Школа сетевой грамотности от 19 ноября 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024 - 20:10
Просмотров - 77

Россию продолжают атаковать кибермошенники. С завидной регулярностью появляются всё новые схемы обманов.

На днях член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин рассказал об очередном мошенническом сценарии:

- Теперь мошенники стали представляться помощниками судьи, схема строится следующим образом: злоумышленник звонит жертве и сообщает, что на нее заведено административное дело. Далее от человека требуют сообщить код из смс-сообщения для того, чтобы на портал «Госуслуги» якобы прислали уведомление о дате предстоящего судебного заседания. Чтобы придать словам правдоподобность, злоумышленники могут упоминать конкретные детали, например, фамилию или даже номер паспорта жертвы, что усиливает доверие, - рассказал депутат.

- Основная цель мошенников - получить код из смс, который является ключом к доступу в личный кабинет жертвы или к ее банковским счетам. В ходе разговора злоумышленники убеждают жертву, что код необходим для якобы «подтверждения личности» или «проверки данных» по делу. Часто они торопят собеседника, нагнетая атмосферу стресса и создавая ощущение срочности, чтобы у жертвы не оставалось времени на сомнения или перепроверку информации, - добавил Немкин.

Для того, чтобы не стать жертвой подобных мошенничеств, важно помнить, что суд и его сотрудники никогда не запрашивают коды из смс или другую конфиденциальную информацию таким образом.

- Любые подобные запросы - это серьезный сигнал о том, что вы столкнулись с мошенничеством. Если возникло подозрение, что вам звонят мошенники, лучше прервать разговор и перезвонить в суд по официальному номеру, чтобы проверить информацию, - заключил парламентарий.

ЗВОНОК СОТОВОГО ОПЕРАТОРА

Мы уже рассказывали о мошеннических схемах, которые используют аферисты, прикрываясь статусом оператора сотовой связи. В материале «Вашу симку заблокируют» от 30 сентября этого года подробно объяснили, какие слова может говорить преступник, как действует. Но, видимо, житель Черногорска, который лишился почти миллиона рублей, не читал наш материал, вот и остался без денег.

Итак, однажды через мессенджер черногорцу поступил звонок, неизвестный представился сотрудником оператора связи и пояснил, что в мобильном телефоне мужчины необходимо обновить технические настройки для улучшения качества связи, в противном случае он останется без связи и доступа к интернету.

Остаться без интернета – так себе идея, и горожанин тут же начал скрупулёзно выполнять все рекомендации «оператора». В том числе, по его совету зашёл в мобильное приложение банка, в котором обслуживается.

Однако вместо улучшения качества связи вскоре телефон вовсе отключился. А когда его удалось реанимировать, выяснилось, что все настройки сброшены до заводских. Мало того, со счётов мужчины пропали все деньги – около 900 тысяч рублей. Причём переводы средств состоялись на карты иностранных банков.

Руководитель следственного отдела ОМВД по Черногорску Анна Садовая предупреждает:

- Аферисты не стоят на месте и уже реже требуют от своих жертв деньги «открытым текстом», предлагая, например, перевести их на «безопасный счёт». Сегодня они стараются подобраться к счетам потерпевших завуалированно, под предлогами, которые на первый взгляд не способны вызвать подозрение. В этой связи, если кто-либо просит вас проделать в телефонном режиме ряд каких-то действий (неважно зачем), сразу прерывайте диалог, потому что следствием ваших манипуляций под диктовку посторонних лиц станет опустошение ваших кошельков.

Запомните : операторы сотовой связи никогда не звонят через мессенджеры!

И СНОВА ПОКУПКИ

Нередко мошенники встречаются добросовестным согражданам на интернет-площадках купли-продажи. Поэтому прежде чем заказывать товар – убедитесь, что вы на самом деле находитесь на официальном сайте торговой компании. Иначе – велик риск остаться без денег и покупки.

Как-то житель Черногорска решил заказать себе через интернет манекен для бокса – удобная штука, спарринг-партнёр постоянно под боком, да и цена не слишком велика. Нашёл в сети подходящее объявление, связался с продавцом через мессенджер, обговорил условия сделки.

Продавец убедил потенциального покупателя, что «тренажёрная кукла» будет доставлена транспортной компанией и даже отправил заказчику фотографии, подтверждающие факт покупки и доставки тренажёра в транспортную компанию. Горожанин поверил и тут же перевёл 27 тысяч рублей в счёт оплаты покупки и доставки. На этом общение с «продавцом» прекратилось – ни денег, ни манекена.

Правоохранители напоминают: учитывайте риски при совершении интернет-покупок. Помните о том, что при переводе денег в счёт предоплаты вы не имеете никаких гарантий. Если вы все же решили совершить покупку по предоплате, проверьте рейтинги продавца в платежных системах.

Аналогичным образом остался без палатки и кровных рублей другой житель Черногорска. Точно так же нашёл объявление в интернете, общался с «продавцом» через мессенджер, перевёл 23 тысячи рублей – и в конечном итоге отправился за помощью в полицию.

РАЗУМНАЯ ОСТОРОЖНОСТЬ

Радует, что хотя растёт число мошенников, но вместе с тем и становится больше грамотных сограждан, которые не ведутся на уловки преступников. Как, например, 74-летняя жительница Черногорска.

Однажды пенсионерке позвонил по телефону неизвестный, представился сотрудником страховой компании и сообщил, что срок действия медицинского полиса истёк – нужно заменить. Но так как цифровые технологии не стоят на месте, женщине нет нужды лично идти в страховую компанию, всё можно быстро сделать в телефонном режиме. Нужно только назвать смс-код. Дальше общение перешло в мессенджер. И когда дело дошло до финальной точки – передачи смс-кода, пенсионерка вдруг вспомнила о многочисленных предупреждениях – что никогда никому нельзя сообщать цифры из смс.

Словом, она прекратила общение, а поскольку сомнения всё ещё остались, позвонила на «горячую линию» одного из банков, где ей подтвердили, что со стопроцентной вероятностью женщина общалась с преступниками, которые пытались подобраться к её аккаунту на госуслугах.

В конечном итоге бдительная горожанка обратилась непосредственно в офис банка, где сотрудницы также подтвердили: коды из смс-сообщений, неважно под каким предлогом (замена полиса, смена счетчика, сохранение сбережений и прочие), выспрашивают только мошенники.

Таким образом, пожилая горожанка не стала действовать на эмоциях, а подвергла поступившую информацию критическому осмыслению, благодаря чему скопленная на её счетах крупная денежная сумма оказалась не тронута преступниками.

Анна Садовая напоминает:

- Сегодня аккаунты граждан на сайте «Госуслуги» взламывают почти массово. Зная номер телефона и анкетные данные, мошенники могут лишь направить СМС с кодом на устройство, однако они его не узнают, если только владелец телефона самостоятельно не сообщит. Именно затем, чтобы заполучить код, злоумышленники и звонят под различными предлогами. И только если жертва сообщает код, они получают доступ к её аккаунту на госуслугах. Итог - в руках у преступника оказываются сведения о банковских счетах, кредитная история и другая финансовая информация. Эти данные мошенники могут использовать в преступных схемах, вот почему никому нельзя сообщать коды из смс-сообщений.

Подготовила Анна КОРПЕНКО
при содействии ОМВД Черногорска

Новости по теме: