Как вернуть товар без чека

Дата публикации: 16.02.2025 - 21:57
Просмотров - 878

Часто ли, покупая продукты или недорогие хозтовары в магазине, аккуратно забираете чек? Скорее, наоборот – многие не видят смысл класть в кошелёк лишние бумажки. И, в общем­то, это совершенно оправдано. За одним исключением – а вдруг дома, разворачивая покупки, вы увидите, что товар попался с браком? Или срок годности давно вышел?

И с чеком-­то вернуть подпорченную продукцию в магазин порой проблематично, а уж без него… Хорошо, если вы перешли на электронные чеки. Но, во-­первых, не все торговые заведения предлагают такой вариант, во-­вторых, даже цифровой чек не всегда хотят принять в магазине.

Но неужели нельзя без документа, подтверждающего покупку, вернуть деньги за  некачественный товар? За разъяснениями мы обратились в Роспотребнадзор по Хакасии, ситуацию прокоментировала помощник руководителя ведомства Мария Хвостова:

-­ Как показывает практика, большинство покупателей после покупки товара избавляются от чеков или просто теряют. Однако вскоре может прийти осознание, что товар не подошел по каким-­то параметрам или в нем имеются недостатки.

При обращении в магазин покупатель зачастую получает отказ в принятии товара ввиду отсутствия документов, подтверждающих покупку.

В таких случаях важно знать и понимать, что отсутствие кассового чека – не основание для отказа потребителю в возврате товара, не лишает его права ссылаться на другие доказательства покупки, в том числе на свидетельские показания (статьи 18 и 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300­1 «О защите прав потребителей», статья 493 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Что может являться доказательством приобретения товара?

1.    Если покупка была оплачена безналичным путем, то доказательством может служить выписка с банковского счета покупателя об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств при электронных или безналичных расчетах.

Совет: чтобы не тратить время на обращение в банк, можно еще при покупке попросить продавца прислать электронный чек письмом или смской – такой чек «не выгорит» и не потеряется.

Направленный таким образом чек может отображаться в виде картинки, pdf­документа, ссылки с указанием даты, времени и суммы покупки. Покупателю достаточно нажать на ссылку и перейти на страницу с электронной версией чека.

2. Если покупатель оплатил товар наличными, выбросил бумажный чек, а электронный не получал, можно запросить в магазине поиск информации о покупке. 

3. Также в качестве доказательства приобретения товара может служить отметка магазина в документах, связанных с покупкой: гарантийный талон, паспорт оборудования или инструкция по эксплуатации.

4. Сведения о покупке могут быть зафиксированы на дисконтной карте, данные которой можно посмотреть в личном кабинете на сайте магазина или в базе продавца.

5. Свидетельские показания также могут служить доказательством покупки, например, если в момент покупки с покупателем был друг или супруг, которые могут это подтвердить.

Пошаговая инструкция для возврата товара без чека

Шаг 1 – подготовка доказательств приобретения товара.

До обращения к продавцу с претензионными требованиями необходимо подготовить доказательства (документы), подтверждающие покупку товара в конкретном магазине.

Шаг 2 – подготовка и направление претензии продавцу.

После сбора необходимых документов следует написать претензию в адрес магазина, где был приобретен товар.

Один экземпляр претензии направляется руководителю организации­продавца (лично, через канцелярию, секретаря и т.д.). На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении. Претензия может быть направлена в адрес организации-­продавца заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если продавцом является индивидуальный предприниматель: один экземпляр претензии вручается предпринимателю либо его работнику, уполномоченному на принятие претензий от потребителей. На втором экземпляре, который остается у потребителя, делается отметка о вручении. Претензия может быть направлена в адрес предпринимателя (по месту его жительства) заказным письмом с уведомлением о вручении, а также по месту нахождения торговой точки предпринимателя.

Шаг 3 – оформление возврата товара и денег.

В случае, если продавец признает претензионные требования обоснованными, оформляется возврат товара и денежных средств.

При возврате товара, оплаченного банковской картой, денежные средства перечисляются на банковскую карту покупателя. Если товар был оплачен наличными, деньги могут быть возвращены как из кассы, так и путем перечисления на банковскую карту покупателя.

Зачастую для оформления возврата товара и денежных средств за возвращенный товар продавец требует предъявление паспорта покупателя или иного документа, удостоверяющего личность покупателя.

В этом случае покупателю следует учитывать требования банковского законодательства, в частности пункта 1 Указания Банка России от 09.12.2019 № 5348­У, пункта 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210­У, которые предполагают право продавца требовать предоставления таких документов.

За консультацией или оказанием иной помощи в защите прав потребителей можно обратиться на телефон «горячей линии» Управления: 8 (3902) 34­36­14 или в Общественную приемную по адресу: г. Абакан, ул. М. Жукова, 5 «А», лит.1, каб. №14.

Иллюстрация сгенерирована ИИ

 

Новости по теме: