Про кубик, четыре стихии и аудиосказки

Дата публикации: 11.11.2024 - 12:16
Просмотров - 261

Не так давно завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Воспитатели России», впереди следующий уровень - федеральный, в котором будут участвовать победители предыдущего. В конце ноября будут подведены итоги, и педагоги, занявшие первые места, поедут в Москву на торжественное награждение. 

Первое место по республике в номинации «Развивающие игры и пособия. Стартап» заняла воспитатель из детского сада нашего города «Колокольчик» Екатерина Царук. О подготовке к конкурсу, идеях для него и многом другом - в разговоре с победителем.
- Екатерина Васильевна, как решились участвовать в конкурсе?
- Стараюсь принимать участие во многих конкурсах. Если есть интересная идея - почему бы и не поделиться ею?! «Воспитатели России» не требует очного участия - это очень удобно для тех, кто теряется или стесняется выступать на публике. К примеру, в конкурсе «Воспитатель года» обязательное условие - демонстрация своего занятия, участие в мастер-классах и т.д. К сожалению, не все талантливые педагоги могут побороть в себе страх выступать перед людьми, и их потенциал так и остается нераскрытым. И именно таким людям  конкурс «Воспитатели России» дает шанс проявить себя и свои задумки. Для участия нужно было оформить свою идею в виде видеоролика, составить текстовое пояснение и отправить работу.
- Какая у вас была идея для конкурса?
- Еще летом мы с ребятами из группы запустили проект «КУБиК» и начали играть в кубики, которые делали из обычных картонных коробок и бумажного скотча. Очень быстро мы пришли к выводу, что кубики из коробок могут применяться не только в качестве «строительного материала» или игральной кости – такие кубики могут быть разного размера, цвета и, что очень важно, достаточно многофункциональны, так как на их грани можно прикрепить все, что угодно, например, буквы, задания, разные картинки.
Однажды я принесла очередную коробку и попросила ребят ее чем-нибудь обклеить. Они с большим удовольствием взялись за дело - подбирали цвет картона, вырезали из бумаги рисунки, приклеивали скотчем. И вдруг появилась мысль - использовать этот кубик для изучения нашей республики. Так и родилась идея игры «Хакасия в КУБе», которую впоследствии отправила на конкурс.


Суть игры - простая. На каждую грань кубика дети приклеивали картинки, обозначающие четыре стихии: вода, земля, воздух, огонь, пятая сторона - история, а на шестую поместили знак вопроса, для каждой темы - конверт с карточками-заданиями. Также необходимо игровое поле, которое изготавливалось детскими руками из картона и бумажного скотча. По нему участники ходят, за каждый правильный ответ - шаг вперед. Играть могут от двух до пяти человек, включая ведущего. Ребенок кидает кубик, у него выпадает, например, стихия земля. Ведущий достает из конверта одну из подготовленных карточек - это может быть картинка с изображением животных, природных ископаемых, пещер, климатических зон республики Хакасия. Дети, которые уже умеют читать, если сомневаются в своем ответе, могут его прочитать, перевернув карточку обратной стороной. Кроме того, слово-ответ поделено на слоги, что облегчает чтение и произношение отгадки. 
Если выпадает знак вопроса - ребенок сам может выбрать тему, на вопрос которой будет отвечать, а если история - будут задания, к примеру, связанные с объектами культурного наследия, памятниками древности и государственными символами нашей республики.
Эта игра отличается своей универсальностью, ее могут применять в работе воспитатели из разных областей России - просто подобрав информацию про свой регион, может, добавляя что-то свое. Буду рада, если мой опыт будет полезен коллегам. И самое главное - ребятам интересно играть в игры, которые они делают своими руками. С такими играми дети могут заниматься самостоятельно, без помощи взрослых - от этого дошкольники чувствуют себя старше и увереннее. 
- Очень интересно и познавательно. А вообще, трудно ли работать в садике? Ведь с детьми сложно...
- Работаю воспитателем с 2007 года, ни разу не пожалела о выборе профессии. После окончания школы закончила профессиональное училище, получила образование повара. Но поняла, что это не мое, по специальности работать не захотела. И поступила в педагогический колледж на специальность «Дошкольное воспитание». В то время у меня подрастал племянник, нравилось с ним играть, чему-то учить. Вот  тогда осознала, что  проводить время с детьми - мне по душе, и я не ошиблась с профессией.
На самом деле с детьми работать несложно, если ты понимаешь, что они хотят, а они понимают, что хочешь ты, и вы разговариваете на одном языке. Воспитателем может быть лишь тот, кто любит и понимает малышей, с удовольствием проводит с ними время. Мне нравится работа, хожу на нее с радостью. Конечно, бывают напряженные дни, когда нужно подготовиться к занятиям или мероприятиям, иногда приходится «брать работу домой», чтобы все успеть сделать. Но если искренне горишь своим делом - трудности испаряются, и все получается.
- Что почувствовали, когда узнали, что победили?
- Было приятно и неожиданно. Потому что знаю, что в республике много  воспитателей с интересными проектами, достойных признания и высшей оценки. Победа в конкурсе такого масштаба стимулирует на дальнейшее участие в подобного рода мероприятиях. 
Идей много, хочется их все воплотить. С коллегами стараемся больше времени уделять развитию у детей самостоятельности, инициативности в разных видах деятельности. Хочется отметить поддержку родителей, которые являются нашими первыми помощниками.
С недавних пор, например, у нас появилась новая игра - не обошлось без помощи родителей. Дело в том, что в нашей группе есть традиция - перед тихим часом дети голосуют, с помощью чего они хотели бы засыпать. У них четыре варианта - тишина, расслабляющая музыка, аудиосказка или книга, которую читает взрослый. Дети почему-то всегда  выбирают музыку.  Я спросила, почему они делают именно такой выбор. На что ребята мне ответили - книги им не интересны. Тогда я задумалась и поняла, что нужно исправлять ситуацию. Родился замысел - чтобы аудиосказки тайно от ребенка записали его родные - не обязательно родители, это может быть сестра, брат, бабушка, дядя и т.д. Озвучила просьбу родителям - поддержали. Для исполнения задуманного нужно было прочитать и записать сказку, рассказ, подходящие по возрасту детей, длительностью до пяти минут. Так и сделали.
Затем мы распечатали обложки книг, которые записали родители. Разместили  их в группе и договорились с ребятами, что больше не голосуем, а будем угадывать сказки и рассказы. Дети ложились, включалась аудиозапись. И здесь начиналось самое интересное - мальчишки и девчонки старательно вслушивались в голоса, пытаясь узнать кого-то из родственников.  А еще нужно было понять, что же это за произведение. Одна девочка долго молча лежала, а потом поняла, что звучит голос ее сестры Агаты. Надо было видеть лицо ребенка в этот момент - она была одновременно счастлива, что угадала, и что услышала голос близкого человека. 
После сна ребенок, угадавший произведение, вставал и прищепкой вешал свою фотографию на обложку книги, которую слушали. Цель такой игры - не только понять, кто читал, но и назвать произведение. Таким образом, как мне кажется, у ребят появляется желание продолжать знакомство с прекрасным миром книг, а родители получают возможность стать ближе к своим детям.
Мы с коллегами стараемся сделать все возможное, чтобы дети, посещающие наш детский сад, выросли уверенными и самодостаточными людьми. Убеждена, что идем верным путем.
Татьяна ДУДИНА, 
фото из архива Екатерины Царук

Новости по теме: