угольной отрасли. Вот такая шахтёрская династия из четырех поколений. Нужны были документы: удостоверения, трудовые книжки, свидетельства, фотографии. Всё принес в следующий визит С.В. Яковлев– для музея сделали копии документов, фотографий, газетных вырезок, заполнили анкеты.
Рассказ о семье Бояшкиных-Яковлевых я записала со слов Сергея Васильевича, а о Бояшкиных-Кинякиных рассказала его сестра Вера Григорьевна, которая пришла в музей чуть позже, по моей просьбе.
Основатели династии - Ефросинья Васильевна и Алексей Иванович Бояшкины.
Они приехали в поселок Черногорские Копи из села Метихово Краснотуранского района с дочками Машей (1925 г.р.) и Ниной (1928 г.р.). Было это в далеком 1930 году. Родители работали на шахтах - №№ 3 и 5. Всё было хорошо в семье, но в начале 1941 года умер глава семьи - Алексей Иванович, а в июне началась война.
Уже 23 июня 500 мобилизованных из Черногорска были отправлены на фронт.
Мужчины уходили – на шахты пришли работать девушки, женщины.
Старшая из дочерей, Мария Бояшкина, едва окончив 7 классов, 26 июня 1941 года пятнадцатилетней девочкой пришла работать на шахту № 7 бирочницей. Через два года, в июле 1943 года, она была переведена машинистом подъёма, а с февраля 1946 работала на подземных работах.
В январе 1944 года Мария Бояшкина вышла замуж за Василия Яковлева, который тоже работал на шахте № 7.
Глава семьи - Василий Маркович Яковлев до приезда в Черногорск с 1938 по 1941 годы, работал в колхозе родной деревни Станковатка Одесской области, потом был Челябинск – трудармия.
Первая запись в его трудовой книжке сделана на шахте № 7 Черногорска 10 октября 1944 года, последняя - 21 декабря 1995 года, общий стаж работы (с учётом колхозного) – более 55 лет. На шахтах №№ 7, 12,13, 9 работал слесарем, машинистом, десятником, заведующим склада взрывчатых веществ. После окончания вечернего отделения горного техникума был назначен: горным мастером, начальником участка РМУ, электрослесарем.
Награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.», юбилейными медалями.
В семье Яковлевых Василия Марковича и Марии Алексеевны родились четверо сыновей: Юрий - в 1945, Александр - в 1951, Сергей - в 1954, Василий - в 1956 годах. С пятилетнего возраста воспитывалась и дочь Людмила (старшая, от первого брака Василия Марковича, которую он привёз сразу после войны из своей деревни). Вот такая большая семья жила в начале улицы Кирова, в небольшом доме из двух комнат, с садом и огородом.
Руководство высоко ценило труд женщин на шахтах - ведь им было гораздо труднее, чем мужчинам. На них лежала ответственность за дом, за воспитание детей, а у Марии Алексеевны их было пятеро. Хорошо, что мама, Ефросинья Васильевна Бояшкина, была рядом, помогала дочери растить детей, пока Мария Алексеевна продолжала работать на шахтах №№ 16 и 7: машинистом подъёма, помощником взрывника, мотористкой ВШТ, породовыборщицей, мотористкой ПВС, машинистом грузолюдского подъёма - в течение 35 лет до ухода на пенсию в 1976 году. В её трудовой книжке, в графе «поощрения», имеется несколько записей в связи с: «…вручением грамот, вынесением благодарностей, вручением ценных подарков и денежных премий - за добросовестный, безупречный труд и активное участие в выполнении производственных программ». Есть и заслуженная награда - медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.»
Высоких званий Василий Маркович Яковлев не имел, но у руководства был на хорошем счету, не раз награждался ценными подарками. Вместе с женой Марией Алексеевной несколько раз ездил отдыхать на юг по профсоюзным путёвкам.
Очень дорогим, ценным приобретением для семьи Яковлевых стала покупка в 1953 году легковой машины «Победа». Купил её глава семьи на свои, заработанные деньги, но по ходатайству руководства шахты за хорошую работу - просто так в магазине машины в те годы не продавались – ими награждали. На ней большая семья выезжала на отдых, на природу…
Забегая вперёд, скажу, что эту машину светлого цвета много лет спустя можно было видеть в городе. По наследству, из рук в руки, перешла она к сыну Сергею Васильевичу, который не только бережно ею пользовался, но и содержал в рабочем состоянии. Семейный раритет более шестидесяти лет находился в надёжных руках!
В начале 60-х большая семья Яковлевых переехала в просторный дом по улице Октябрьская, который построили собственными силами. Супруги Яковлевы воспитали пятерых достойных, трудолюбивых детей: парни выбрали рабочие специальности, из которых двое - Александр и Сергей - продолжили шахтёрскую династию в третьем поколении.
В конце 60-х на шахту пошёл работать Александр Васильевич Яковлев. Повезло парню, вскоре стал он членом комплексной механизированной бригады известного в Черногорске бригадира Георгия Ивановича Поспелова, который сам начинал работать горнорабочим, потом стал бригадиром бригады горнорабочих очистного забоя на шахте № 9.
В одной из газетных заметок за 1978 год я прочитала об Александре Васильевиче:
«..Быть членом бригады, которая занесена на Доску почёта Министерства угольной промышленности СССР, и почётно и ответственно. Поэтому молодой потомственный шахтёр умело управляет сложной системой машин ОКП, производя одновременно ряд операций по очистке забоя, крепежу и другим работам, выполняя при этом нормы выработки на 128%».
Из газетной публикации: «В начале 1983 года в городе развернулось соревнование под девизом «к 75-летию образования черногорского рудника – каждый месяц ударный», в котором участвует 96% работающих шахтёров! Отлично трудится на шахте «Енисейская» комплексно-механизированная бригада участка № 4 Поспелова Георгия Ивановича, за шесть месяцев на-гора выдала сверхплановой продукции 27 тыс. 961 тонну».
За высокие показатели в труде, в социалистическом соревновании многим членам бригады были присвоены высокие звания. А Александр Васильевич, который был не только звеньевым, но и правой рукой бригадира, заслуженно носил звание «Почётный шахтёр», был награждён орденом трудовой славы III степени, знаками «Шахтёрская слава» III и II степени, его фотография постоянно висела на Доске почёта шахты.
Александр Васильевич Яковлев, проработав в забое около 30 лет, скоропостижно скончался в пятьдесят, в 2002 году: нелегко даётся уголёк – отнимает не только здоровье, но и жизнь…
В 1970 году вслед за братом на шахту № 9 пришёл работать Сергей Васильевич Яковлев. Через два года, в ноябре 1972 года, призвали паренька в армию. После службы, в январе 1975 года, Сергей вернулся в свой коллектив. Трудился на совесть, учился у старших товарищей, повышал квалификацию и к концу года уже работал по 5 разряду.
Так и трудились дружно в одном коллективе трое Яковлевых – попробуй отстать!
Из производственной характеристики от июля 1985 года на Яковлева Сергея Васильевича: «За период работы на шахте проявил себя трудолюбивым, исполнительным работником. За добросовестный труд награждён знаком «Победитель социалистического соревнования», почётной грамотой неоднократно награждался премиями, отмечен благодарностями.
Овладел тремя шахтёрскими профессиями: горнорабочий очистного забоя, машинист горновыемочных машин, горнорабочий подземный, занимается в школе ком.труда. В бригаде участка возглавляет звено по добыче угля. Является общественным инспектором по охране труда на участке, членом добровольной народной дружины…»
В 1989 году к почётным грамотам прибавилось звание «Почётный шахтёр»; в 1991 награда – знак «Шахтёрская слава» III степении, а в 1995 - знак «Шахтёрская слава» II степении; в 1997 году Яковлев Сергей Васильевич получил от компании Росуголь Памятный знак «50 лет Дню шахтёра». В 2002 году ему вручена медаль «Ветеран труда» (Материал этот был написан в 2015 году, а позднее от двоюродной сестры Сергея Васильевича, Веры Домовских, я узнала, что Яковлев С.В. скоропостижно скончался в феврале 2018 года…)
Наград и почётных званий у шахтёра было бы больше, если бы не перестройка, а вместе с ней и закрытие родной шахты «Енисейская» в 2006 году, на которой отработано 33 года.
Жена Сергея Васильевича, Любовь Григорьевна Яковлева, не отставала от мужа – много лет добросовестно проработала на предприятиях общественного питания разреза «Черногорский», комбината «Искож». Она награждена знаками «Победитель социалистического соревнования», медалью «Ветеран труда», грамотами. Вместе они дружно прожили более тридцати лет. Вырастили, воспитали, выучили двух дочерей - Марину и Ольгу. Старшая Марина с мужем - предприниматели.
Младшая Ольга работает бухгалтером. Семь лет назад встретила она молодого, энергичного Максима Новосёлова, который работает в должности заместителя директора по экономической работе на Бейском угольном разрезе. За него и замуж вышла, порадовала родителей внуками. Есть надежда, что уже они продолжат семейную династию горняков.
Вторая дочь Ефросиньи Васильевны и Алексея Ивановича Бояшкиных – Нина Алексеевна Бояшкина пришла работать на шахту № 7 в 1946 году отвальщицей, освоив новую специальность, позднее была переведена запальщицей.
В декабре 1949 года она вышла замуж за работящего паренька Григория Кинякина, можно сказать, что «вытянула свой счастливый билетик».
Вспоминает дочь, Вера Григорьевна: «Мама и папа познакомились в парке, на танцах.
А когда разговорились, то оказалось, что они родом из одной деревни, нашлись и общие знакомые…»
Семья Кинякиных тоже жила в селе Метихово, где и родился в 1929 году Григорий - старший из детей.
Кроме него, перед самой войной, когда умер их отец, на руках у матери, Пелагеи Михайловны, осталось еще четверо – от года до десяти. Жили в небольшом домике: кухня да горница, которую зимой закрывали, чтобы теплее было.
Спали ребятишки на русской печи. Учиться долго Григорию не пришлось, окончив четыре класса, стал помогать матери – надо было поднимать младших. Успел поработать в колхозе трактористом и счетоводом – смышлёным был пареньком.
В 1949 году Гриша Кинякин приехал в Черногорск, где поступил в школу ФЗО. После её окончания был принят на шахту № 3 машинистом электровоза. В 1951 году окончил курсы взрывников, но что-то не понравилось парню в этой специальности, и он стал работать навалоотбойщиком. Работа не сложная – грузить уголь на конвейер, но тяжёлая.
Не спеша осваивал Григорий другие смежные специальности: крепил выработки деревянной крепью, помогал бригадиру. В 1954 году перешёл работать на шахту № 15 навалокрепильщиком.
В 1950 году в молодой семье Кинякиных родилась дочь Вера, а в 1952 – сын Николай.
В трудные послевоенные годы только два месяца в отпуске по уходу за детьми могли находиться женщины - и нужно было выходить на работу. Помогала обеим дочерям поднимать внучат мама, Ефросинья Васильевна, которая жила то в семье Яковлевых, то у Кинякиных. Последние годы, а умерла Ефросинья Васильевна в 63 года, жила у младшей дочери Нины.
В 1954 году Нина Алексеевна была переведена на шахту №3 помощником взрывника, а с 1966 по 1968 годы работала машинистом 2-го разряда по обслуживанию конвейеров подземных машин, проработав в угольной отрасли более 20 лет. Ударно трудился все годы на шахтах №№ 15, 7 муж, Григорий Михайлович, освоив дополнительно профессии горнорабочего очистного забоя, подземного машиниста.
Окончив в 1964 году заочное отделение горного техникума, был переведён на должность горного мастера. Из послужного списка Григория Михайловича: «За добросовестный труд и высокие производственные показатели многократно награждался почётными грамотами. За высокие показатели, достигнутые в социалистическом соревновании, был занесен в Книги почёта области, края. Григорию Михайловичу присвоены звания: «Почётный шахтёр», «Заслуженный шахтер РСФСР», «Победитель социалистического соревнования». В 1966 году был награждён Орденом Ленина, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.»; он - полный кавалер знака «Шахтёрская слава», ему вручены несколько юбилейных медалей».
В конце 50-х женщин рабочих специальностей на угольных предприятиях страны вывели на поверхность, дали возможность перейти на работу в лёгкую промышленность.
Вместе со многими жительницами Черногорска Нина Алексеевна пришла работать на камвольно-суконный комбинат, хотя трудно назвать «лёгкой» трехсменную работу в цехах комбината.
Из воспоминаний Веры Григорьевны: «…С 1968 по 1976 годы трудилась мама в ткацком, прядильном цехах Черногорского камвольно-суконного комбината: ставильщицей, разборщицей патронов, оператором системных машин. В 1976 году ушла на заслуженный отдых, в зачёт был принят выработанный подземный стаж. За добросовестное отношение к работе была награждена почётными грамотами и благодарностями, ей присвоено звание «Победитель социалистического соревнования».
Дружно, в достатке жила семья Кинякиных: построили свой дом, купили машину, растили, учили детей, дождались и внуков.
Продолжает свой рассказ дочь: «Очень любил нашу маму Нину Алексеевну отец, Григорий Михайлович, старался беречь её. Они любили отдыхать вместе, часто ездили на юг. Но наследственная болезнь, от которой умер в 41 год дедушка, в 50 - старшая сестра Мария Алексеевна - не пощадила и маму, которой не стало в 1980 году. А в 2002 году в возрасте 57 лет ушёл и брат Николай…»
В семье Веры Григорьевны, которая прожила 47 лет в счастливом браке с мужем Иваном Прохоровичем Домовских, выросли двое сыновей.
Шахтёрами они не стали, но живут хорошо: старший Николай – водитель БелАЗа, младший Вадим – предприниматель. Есть внуки. Жизнь продолжается. И кто знает, где и кем будут работать дети их детей…
Вот такую замечательную историю узнала я о шахтёрской династии: Баяшкиных-Яковлевых-Новосёловых и Баяшкиных-Кинякиных. Дочери, Вере Григорьевне, из дядиного архива подарила фотографию отца, «молодого, одетого в тёмную вельветовую куртку, с замочками на нагрудных карманах без наград, с которой началась история семьи», но самую дорогую для родных…
***
В 1965 году семья журналиста Марка Живило переехала в Красноярск, но он продолжал приезжать в Черногорск, писал новые истории из жизни черногорцев.
В газетах печатались его материалы о рабочих буднях и отдыхе работниц Черногорского камвольно-суконного комбината: «Черногорские нити» - в 1967 году, в 1969 году - «Черногорские текстильщицы»; рисунки промышленной зоны заводов железобетонных конструкций, железобетонных изделий. Его материал с рисунками о Черногорском угольном разрезе «Черногорский уголь» вошёл в большой юбилейный сборник «Енисейский меридиан» в 1972 году.
Время неумолимо идёт вперед, рождает новых героев, оставляя позади рекорды, имена победителей. Его графические работы, как «машина времени», переносят нас в то далёкое время, где героически трудились деды, матери и отцы. Одни - отвоевывали у Саян несметные природные богатства, возводили платины на Енисее. Другие - прокладывали в непроходимых лесах и болотах мосты и дороги, а третьи - строили в бескрайних хакасских степях оросительные системы, возводили новые города и посёлки, добывали уголь.
Как же важно в ритме сегодняшних дней не забыть тех, кто стоял у истоков, дал толчок поступательному развитию предприятия, отрасли, города, края.
Историю пишут люди,
а о людях пишут
журналисты
Фамилии наших земляков мы вспомнили благодаря авторским работам Марка Феодосьевича Живило, художника-журналиста во втором поколении. Отец, Феодосий Филиппович Живило, – в августе 1917 года ещё при Керенском в «Известиях» печатался (сохранились его газетные опусы), а мама, Елизавета Ивановна, у Блюхера служила начальником канцелярии газеты «Тревога». Выдававшийся печатникам и журналистам в 30-е годы номерной значок отца, Феодосия Филипповича, Марк Феодосьевич до конца жизни носил на лацкане пиджака, рядом со значком «Союза журналистов СССР» и военными наградами.
Через шестьдесят лет рисунки, акварели, иллюстрации к газетным статьям художника-журналиста Марка Феодосьевича Живило заняли свое достойное место на страницах городских, республиканских и краевых печатных изданий, на проходивших персональных выставках в Абакане, Черногорске, Красноярске.
Замечательную и очень точную оценку работам художника Марка Живило дал один из юных посетителей выставки в 2010 году, в ДХШ им. Каратанова – Миша Курбацкий, рассматривая портреты рабочих 60-х годов: «У него портреты очень хорошие. Люди на них более трудолюбивые что ли. У них по взгляду видно, что они готовы трудиться…»
Ирина ГОРСКАЯ,
фото из архива автора
и городского музея