Ты береги своим караулом копейки, людей, дома и покой

Дата публикации: 06.11.2024 - 11:35
Просмотров - 438

Почти сто лет назад Владимир Маяковский написал стих «Стоящим на посту». Напомню несколько строк из него:
Жандармы вселенной, 
                      вылоснив лица,
стоят над рабочим: 
                                 - Эй, 
                                        не бастуй! -
А здесь 
             трудящихся щит -
                                          милиция 
стоит 
          на своем 
                     бессменном посту.

Именно эти строчки вспомнились мне, когда мы беседовали с начальни­ком ОМВД по Черногорску 
Андреем Гительманом в преддверии профессионального праздника – Дня полиции. Конечно, сейчас милиции уже нет, но, по сути, нынешняя полиция – полная наследница той структуры, о которой писал поэт. И главные функции остались те же – защищать людей, имущество, спокойную жизнь. 
Какой он – современный полицейский? Чем живёт, какие ориентиры имеет, что ценит в жизни – мы поговорили с Андреем Гительманом.
ДОРОГА ДЛИНОЙ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
- Вы поступили на службу в полицию, тогда ещё милицию, в не самые лучшие времена. С одной стороны, хронические задержки зарплаты, да и размер её был, мягко скажем, низкий. С другой стороны, – многочисленные скандалы в МВД, связанные с коррупцией, превышением должностных полномочий и т.д., как итог – довольно резкое негативное отношение в обществе к сотрудникам правоохранительных органов. При этом у вас была профессия педагога. Почему решили так резко изменить свою жизнь и связали её с не самой популярной на тот момент службой?
- Да, в милицию я поступил в 2000-м году. На самом деле изначально я совершенно не планировал поступать на службу в милицию. Так получилось, что после окончания института пришёл в военкомат на комиссию. А на тот момент я уже работал учителем в школе. Членом комиссии была в том числе старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних, и она предложила мне попробовать поработать в её подразделении. Так как это работа с детьми, с подростками, собственно, по моему профилю педагога, то я согласился, и так остался в кадрах. 
- С той поры прошло уже без малого четверть века. Времена были не самые лёгкие. Вашу службу то переименовывали, то оптимизировали, словом, постоянно происходили какие-то пертурбации. Оглядываясь назад, вы можете сказать, как в реальности изменилась структура? И вообще – изменилась ли она? Кадровый состав, приоритеты в работе, отношение со стороны общества?
 - Министерство внутренних дел России серьёзно взялось за реорганизацию структуры. Были применены довольно серьёзные меры по изменению кадрово-воспитательной работы среди состава службы. И результаты невозможно не заметить. 
Если сегодня смотреть на поведение сотрудников милиции в сериале «Улицы разбитых фонарей», пусть там и допущены несоответствия с реальной службой, но частично кинематографисты всё же отражали облик милиционеров того времени, то сейчас многое изменилось. 
Серьёзное переформатирование в отношении требований к сотрудникам правоохранительных органов произошло в 2006-2007-м. Тогда стали увольнять за пьянство, прогулы. И удалось избавиться от явных бездельников. Сотрудники стали более строго относиться к себе.
После того, как произошла реформа, и милиция стала полицией, был введён кодекс полицейского, в том числе в плане создания нового облика. Начались дистанционные комиссии, которые проверяли сотрудников. Да и при наборе ужесточились требования, уже не брали на службу всех подряд. Кандидат проходил проверку у психолога, на полиграфе. Это привело к тому, что случайные люди уже крайне редко попадали в органы. 
Плюс происходит смена поколений. Молодёжь, которая сейчас приходит на службу, – более целеустремлённая. Парни знают, чего хотят добиться, ярче выражено стремление к созиданию. 
В комплексе – наставничество, перевоспитание кадров, ужесточение требований к действиям и облику сотрудников милиции привели, я считаю, к положительным изменениям. 
В итоге изменилось и отношение граждан к полиции. Уже нет прежнего антагонизма, опасения по отношению к сотрудникам. Нам больше стали доверять, идти на сотрудничество. 
- В самом деле, мы, как граждане, видим изменения. Не припомню, чтобы нынешние полицейские хамили, были грубы. И это, конечно, плюс. С другой стороны, я уже много лет общаюсь с вашей службой, есть друзья среди полицейских, и не могу не видеть, как после оптимизации сократилось число людей, работающих в полиции. А ведь проблем в обществе стало больше. Это и дистанционные мошенничества, и многократное увеличение числа автотранспорта, по сравнению с началом века. В итоге на оставшихся в органах ложится такая нагрузка, что порой просто не понимаю, как люди справляются. Работа по вечерам, в выходные и т.д. Логично возникает вопрос – а как снимать напряжение? Вот вы, как это делаете?
- Да, работа непростая, переработок хватает. Что касается – чем снимаю стресс, то для этого есть семья, которая меня поддерживает. Увлечения. Спорт. Не секрет, что полиция сейчас стала более спортивной, многие занимаются в секциях, участвуют в соревнованиях. Эта смена деятельности помогает снять накопившуюся усталость. 
Я люблю ездить в лес, просто побродить. Или отправиться на рыбалку. Люблю отдохнуть с книгой. Правда, во время службы времени мало остаётся, но в отпуске читаю много. 
ГОРЫ ЗОВУТ

Надо сказать, что с Андреем Гительманом я знакома уже много лет. Правда, никогда не знала, что он служит в полиции, для меня это был просто товарищ по увлечению туризмом. Вместе в походы мы не ходили, но иногда пересекались на каких-то общих сборах, туриадах. На Малой Сые – мекке сибирских спелеологов, мы тоже ни разу не встречались, в разное время ходили в пещеры, но слышали друг о друге. И, конечно, я не могла не спросить во время нашей беседы – осталось ли увлечение туризмом  сейчас?
- Я всегда стараюсь путешествовать с семьёй. С женой, дочерью. Зимой катаемся на сноубордах, летом ходим в горы, в пещеры, бывает, но уже редко. Хотя осенью с женой открыли спелеосезон. Ездили на Малую Сыю, сходили до «Креста», побывали в «Археологической». 
В пешие походы отправлялись – по Тропе предков, по старой дороге до Коммунара и т.д. 
- А с чего началось ваше увлечение горами, пещерами? Помните первые шаги?
- Я учился во второй школе Усть-Абакана, лет мне 14 было. Тогда как раз пионерию отменили вместе с комсомолом, и у нас организовали кружок скаутов, его вела моя мама, Галина Михайловна. В детском доме творчества работал туристический кружок, куда я записался. Руководитель у нас был из старых туристов, человек опытный и умевший нас заставить понять, что в горах нужно себя вести грамотно. 
СТАРАЯ ШКОЛА
- Старые туристы – это была особая категория людей. У меня родители из того поколения туристов-альпинистов, прошли почти весь Кавказ и помню, как строго они подходили к воспитанию юной туристки. Как обращаться с костром, чтобы не было пожара, как собирать дрова и т.д., главное, чтобы ущерб природе не был нанесён, напротив, настраивали только помогать ей. В том числе важным было отношение к товарищам по походу, когда ты понимаешь свою ответственность не только за себя, но и за них.
- В то время ещё был сильно развит самодеятельный туризм с его кодексом, требованиями. Мы не могли представить, что можно намусорить на природе, не убрать за собой банки. Что можно рубить живые деревья и т.д. Старые туристы за такое могли, фигурально выражаясь, голову свернуть. Ладно, голову, конечно, не сворачивали, но сделать так, чтобы тебя больше никто не хотел брать с собой в поход, - это было. 
Мне повезло, что я начинал ходить с опытными туристами старой закалки. Позже на Малой Сые в пещеры ходил с Леонидом Чигряем. Многие туристы в Хакасии, да и Сибири, – его хорошо знают. 
Позже уже сам стал водить группы. Много водил ребятишек в пещеры вместе с Сергеем Касаткиным. Проводили туриады – и детские, и взрослые.
Сейчас время от времени встречаюсь с друзьями юности. Вместе уже в походы не ходим, но посидеть попеть песни, вспомнить молодость – это бывает. 
Жаль, что такого массового, самодеятельного туризма, как прежде, сейчас уже нет. 
- Это да, очень жалко, что ушла такая эпоха. Ведь она давала отличную закалку не только физическую, но и моральную. 
- Да, это была подготовка подростков к взрослой жизни. С ответственностью за поступки. Я когда уже сам вёл кружок, сколько детей у меня научились варить суп, дрова рубить и т.д.! Вроде бы простые вещи, но ведь сегодня многие подростки понятия не имеют, как это делать.  

КОГДА СЕМЬЯ РЯДОМ
 - Вы не раз, рассказывая об отдыхе, увлечениях, говорите о жене, что она тоже вместе с вами и в пещерах, и в походах, и на зимних склонах. Она тоже из туркружка?
- Ей тоже с юности все это интересно. Хотя мы знакомы с детства, вместе учились в школе, она моя одноклассница. 
- Нечасто бывает, что у полицейского такая крепкая семья. Увы, но нередко жёны не выдерживают сурового графика мужа, которого могут дёрнуть на работу в любой момент. В том числе из-за праздничного стола, когда приехали родственники и т.д. Как вам удалось сохранить такие отношения?
- Повезло, что встретил Светлану. Был плюс в том, что она тоже много лет проработала в нашей системе. Почти двадцать лет отдала миграционной службе. Дочери уже 21 год, Анна тоже любит путешествовать, много где была. Так что в этом отношении пошла в нас. И на сноуборде катается, мы её в шесть лет на доску поставили. 
- Какие склоны самые любимые? На Ергаках часто бываете?
- Вот там как раз давно перестали кататься. Мы в основном ездим на Гладенькую, стараемся хотя бы пару раз в месяц туда выехать. Раньше часто ездили на Самохвал, на горнолыжную базу под Минусинском «Хутор экстрим». Были на Шерегеше – там, конечно, всё очень здорово, но добираться далеко. А вообще, я давно говорю – тот, кто научился кататься на Гладенькой, тому никакие склоны не страшны. 
- А почему вдруг появилось такое увлечение – сноуборд?
- Раньше мы катались на горных лыжах, но лет пятнадцать назад решили попробовать встать на сноуборд. Первый сезон был сложный, поотшибали себе всё, что только можно. Но пересилили себя, постепенно встали на доски и научились. Катались в любую свободную минуту. По вечерам ездили на Самохвал или на «Хутор Экстрим», падали, вставали и снова на трассу. Так с той поры мы и стали сноубордистами.
Кстати, в МВД довольно много любителей горных лыж и сноубордов. Видимо, сказываются особенности работы, характер подбора людей, которые идут к нам на службу. 
- Вы сказали, что любите читать книги. А какие жанры предпочитаете, любимые авторы?
- Книги читаю запоем. Правда, как уже говорил, не всегда есть время на это. Люблю традиционные бумажные издания, но не всегда есть возможность брать такие, поэтому закачиваю из электронных библиотек на «читалку». 
Люблю читать фантастику, исторические повести и романы. Нравится Конан Дойл, Вальтер Скотт. Из фантастики в последнее время привлёк Нил Гейман, из старых авторов – Рэй Брэдбери, Андре Нортон, иногда Стивен Кинг, нервы пощекотать. Детективы не люблю, мне их и на работе хватает. 
Очень нравится русская классика – Чехов, Гоголь. Ими просто зачитывался. 
УМЕТЬ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ
- Жизнь у вас насыщенная, и была, и сейчас есть – активная работа, путешествия, мир книг. Вы для себя определились, что главное в жизни?
- Одним словом сложно ответить. Мне недавно друг задавал похожий вопрос: «Что ты ещё хочешь от жизни?» Задумался и сделал вывод: я счастливый человек. У меня есть семья, есть дом, увлечения и привычки. А что надо человеку для счастья? Надо ценить то, что есть. Но при этом стремиться к лучшему. 
- Да, хорошее качество, уметь ценить момент, дорожить тем, что есть. Не так часто люди это понимают.
- А это результат специфики работы. Мы же в своей профессиональной сфере часто сталкиваемся с чернухой, «бытовухой», с горем. И глядя на это, начинаешь ценить то, что другие не ценят. И в этом плане переосмысливаешь свою жизнь. 
- Получается, что придя в полицию довольно случайным образом, вы не разочаровались в выборе. Через три дня – ваш профессиональный праздник. Вы его отмечаете, если да – то где? Есть какие-то традиции?
- Так сложилось, что по большей части мы День полиции отмечаем дома с женой. Это наш общий праздник, мы много лет отдали службе. И когда говорят, что сотрудники полиции на службе круглые сутки, это не совсем преувеличение. Конечно, есть выходные дни, отпуск, рабочее время и время отдыха. Но дело в том, что на службу могут вызвать в любой момент. Я телефон никогда не отключаю. 
Не раз было, что уехали отдыхать, а тут звонок, срочно надо на работу. Бросаешь всё и едешь. Как-то поехали на озеро, я тогда дайвингом увлёкся – без акваланга, просто с трубкой. Только прибыли на место, начали разгружаться, и тут вызов – срочно развернулся и обратно, на службу. У меня есть специальный телефон, чтобы всегда быть на связи. Если же нет зоны покрытия сотовой  связи, а я в тайге, то специально выбираюсь туда, где связь есть, проверяю сообщения, звоню в дежурную часть, чтобы узнать, как обстановка. Ты просто живёшь этим. 
- Что вы пожелаете своим сотрудникам в День полиции?
- Сейчас самое главное пожелать терпения. Положение у нас непростое. Работы много, тем более, что у нас некомплект людей, так что без терпения никак. И, конечно, хочу пожелать преданности делу. Ветеранам службы - здоровья, бодрости духа. Молодёжи – стремиться узнавать новое, профессионально расти и бережно хранить лучшие традиции нашего ведомства. И, конечно, желаю всем семейного благополучия, мирного неба и счастья.
Беседовала 
Валентина КОРЗУНОВА, фото из архива «ЧР» и Андрея Гительмана

Новости по теме: