Как воспитать патриота?

Дата публикации: 26.11.2024 - 12:18
Просмотров - 411

19-20 ноября в Центральной городской библиотеке Черногорска проходило значимое событие – VIII Международная конференция по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «Молодёжь и патриотизм: грани библиотечного воздействия».

За этими довольно сухими строчками стоит большая творческая работа десятков педагогов, библиотекарей России и стран ближнего зарубежья, принявших участие в мероприятии. Конечно, далеко не все смогли приехать на конференцию лично, но для интересующихся этой важной темой есть возможность изучить выступления докладчиков и наверняка почерпнуть для себя немало интересного.

СВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ

- Мы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет, - рассуждает учитель калининской школы Надежда Бондаренко в своей работе «Воспитание патриота в семье».

- Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Эти изменения, в первую очередь, коснулись нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Сегодня заново переписывается история страны, развенчиваются мифы о прежних героях. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. В современном мире материальные ценности доминируют над духовными. Мы с вами являемся свидетелями того, как происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. И поэтому наша с вами задача - вырастить это дерево полноценным……

Занимаясь воспитанием своих детей, я думаю, многие из вас неоднократно задавали себе вопросы:

Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти?

СЕЙЧАС МЫ НАУЧИМ ВАС РОДИНУ ЛЮБИТЬ!

Горькие слова Надежды Бондаренко, увы, реалии наших дней. Конечно, в последние годы о патриотизме перестали говорить в негативном ключе, как было прежде. Любовь к Родине, личная ответственность за жизнь в стране, активное в ней участие – вновь возвращены. Другое дело, что далеко не всегда практическая реализация патриотического воспитания находится на высоте.

Порой равнодушные педагоги в беседах со школьниками и студентами просто оттарабанивают положенные слова, и происходящее на самом деле напоминает грозный клик: «Сейчас мы научим вас Родину любить!»

О какой уж любви после этого может идти речь…

Но ведь живут и работают в нашей стране тысячи на самом деле умных, деликатных, точно чувствующих педагогов и сотрудников библиотек, которые искренне стараются привить детям любовь к Отчизне. О них мы сегодня и говорим.

- Конференцию мы первое время проводили ежегодно, но потом получили статус международной – к нам присоединились педагоги и библиотекари не только из разных регионов России, но и других стран мира, мы решили проводить её раз в два года, - говорит директор центральной библиотечной системы Черногорска Людмила Табачных. - Слишком серьёзная ответственность и большая подготовительная работа. Для нас ведь важно не для галочки провести мероприятие. А на самом деле создать полезное, важное событие. Чтобы можно было обменяться опытом работы, взять у коллег какие-то интересные наработки. И меня радует, что с каждым разом участников становится всё больше. Всё интереснее доклады. На самом деле наполненные большим смыслом, значимы в работе практической.

Чуть позже Людмила Павловна добавила:

- Хорошо, что в зале очень много молодёжи, ведь по большей части наша задача – именно работа с подрастающим поколением. Очень хорошо сработали с отрядом юнармейцев 19-й школы. Два дня у нас были ребята-юнармейцы, они слушали доклады, задавали вопросы, активно участвовали в конференции и, надеюсь, почерпнули для себя немало важного и интересного.

Верную мысль высказала библиотекарь и преподаватель Хакасского многопрофильного техникума Наталья Бабешко:

- В своём докладе на конференции по патриотизму я постаралась донести свои мысли до участников о том, что с этой темой нужно обращаться крайне бережно. Ни в коем случае не насаждать грубо, насильственными, административными мерами. Для меня это очень важно. По роду своей деятельности я вижу на практике, как это происходит. Мы должны как классные руководители, кураторы, я как педагог-библиотекарь, очень аккуратно доносить до детей информацию. Чтобы самосознание формировалось без внешнего давления, чтобы они сами понимали необходимость любви к своей Родине. Я всегда говорю студентам: «Поймите, Родина – это каждый из нас. Мы с вами – и есть Родина». И очень важно, когда темы патриотизма детям формируют в семье.

Как отметила Наталья Бабешко, такие конференции очень важны и нужны педагогам. Ведь это не только возможность встретиться и обсудить с коллегами интересующие темы. Это шанс высказать своё мнение, быть может, с кем-то поспорить, найти что-то новое в докладах других участников. Узнать о новых практиках, интересных тактических решениях.

- Сегодня на конференции выступал начальник регионального отделения ВВПОД «ЮНАРМИЯ» Ваган Харатян, это удивительный человек! – продолжила Наталья Михайловна. - Я летом была на курсах подготовки преподавателей ОБЗР, он проходил в лагере «Беркут». И Ваган Варданович был в числе преподавателей, которые нас учили. Это было очень интересно! Я учусь сама, учу других и вообще стараюсь, чтобы эта тема была на высоте. Патриотизм жизненно важен! Конечно, надо патриотизм воспитывать не назойливо, не нахрапом, а мягко, аккуратно формировать патриотизм. Чтобы не создать отвращение к теме, не перегнуть палку.

 

СТАНЦЕВАТЬ ЛЮБОВЬ

А почему бы нет? Ведь народные танцы – одно из проявлений национального характера. В танце вполне можно выразить любовь к малой Родине, уважение к родной культуре, радость от принадлежности роду.

Именно об этом говорила педагог дополнительного образования Центра развития творчества Наталья Андреева.

- Огромные возможности для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения заложены в танце, который раскрывает красоту и гармонию человека, - убеждена Наталья Николаевна. - Особое внимание уделяется изучению народного танца, так как он выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Поэтому моя работа с детьми направлена на формирование мировоззрения, воспитание высокой нравственной культуры, художественное и эстетическое развитие, которая решается через художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы.

На хореографических занятиях Наталья Андреева знакомит детей с фольклором русского народа: красочными хороводами, кадрилью, переплясами, парными плясками.

- Приступая к постановочной работе, рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д., - уточняет педагог. - Всё это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно, с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

СДЕЛАТЬ ЭТНОМОДНЫМ

Кстати, а вы обратили внимание, что в последние годы довольно популярны стали этнические мотивы в одежде? Жаль, мне не встретились красивые и современные вещи в русском стиле или хотя бы с использованием русских узоров, но зато приятно видеть, как снова в моду вошли хакасские сигедеки – женские безрукавки с узором. В Татарстане вовсе есть большие линейки повседневной одежды с использованием народных мотивов. Есть, чему поучиться!

Именно на это решила сделать акцент в своей работе воспитательница детского сада «Алёнка» из Аскиза Татьяна Деянова.

- Этномода в детском саду – это не только возможность творчески развиваться и проявляться, но и возможность играя познавать свою малую родину, - говорит Татьяна Владимировна. - А для дошкольников понятие Родина – это, прежде всего, семья! Семья, в которой почитаются традиции и культура предков, из этого всего такого близкого и родного ребенок впитывает и идентифицирует себя с территорией, на которой родился. В изготовлении костюмов обязательным является присутствие детской руки - в этом вся суть этномоды!

Как рассказывает воспитатель, идея этномоды родилась довольно случайно: из детского вопроса и интереса к изучению рисунков на камнях. Педагоги детского сада решили вместе с ребятишками перенести эти рисунки на разные поверхности, среди которых была ткань.

- Так возникла идея создания современной одежды с петроглифами, обнаруженными на территории нашей Хакасии, и орнаментами, используемыми в вышивке традиционных хакасских костюмов, - рассказывает Татьяна Деянова. - Дети с интересом, увлеченно рисовали одежду и аксессуары с орнаментами и петроглифами, после чего некоторые идеи расположения рисунков показались креативными и необычными.

- Концепция коллекции сложилась в ходе обсуждения с детьми их представления о малой Родине, - продолжает педагог. - Дети поведали о том, что узнали о Хакасии. И, как выяснилось, Хакасия для них - это степь, курганы, петроглифы, орнаменты, жарки, горы, национальный костюм. Именно это и немножечко больше мы и заключили в концепцию! И в результате совместной слаженной работы получилась коллекция «Жарки», которая выполнена в цветовой гамме занесенного в красную книгу цветка, произрастающего на территории нашей Хакасии, а так же в цветовой гамме курганов, которых так много в степях нашей прекрасной республики.

Примечателен финал эксперимента по созданию этномодной коллекции – ребятишкам захотелось перенести понравившийся петроглиф или орнамент на свою любимую футболку, чтоб ходить в этой футболке в садике. Разве это не достижение?!

- Этномода как современный способ патриотического воспитания позволяет детям приобщиться не только к культуре своего народа, но и создать собственную современную одежду, которую можно носить повседневно с элементами, отражающими принадлежность к своему народу. Это, на мой взгляд, самый важный шаг к расширению понимания понятия Родина для детей дошкольного возраста! – заключает Татьяна Деянова.

РОДОМ ИЗ  ДЕТСТВА

К слову сказать, многие доклады о патриотическом воспитании касались именно работы с детьми дошкольного возраста. Что, пожалуй, и понятно, ведь восприимчивость в 5-7 лет гораздо выше, чем в подростковом возрасте.

И здесь у воспитателей, учителей младших классов есть свои находки – как сделать воспитание интересным и занимательным.

Вот, как рассказывает о своём опыте работы учитель начальных классов 19-й школы Ирина Бебриш:

- Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают осознавать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через понимание своей значимости, неповторимости.

Вроде бы несложные советы, но действенные!

ГОВОРИТЬ ЧЕСТНО

О довольно сложной теме – патриотическом просвещении молодежи в реалиях СВО - говорила заведующая библиографическим отделом самарской библиотеки Светлана Топорова:

- В напряженных условиях, связанных с продолжением боевых действий на Украине и нарастающей напряженностью в отношениях с коллективным Западом, отношение подрастающего поколения к специальной военной операции, восприятие молодежью сегодняшних событий - важная тема для будущего страны.

На одном из круглых столов в Общественной палате РФ обсуждался вопрос «Молодежь и СВО». Многих молодых людей не устраивает то, как СВО освещается в государственных и лояльных власти традиционных СМИ. Более того, зачастую молодёжь изначально ими не пользуется, предпочитая получать информацию из социальных сетей и мессенджеров. В рамках круглого стола было выдвинуто множество предложений по защите молодежи от влияния информационной войны. Среди предложений прозвучали идеи обу­чить молодое поколение «фактчекингу», или проверке фактов и новостей на достоверность; внедрять больше контента «от молодежи и для молодежи»; распространять информацию от людей, непосредственно находящихся в зоне спецоперации; расширять патриотическое пространство с помощью просветительской деятельности. И в направлении «просветительская деятельность» возрастает роль библиотек.

Светлана Топорова рассказала, что для этого в самарских библиотеках развернуты книжно-иллюстративные выставки «Сила в правде», на которых представлены книги и статьи из периодических изданий о специальной военной операции на Украине, проводимой российскими вооруженными силами с целью защиты мирного населения Донбасса, о поддержке жителями самарского региона наших военнослужащих. Эпиграфом к выставкам являются слова президента России Владимира Владимировича Путина: «Сила в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим».

- Школьникам и студентам нужно на постоянной основе разъяснять смысл и значение происходящих событий, рассказывать, чем и почему они важны, какие последствия могут иметь для будущего, - убеждена Светлана Топорова. - С другой стороны, транслируемая подобным образом политинформация не должна вызывать отторжения у слушателей, необходимо говорить о происходящем простым и доступным для данной аудитории языком. Нужно ли рассказывать детям об СВО? Мы считаем, что нужно.

ДЕСЯТКИ ДОКЛАДОВ!

- Каждый раз, когда готовишь конференцию, всегда перед собой выстраиваешь примерный план и то, чтобы ты хотела получить в итоге, - говорит Людмила Табачных. - Получить что-то такое, чего не было на прежних конференциях. И для меня очень значимо, что по итогу конференции мы потом готовим сборник докладов, который каждый интересующийся может взять и почитать. Он размещён на сайте библиотеки. И это крайне важный момент – когда есть практический результат работы конференции и возможность для других людей ознакомиться с этим.

Думаю, даже небольшой обзор представленных на конференции материалов, даёт серьёзную пищу для размышлений – так как же наиболее эффективно и грамотно заниматься воспитанием патриотизма. И очень важно, что любой желающий может взять и сам прочитать работы педагогов, возможно, что-то возьмёт из них для себя.

- Я считаю, что тема патриотизма, его воспитания – сегодня самая важная, - подытоживает Людмила Табачных. - Мы, конечно, работаем по разным направлениям: и экология, и развитие творчества, и здоровый образ жизни, пропаганда русской классической литературы. Вы не представляете себе, сколько интересных и актуальных мероприятий проводим, опираясь на классику! Ведь в произведениях русской литературы можно найти ответы на множество вопросов, которые и сегодня волнуют людей. Но за словом патриотизм кроется очень много, это же силища! Главное, проводить это мягко, ненавязчиво. У каждого человека есть свои сомнения, взгляды, убеждения, и нельзя их пытаться переубедить топорными методами.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото из архива автора

Новости по теме: