
Елена Салмина – наша читательница. Сказать «обычная» - не совсем правильно. Газету знает вдоль и поперёк, помнит практически все материалы последних лет, следит за публикациями авторов и при встрече рассказала о предпочтениях каждого корреспондента: кто, о чём и почему. И даже характеры каждого из делающих газету, не зная их лично, описала абсолютно точно: «Если внимательно читать статьи, всё становится понятным!»
Сегодня Елена – гость редакции.
- Для кого-то газета сегодня – что-то вроде экзотики. Мол, а зачем печатное издание, ведь есть интернет с его темпом, бешеным количеством информаций, с подачей материалов в двух-трёх словах…
- Не знаю, не знаю. Я без газеты, если честно, не могу жить, совершенно не могу обходиться, будто вижу нечётко. Есть такое выражение: читать от корки до корки. Это обо мне! Именно так читаю. Прелесть статей в том, что можно сначала, допустим, пробежать «вполглаза». Заинтересовало – вернуться, вчитаться. А что-то полезное – непременно положить для того, чтобы хранилось, чтобы применить в своей жизни. Так у меня случается, к примеру, с путешествиями! А ещё через газету я свою любимую собаку отыскала!
- Какие темы интересны?
- Люблю статьи об угольщиках. Столько нового, любопытного узнаю – откуда бы ещё? Всегда интересно почитать о тех, кто живёт рядом – о черногорцах. Такие судьбы – о некоторых впору кино снимать! О благоустройстве, о проблемах, о преступности, о животных. Мне интересно всё. Каждый газетный номер, и это правильный ход с вашей стороны, выстроен так, чтобы были разнообразные публикации. Поэтому и получается – воспринимается с интересом абсолютно всё.
В отличие от интернетного телеграфного стиля, здесь – и подробные интервью, и очерки, и репортажи. Всё подаётся по-разному. Для меня – увлекательно.
Статьи Алёны Тоторовой читаю, не отрываясь. Особенно запомнились – о путешествиях и о жизни на Севере. История с картошкой чего стоит, когда она, зная лишь «мыльную» северную, здесь, в Хакасии, в суп отправила рассыпчатую Адретту… одновременно с мясом. Понятное дело, что картофеля в супе не обнаружила и вскоре по достоинству оценила один из вкуснейших сортов, который хорошо плодоносит в нашем климате.
Марина Задорожная с такой любовью и тоской рассказывала о своей бабушке, о голоногом деревенском детстве. О том, как оценки одноклассники стирали бритвочкой. И я так делала! А с каким упоением я, что родом тоже из деревни, через её строчки ощутила запах свежего белья, занесённого с мороза, застывшего коркой, в тепло! Такое не забывается, это в генетику, что ли, впечатывается и остаётся на всю жизнь.
У Валентины Корзуновой познавательные, деловые статьи – зачитаешься. Вникаю, как перехитрить мошенников, других предупреждаю. А взять угольные темы. Где я и где – разрезы? Однако мне и это надо, молодым самое важное цитирую, горжусь сильными предприятиями. Для обычного, простого человека это тоже важно.
Иной раз захвораю, не схожу в Дом быта, в корпункт, за газетами – не успокоюсь от мысли, что две газеты пропущены, не прочитаны.
В особой папке знаете, что храню? Статьи о путешествиях. О туристических возможностях Хакасии, России. Читаю и представляю, как было бы здорово самой отправиться по следам авторов, воочию увидеть то, о чём читаю. И порой мечты сбываются!
Спонтанной получилась поездка на Алтай, на озеро Яровое. Вода в нём горько-солёная, грязи лечебные. Войдёшь – и плыть невозможно, такая концентрация соли.
Моя дочь с зятем легки на подъём, я немало колесила с ними в поисках приключений. И всякий раз, оказавшись в новом месте, тороплюсь вместе с внучкой в музеи. Сколько же там бесценной информации, ответов на вопросы, открытий.
По пути на Алтай заезжали в Кемерово, побывали в Кузбасском ботаническом саду. Узнали, что он самый молодой в России, там проводят эксперименты с растениями, с землёй. И это просто красивое место, где расцветает душа.
Побывали в парке Ангелов, созданном в память о жертвах пожара в торговом центре «Зимняя вишня», да и просто бродили по городу, чтобы составить о нём представление. Такой у меня характер – пока всё не посмотрю, не успокоюсь.
- Алтай оправдал ожидания?
- Конечно! Огромная территория, множество достопримечательностей, как и в Хакасии. За один день не объедешь. Развлечения тоже есть, и немало. Чего стоит самый большой в Сибири аквапарк под открытым небом! Несколько бассейнов, замысловатые серпантины горок. Заходили туда с внучкой в 8 утра и в 8 вечера выходили. Катались так, что слышали о себе: «Смотрите, как бабушка с внучкой летают с гор!»
Нашли и несолёные озёра. Впечатлили огромные солнечные часы. С глубоким смыслом. Смотришь, как время – тиик,тиик…
Настоящий южный городок.
Квартиру сняли удачно, понимая, что чем ближе к центру, тем громче музыка, шум праздников. Мы устроились несколько поодаль, чтобы спокойно отдыхать после шумных дней и ярких впечатлений.
Съездили на розовое озеро, это было великолепное зрелище, а ещё там соль добывают, вагончиками перевозят. Разулась, шла босиком, потом было так легко ногам. После я увидела репортаж об этом водоёме, оказывается, там живут рачки, они и дают особенный цвет.
Выполнили программу, которую предложили дочь с зятем, и тогда я им говорю: «Если я не побываю в Горно-Алтайске, я отсюда не уеду. Отвезите меня!»
Дело в том, что читала статью в «Черногорском рабочем» об этом городе: там и музей, и овечки бегают по домам. После прочтения в сердце затаилась мечта.
Зять сдался, пришлось везти тёщу, хотя речь шла о расстоянии километров в 800.
Приехали ночью, растерялись, но по объявлениям ночлег нашли быстро. Встала чуть свет, пока все ещё спали, и отправилась искать интересности. Город Горно-Алтайск небольшой, очень красивый. Удивило, что возле домов не просто цветники, а практически повсюду – роскошные гортензии. А рядом может быть просто лесная трава, но всё это в обрамлении природы настолько красиво. Город тихий, ухоженный.
Звоню мужу – ищи у меня в столе газеты отложенные, там статья о Горно-Алтайске… Хозяйка квартиры успокоила, что здесь легко и просто можно всё найти. И в первую очередь, конечно же, посоветовала сходить в музей.
Нашла его быстро, ждала час, пока он откроется. А потом три часа там находилась и не было никакого желания уходить.
Там и о садоводстве, и о том, как начинали выращивать овощи. Понравилась система аудиогидов, когда, если не успеваешь за обычными экскурсоводами, надеваешь наушники и слушаешь истории экспонатов.
Впечатлила коновязь и рассказ о ней. Оказывается, если даже в междоусобицах всю деревню сжигали, коновязь - не трогали.
Пришла к родным: «Вам обязательно надо в этот музей!» Пока они думали, подхватила внучку – и туда. Снова купила билеты, и опять с головой – в историю, далёкую и близкую.
Озадачила зятя: «Так, где-то здесь по стенам домов бегают овечки, в газете писали!» Тот: «Где я это буду искать?»
Ничего, нашли! На пятиэтажке овцы сделаны так, будто поднялись на стену. Настолько это выглядит и реально, и необычно. Для других пример. Меня эти овечки в город заманили, 800 километров от озера ехали, чтобы их посмотреть!
Зять, дочь тоже были впечатлены. Но я бы не добралась до них, не увидела, если бы не читала статью! Спасибо «Черногорскому рабочему»!
К слову, внимательно читаю о путешествиях Артёма Бражникова из библиотеки.
- Что остаётся от поездок?
- Впечатлений вагон. Счастье, мечты о новых приключениях.
- Выходит, газета зовёт в дорогу. А что за история с вашей собакой, о которой вы рассказывали в корпункте нашим сотрудникам?
- Я похоронила одну собачку, которая прожила 16,5 лет. Вторую завела снова маленькую, хотя не хотела брать, очень было больно. Обычную, не породистую. Представляете, она с дачи приходила домой. Я на велосипеде, а она с КСК на Космонавтов могла убежать одна. Муж звонит: «Машка дома!»
Но и её не стало. Я родным говорю: «Всё, ни одной собаки! Сколько можно хоронить, не могу больше»! Проходит пара месяцев – через дорогу бежит маленькая собачка, её увидел зять, привёз на дачу. Она блохастенькая, ну да ничего, обработали, назвали Диной.
В апреле была Пасха, приехали с Динкой к детям в дом. Сняли с друга поводок, и она… убежала. Выходили с фонариком искать – бесполезно. Утром искали, всю неделю жили в напряжении – разыскивали. И в окрестностях улицы Садовой, и дальше. Было очень жарко, нигде – ни лужицы. На работу я приходила, как чумная. В какой-то день решила написать объявление в газету, опубликовали.
И о, чудо! Позвонила женщина – с тем, что видела похожую собачку, мол, она побежала на кладбище. Столько там дорог… Звонок снова – собака, мол, на кладбище. «Хотите, мы вас туда отвезём? Я сама собачница, понимаю вас». Привезли люди добрые, показали, где видели. Я: «Дина, Дина!» И она выходит. Я ей: «Что ты здесь делаешь?» Схватила и всем пообещала, что больше никогда её не потеряю.
Пришла на работу – там вздохнули с облегчением – я наконец-то улыбалась, душа пела.
Собаки – они всё понимают. Представляете, как я благодарна газете и добрым людям?
- А ещё зятю!
- Да, да! Пенсия небольшая, но есть дочь и зять, я с ними - прицепом. Подруги говорят: а нельзя к твоему зятю и нам прицепиться?
- Когда семья вместе – большое дело.
- Точно! Тем более, когда муж - Валера, зять Валера и внучка Валерия. Внука зовут Алексей, однако он тоже в нашей команде.
Марина КРЕМЛЯКОВА