«Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!..»
И в самом деле, как бы мы сейчас не относились к Москве современной, Москва прошлых веков занимает особое место в душе многих. И, конечно, невозможно представить себе историю Великой Отечественной войны без обороны Москвы.
Как в первые же часы после объявления наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым о начале войны с фашистской Германией, на призывные пункты пошли вчерашние десятиклассники, рабочие, инженеры. Как на крышах сутками дежурили девушки и подростки и бросались тушить зажигательные бомбы. Как в нескольких километрах от столицы Советского Союза бились с врагом наши войска и ополченцы.
Как громили нацисты дом-музей Льва Толстого в Ясной поляне и, в конце концов, подожгли усадьбу. Как в то же время в Москве днями и ночами продолжали работать заводы и фабрики, и люди на самом деле отдавали все силы – для фронта, для Победы.
ТОЛЬКО ВПЕРЁД, И ТОЛЬКО ВСЕ ВМЕСТЕ
Именно этой теме – обороне Москвы - был посвящён очередной квиз исторического чемпионата среди студентов техникумов Черногорска «Дорогами Победы: Города-Герои».
Как обычно, за столами три команды: «Т-34» (Хакасский многопрофильный техникум), «Отряд особого назначения» (Черногорский горно-строительный техникум) и «Ленинград» (Черногорский техникум отраслевых технологий).
Впервые перед игрой командам пришлось выполнить двойное задание – не только подготовиться к собственно квизу, но и придумать «визитку» команды. Увы, «Ленинград» не смог или не успел справиться с поручением, зато «Отряд особого назначения» выступил во всей красе – чёткий девиз, одинаковая форма одежды и мощная группа поддержки с плакатами.
Чётко и дружно продекламировали свой девиз-речёвку ребята из «Т-34»:
- Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперёд, и только все вместе!
Можно сказать, что эта заявка на успех и победу, в конечном счёте, привела к желаемому результату. Студенты-медики, повара так бились на интеллектуальном поле, что можно было лишь позавидовать подкованности ребят. Даже на сложные вопросы они отвечали быстро и без заминки.
По-прежнему мощно и уверенно держался «Отряд особого назначения», а вот «Ленинград» серьёзно отстал. Возможно, не хватило времени, но в любом случае жаль – костяк команды прежде показывал отличные результаты.
ОТРЯД НАБИРАЕТ СИЛУ
Наблюдая за игрой, было приятно видеть, как сильно выросли парни из «Отряда особого назначения». Видна не только слаженность команды, уверенность в своих силах, но и довольно хорошие знания. Вот, что значит быть одной группой с самого начала игры, вместе готовиться, узнавать новое, делиться впечатлениями. Даже на одном из самых сложных этапов «Правда или миф?», где студентам предлагались провокационные вопросы, будущие горняки отвечали быстро и без колебаний.
- За прошедший год, после того как ребята стали углублённо изучать историю Великой Отечественной войны, готовясь к играм, прогресс в знаниях очень заметен, - говорит Олеся Агапова – преподаватель истории и философии ЧГСТ. - С одной стороны, подстёгивает борьба за лидерство, хочется победить, а для этого нужно хорошо подготовиться. И они постоянно обращаются с идеями – давайте то посмотрим, то почитаем. А это отражается, в том числе, на подготовке к урокам. Больше стал интерес к истории, по крайней мере к истории войны.
Как итог – после углублённого изучения некоторых аспектов Великой Отечественной войны у ребят стало больше осознания того, что происходило 80 с лишним лет назад, - отметила Олеся Агапова. И добавила:
- Очень заметен рост ребят. Разница между первым и вторым курсом – значительна. Они старше, думают больше, хотят знать больше. Продолжить участие в чемпионате командой в прежнем составе был совместный выбор педагогов и студентов.
НОВЕНЬКИЕ
Как-то весной после игры мы разговорились с педагогом-библиотекарем ХМТ Натальей Бабешко. Помню, тогда преподаватель сетовала, что не удаётся создать постоянную команду, как это сделали в горно-строительном техникуме. А ведь понятно, что сплочённая группа и играть будет лучше.
И вот мечта сбылась. В новом учебном году техникум сформировал постоянную команду. И, что примечательно, подавляющее большинство ребят – первокурсники, обучающиеся медицинским специальностям.
- В этом году пришли просто удивительные дети, настоящие бриллианты – очень любознательные, нарадоваться не могу! – говорит Наталья Михайловна. - Считаю, что нам очень повезло со студентами. Вы знаете, что мечта о постоянной команде была со мной давно. Но как-то не получалось сделать так, чтобы состав был стабильным. Ребята с разных специальностей, разных курсов, занятия часто пересекались с играми, а пропускать уроки нельзя, в итоге состав постоянно менялся. А с новым учебным годом мы сформировали новую команду, участники постоянные, больше того, есть резерв на случай, если кто-то не сможет, заболеет.
Лидерами «Т-34» по праву можно считать будущих медсестёр Арину Кочергину и Олесю Катаеву. Девушки очень активно работали на игре, видно, что знания у них довольно серьёзные.
- Готовимся к каждой игре, смотрим разные видеоролики, читаем статьи, - рассказывает Арина. - Мы стали играть только в этом году, ведь первокурсницы, но уже прошли четыре игры. Нам очень много при подготовке помогает Наталья Михайловна.
- Также при подготовке мы проходим на сайтах викторины, проверяем силы и знания, - добавляет Олеся. - Стараемся больше смотреть и узнавать. Вот сегодня был вопрос о том, где проходило празднование 7 ноября 1941 года, а мы, когда готовились к игре, читали об этом и запомнили, что всё было в метро. Это довольно сильно поразило и отложилось в памяти.
Словно перебрасывая мячик пинг-понга, подругу поддерживает Арина:
- Когда нам предложили попробовать свои знания в чемпионате, то мы сразу согласились. Это интересно. А знать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны, конечно, нужно. Мы же граждане России! Я и прежде интересовалась историей, состояла в юнармии. Фильмы я смотрю редко, но люблю читать, правда, в основном книги по психологии. Подготовка к играм дала мне новый интерес – даже мотивацию больше узнавать об истории страны. Это важно.
Олеся Катаева уточняет:
- У меня из любимых жанров книг – фантастика и психология. Но при этом интересно узнавать и исторические факты. Специально книги по истории не ищу, но когда встречаются интересные статьи на эту тему, то читаю. Это тоже важно знать.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИГРА
Первый чемпионат «Дорогами Победы» дал нам ещё одно важное подтверждение тому, что от педагога зависит очень многое. Ведь именно Наталье Бабешко удалось так сплотить ребят, создать такую команду, что они, новички, не только стали наступать на пятки уже опытным участникам, но и побеждать их. В «Битве за Москву» «Т-34» победил с отрывом в два балла «Отряд особого назначения». А это дорогого стоит.
О том, каким образом удалось создать такую команду, мы после игры поговорили с Натальей Михайловной. И мне думается, что неравнодушным учителям, воспитателям тоже будет интересно узнать её мысли.
СЛОВО НАТАЛЬЕ БАБЕШКО
- Что касается участников нашей команды, то я вижу, как растёт интерес. Если раньше они не углублялись в эту тему, ответили на уроке задание - и всё, то теперь стараются читать уже для себя.
Мы тщательно готовимся к каждому турниру, и я очень рада, что дети проявляют такой интерес, азарт, даже немного соревнуемся между собой, когда готовимся. Решаем тесты, придумываем друг другу разные задачи, и вот - результат налицо.
Я счастлива заниматься с ними. Видеть, как они готовятся, насколько отзывчивы. Никогда без причины не пропускают игры и подготовку к ним. Не бывает такого, что: «Не хочу. Не приду, нет настроения» и т.д.
Напротив, встречаемся, я говорю, что, например, игра такого-то числа, город такой-то – и ребята сами начинают готовиться с первого дня. Их не надо подгонять, напоминать. Они задают вопросы, вносят предложения.
У нас же постоянные диалоги и открытия происходят. Только и слышишь:
- А давайте вот так сделаем!
- А я узнал вот это!
- А представляете, я прочитал, углубился в тему и понял, что было так-то!
Участие в чемпионате много дало и мне, и ребятам. У меня однозначно очень положительное отношение к чемпионату, в принципе, как и ко всем мероприятиям, которые посвящены воспитанию патриотизма. Во-первых, это сплачивает ребят, что очень важно. Дети понимают – они команда, начинают осознавать глубину принципа: своих не бросаем. Что за друга нужно бороться, должны быть поддержка и взаимопонимание. Очень много плюсов.
После чемпионата интересно наблюдать за реакцией ребят. Особенно, когда проигрыш, а такое тоже бывало не раз. Дети же разные, кто-то начинает впадать в тоску, мол, всё, неинтересно, больше ничего делать не буду. А у другого появляется азарт – ах, так! Ничего, мы ещё возьмём реванш! И такие ребята с большим усилием начинают готовиться к следующей игре. И это тоже результат – характеры становятся ярче.
Я - педагог-библиотекарь, но также веду уроки – преподаватель безопасности и жизнедеятельности и преподаватель ОБЗР: основы безопасности и защиты Родины. Это новый предмет, введён только с этого учебного года. Это в какой-то степени реинкарнация НВП, но программа, конечно, другая. У нас много тем, посвящённых безопасности человека и воспитанию патриотизма.
Мы стараемся развивать патриотизм с первого курса, чтобы дети понимали, как это важно. Я как истинный патриот своей страны считаю, что это самый важный предмет.
Своим ребятам, которые учатся по профессии медиков, всегда говорю: вы должны понимать, что идёте в такую сферу, где будете спасать жизни людей, а это самое дорогое, что есть. И говорю, что вы все будете военнообязанными. И дети идут поступать, уже понимая и осознавая всю ответственность выбранной профессии. Тема патриотизма тут просто неотъемлемая часть.
Меня очень радует, что у нас каждый понедельник проходит торжественная линейка с поднятием флага России перед «Разговорами о важном». Весь техникум выстраивается на плацу, играет гимн Российской Федерации, состояние – мороз по коже от душевного волнения. И я вижу, что дети тоже очень ответственно относятся к этому, не как к дежурному мероприятию, а на самом деле торжеству, и это очень радует.
Валентина КОРЗУНОВА, фото автора