В жизни многое не случайно. Вот и у Геннадия Николаевича Шаповаленко с датами неслучайность вышла. Родился 65 лет назад, в год основания разреза «Черногорский», - 1959-й. Разница в числах – всего на семь дней. Такие дела!
- Как ваш директорский день начинается? - обращаюсь к «непарадному» Шаповаленко. Он в рабочей спецовке – только что вернулся из карьера.
- С шести утра – на колёсах, объезжаю участки – Черногорский и Абаканский. Жизненное правило номер один – не полагаться на слова и отчёты, а самому лично видеть, что и где происходит, чтобы владеть общей ситуацией.
- Помнится, рассказывали о живности, которой на разрезе всё больше.
- Дело к зиме, утром всё темнее, от света фар разбегаются в разные стороны куропатки, улепётывают зайцы. Вижу их каждый день, в последнее время замечаю, что заячий мех уже поседел – к снегу. На разрезе и лисы есть, а как же? Иной раз облают – мол, кто тут со своим уставом – на нашу территорию?
Много лет ведём работу по озеленению отработанных участков, и теперь уже в кустарниках, в березняке, на пересечённой местности – раздолье для зелени, птиц и животных. В том и смысл восстановления земель после того, как поработает угледобывающая техника – не пустыню после себя оставлять, а живое.
- В далёком 1976-м кружил-танцевал ваш школьный выпускной. Почему для поступления выбор пал на красноярский цветмет, на такой сложный вуз?
- Если честно, и тогда молодым сложно было делать выбор профессии, и сейчас это так – жизненного опыта ноль, максимализм зашкаливает, поди, попробуй поступи правильно! Что до меня, такой же был ветер в голове, как и у всех. Но! Без сомнений, влияние оказали родные. Почти все они работали на предприятиях, связанных с угледобычей. Отец, Николай Фёдорович, к примеру, – на Черногорской автобазе (АТК-18), которая входила в объединение «Красноярскуголь». Сильным получилось предприятие, не каждому удавалось устроиться, хотя многие мечтали. В составе автобазы были бензиновые, дизельные автомобили обычных, средних габаритов, а ещё КрАЗы и БелАЗы, трактора.
Мы говорили, как моё утро начинается, а вот как отец о своих утренних рабочих часах в молодости рассказывал. Машины тогда стояли на улице. Чтобы зимой их прогреть, завести к восьми, нужно было прийти на работу часам к четырём-пяти – моторы прогревать. Делали это или с помощью пара из котельной, или тёплой воды. Заливали в радиатор, использовали литров по десять – пятнадцать (воду надо было согреть, принести), чтобы оживить моторы, чтобы можно было их завести. Скажи тогда ребятам, что можно дистанционно автомобиль заводить! Наверное, отмахнулись бы от таких небылиц, отправили бы куда подальше…
Брат, Николай Антонович, был бригадиром комсомольско-молодёжной бригады шахты «Хакасская». Как говорится, на слуху, в почёте. Было с кого пример брать – с угольщика, который вот как ударно работает.
Династия крепкая, основательная, авторитетная. Я хоть и пацаном зелёным тогда был, но понимал главное – как отец, дед, дяди относятся к делам. А они, как один, были дисциплинированными, ответственными, о работе отзывались с уважением, пользовались заслуженным авторитетом и доверием коллег, руководства. Это было для них главным. Если что-то случалось, хоть будни, хоть выходной – бросали всё и отправлялись на работу. В такой вот рос атмосфере. А дети ведь всё впитывают, как губки. И прежде всего - то, что происходит в семье. Так что у меня с детства формировалась установка: если работать, то с полной отдачей, серьёзно. Кстати, когда учился, не халтурил, было понимание, что знаниями надо пропитаться, что они пригодятся, без них – никак. Опять же, и родные наставляли: мол, не вздумай там, в городе большом, баклуши бить, учиться – так учиться, чтоб реально овладеть горняцким делом.
Мама, Валентина Михайловна, которая была очень добрым, светлым человеком и стремилась вложить в нас, детей, самое лучшее, не раз говорила, что хотела бы, чтоб я «в белой рубашке ходил» – такой представляла для меня работу. А дед, Пётр Иванович, который работал с управлящим трестом «Хакасуголь» Георгием Сергеевичем Семикобылой, как-то заявил: «Нет, ты, наверное, будешь директором». Я эти слова, конечно, не воспринял всерьёз, а когда это случилось, дед досадовал: «Эх, внучок, здоровье не позволяет хотя бы один день тебя, директора, повозить по делам!»
- В студенческие годы вы изучали открытые горные разработки, и вскоре жизненные пути-дороги привели на разрез.
- Сначала семь лет отработал на Севере: от горного мастера до начальника участка. Это был карьер №3, поселок Туманный Магаданской области. В современном понимании – моногород, население и социальная сфера которого тесно связаны с деятельностью основного предприятия. Соответственно, руководитель карьера вовлечен в различные стороны жизни поселка, в постоянном контакте с его жителями. К тебе идут и в бедах, и в радостях, рассчитывают на помощь, понимание. Полезной была эта школа не только для производственного опыта, но и для работы с людьми. В 1989 году вернулся в Хакасию и устроился на разрез «Черногорский», приняли горным мастером на участок железнодорожной вскрыши. К 1997-му году стал директором. Всё помнится, до мелких деталей. Сложные были времена, особенно в ранний период директорства. Перестройка, безденежье, взаимозачёты, когда уголь стал обменной монетой, товаром, который на что только не меняли!
Лишь в 1998-99-м годах дела на разрезе пошли на лад.
- На производстве были наставники?
- Многое в становлении как директора сделал Евгений Львович Резников, генеральный директор «Хакасугля». А в целом - до многого приходилось своим умом доходить. Самым большим предприятием в Хакасии управлять было непросто.
- Но ведь всё сложилось, получилось.
- В 2005-м поступил в ХГУ, чтобы получить второе высшее образование, овладеть финансово-экономическими премудростями, это был трудный, но необходимый шаг. К специальному образованию добавил экономическое.
- Если говорить о качествах, характере, что помогало и помогает?
- Если вижу цель, иду к ней, чего бы это не стоило (правило номер два). Близкие люди определяют это как упёртость, настырность в хорошем смысле слов. Есть пословица: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Для меня это актуально, практически – девиз.
- В 97-м вы были, пожалуй, самым молодым директором крупного промышленного предприятия в республике?
- Да, так. Остальные – уважаемые аксакалы своего дела, умудрённые опытом. Учился, наблюдал коллег в работе и вскоре уже не отставал. Было определённое чутьё, что ли? Иной раз мне говорили: «Это надо делать так». Я возражал: «Нет, будем действовать по-другому». Проходило время – оказывался прав.
Однажды пошёл на действия, которые не поддавались логике, но что-то меня вело именно к такому решению. Прошёл месяц, второй – оказалось, всё было сделано правильно. Многие удивлялись, откуда я всё это знал. А это изнутри, так бывает, если реально знаешь дело и переживаешь, когда действительно чувствуешь всё, что происходит.
- У вас большой коллектив, как справляетесь? Каждый человек – планета, мир в себе…
- С людьми надо общаться, говорить. Причём говорить не то, что они хотят услышать, а правду, какой бы горькой она не была.
- И это – правило номер три?
- Можно и так сказать. Старший брат моего отца, Иван Федорович Шаповаленко, в своё время учил: «Племянник, будь честным и никогда не говори того, что не знаешь. А пообещал – обязательно делай».
- И снова возвращаемся к семье. Вот какая огромная, неоценимая её роль.
- Доходило до смешного: пригласили его в гости на Новый год, открываю дверь – они с супругой стоят в тамбуре.
- Дядя Ваня, что стоишь?
- Пригласил к одиннадцати, а ещё без пяти!
Такие уроки даром не проходят, они и так генетически впитаны, да ещё те, кто рядом, постоянно делали акценты на главное.
- Работа с шести утра «до скольки надо» забирает львиную часть времени. А жить когда?..
- Если бы работа была не по душе, это невозможно. Но моё дело мне нравится. Очень.
- На ваших глазах разворачивалась история. Разрез шёл к сегодняшнему дню семимильными шагами?
- Да, это так. Добыча постоянно росла, работали над увеличением производительности труда, улучшением условий, материально-технической базы, внедрением новой техники, современных технологий.
- И вот снова непростой период: проблемы с логистикой, железнодорожными тарифами, запчастями. Как справляетесь с новыми вызовами времени?
- Справляемся, потому что работаем в большой сильной компании «СУЭК-Хакасия», в полной мере ощущаем поддержку несмотря на непростые обстоятельства.
- Что в последнее время пришлось перестроить, перелопатить, переделать?
- Держим руку на пульсе происходящего, успешно работаем с надёжными партнёрами - белорусскими машиностроителями, опираемся на наши ремонтные заводы, которые прекрасно оснащены, ремонтируют в том числе импортное оборудование.
15 лет назад был момент, когда пришлось уйти от использования затратной железнодорожной вскрыши. Понял, что этот способ тормозит развитие предприятия. Подготовил инвестиционный проект, который был одобрен, и сегодня работаем посредством автомобильной вскрыши, поскольку это выгоднее.
- Многое делаете впервые, например, неожиданностью был набор женщин-водителей для работы на БалАЗах.
- Да, возникла такая идея несколько лет назад. Техника в последнее время поменялась. Она хоть и выглядит грозно, однако стала комфортабельной, удобной. Женщины справляются, мы вновь и вновь набираем такие бригады. Единственное, что изменили – если поначалу это были сугубо женские бригады, то сейчас каждая женщина трудится в экипаже с тремя мужчинами. Это оправдано – иной раз мужской взгляд на ту или иную техническую проблему меняет ситуацию к лучшему. Ремонтные работы и техническое обслуживание выполняет специализированная организация.
- Геннадий Николаевич, сколько деревьев за свою жизнь посадили?
- Не считал, но очень много, тысячи. Ежегодно высаживаем в разных частях города аллеи, делаем это в посёлках близ разреза, в Черногорске - и на территории предприятия. Это согревает душу – города, посёлки должны становиться зеленее, благоустроеннее, лучше. Будем продолжать в том же темпе, тем более, к нам присоединяются представители других предприятий, представители бюджетной сферы и даже малыши из детсадов. К слову, радует, что в детсадах и школах зарождаются новые традиции, сродни тем, что были в нашем пионерском детстве. Только названия другие: «Первые», «Орлята». Дети, смотрю, с энтузиазмом подхватили идею и не только деревья высаживают, у них много разных интересных дел. И что немаловажно, учатся работать командами, помогать друг другу.
- Озеленение города, близлежащих посёлков, территории вашего предприятия – одно из направлений большой социальной работы. Она продолжается?
- Наша компания социально ориентированная, поэтому там, где мы находимся, активно работаем с муниципальными образованиями, с регионом. Помогаем решать многие непростые вопросы. Оказываем помощь, когда это необходимо.
- Одна из главных для вас дат – 9 мая, День Победы.
- Это дань памяти дедам и прадедам, которые сражались за Родину. Макеты военной техники, которые теперь ежегодно выезжают на парад в честь светлого дня, делали со специалистами предприятия с особыми чувствами. Дорогого стоит, когда дети и подростки могут воочию увидеть технику, на которой воевали наши защитники в сороковых. Увидеть, многое прочувствовать и, надеюсь, углубиться в историю, чтобы лучше понимать происходящее.
… После времени, выкроенного для интервью, директор снова заторопился «в поля», туда, где кипит работа разреза. Предприятия, где бережно хранят историю и размашисто, уверенно двигаются в будущее.
Марина КРЕМЛЯКОВА,
фото автора и Г.Н. Шаповаленко