
Музей мировой погребальной культуры. Оказывается, есть такой, причём в Сибири, точнее – в Новосибирске. Там побывал наш давний знакомый, главный специалист по маркетингу Центральной городской библиотеки Артём Бражников.
Почему вдруг путь лёг в такое место, которое не предполагает лёгкого времяпровождения, развлечений, которых так хочется в поездках, и что интересного он увидел в необычном музее – об этом наш разговор.
- Обычно, когда уезжаю в отпуск, «охочусь» за достопримечательностями региона, в который отправился. Цепляют, конечно же, прежде всего музеи как хранители культуры, истории, где можно вживую познакомиться с различными предметами быта, костюмами, окунуться в атмосферу прошлого.
Есть стандартные музеи, а есть необычные, сконцентрированные на определённой тематике. На этот наткнулся случайно. Оказалось, это музей, который известен в мире, сюда специально приезжают туристы «со всех волостей». В России такой музей единственный.
- Почему стала интересной эта тема, какие мысли посещали накануне?
- Было любопытно, почему создатели музея выбрали такое направление и чем там могут удивить, причём не в одном, а в нескольких выставочных павильонах. Да, есть в разных музеях выставки, стенды, посвящённые истории захоронений, традициям погребений. Видел посмертные маски, макеты построек, где покоились знатные люди. Есть макеты курганов - захоронений и в Хакасии. Но это лишь малая часть от всех экспонатов того или ионого музейного пространства. А тут развили исключительно данную тему. Была интрига: что там такого может быть, чего нет в других музеях?
- Ожидания оправдались?
- Это было шикарнейше. Масса новой информации, море эмоций.
Основатель музея – промышленник Сергей Борисович Якушин. Он построил первое здание, собрал первые экспонаты. Сравнительно недавно его не стало, но дело живёт.
Поразило, что музей находится на территории действующего крематория (здание крематория небольшое, одноэтажное), и эта территория до безумия красива. Она сделана в парковом стиле, к слову, площадью – примерно, как наш городской парк. Вокруг деревья, зелень, стелы, статуи. Музей – за городом, из Новосибирска нужно ехать в течение часа-полутора. Несмотря на это музей пользуется бешеной популярностью. Записаться туда на экскурсию дорогого стоит, не всегда получается. Но можно прийти в любой день без экскурсовода. Единственное, просто смотреть на экспонаты явно недостаточно. Хочется объяснений, истории объектов показа.
Нам повезло. У нас с друзьями не получилось записаться на экскурсию, но мы встретили организованную группу и как бы невзначай присоединились к ней, шли рядом и внимательно слушали экскурсовода.
- Что больше всего поразило?
- Оказывается, в определённый период времени погребальные действия стали частью искусства.
Выставка начинается с экспонатов викторианской эпохи, со времени правления английской королевы Виктории (1837-1901 г г.). Она во всём устанавливала правила, требования, видимо, это послужило отправной точкой для установления правил поведения и после смерти близких. После преждевременной кончины супруга она держала траур 40 лет. А первые три года пребывала в полном трауре.
Вскоре ею были выработаны ритуалы для скорбящих семей. Из этого процесса она создала искусство, разработала систему норм и правил, как должны проходить дни в трауре. Какие костюмы следует при этом носить, как это делать. Какие использовать шляпки, аксессуары. И даже – из каких тканей должна быть одежда, каких цветов для каждого периода скорби. Сначала это был глубокий чёрный, но со временем допускались другие цвета.
В мире стали подражать подобному ходу вещей, викторианскому стилю поведения после ухода людей из жизни, привнося в процесс собственные детали.
Всё это продолжалось до того, как в данной теме проявила себя другая основоположница скорбной моды - знаменитая француженка Коко Шанель. Она испытала много трагических утрат и пришла к тому, что викторианский стиль для неё не подошёл. В определённый период времени перед ней встал вопрос, как превратить женщину в трауре в красивую женщину. Чтобы она была не просто закрытой, как монашка, и сгорбленной под грузом обрушившегося несчастья. А красивой, стильной, модной, изящной. Она ввела небольшие шляпки с вуалями. Были позволены брюки. Кроме того, были введены детали одежды для женщин, которые впоследствии стали использовать не только как элементы траура, но и как предметы самообороны. К примеру, предложила много различных острых шпилек.
- Такие властвовали времена!
- Да, женщины особого права голоса не имели, а когда они оставались без второй половины, необходимо было как-то защищаться. Был период, когда считалось, что женщина в трауре – одна из слабейших, своего рода лёгкая добыча. Она потеряла кормильца семьи, обессилена страданиями.
Поэтому Коко Шанель ввела предметы для защиты. Ими могли служить кольца, перстни. В них хранились, как правило, волосы умершего, его портрет в миниатюре. А в случае необходимости они могли стать предметами самообороны. Она же ввела моду на остроконечную обувь и многое другое, чтобы элегантно выглядеть и в то же время не дать себя в обиду. Вееры стали делать не просто как элемент украшения или практичный предмет, их ручки выполняли с остриём на конце, либо в сложенном виде они напоминали дубинку.
Словом, многие элементы одежды были для защиты.
- В такой момент – ещё и выглядеть красиво…
- А потому что женщина спустя некоторое время после потери кормильца должна была выйти замуж, найти достойного человека. Одной справляться было трудно, тем более, если надо было поднимать детей. Уже на момент траура женщина должна была привлекать потенциальных будущих спутников жизни.
Если королева Виктория выступала за траур от десяти лет и больше, то Коко Шанель полностью отвергла это. Мужчина по правилам этикета ходил в трауре максимум полгода. Коко уравняла в правах женщин и мужчин в отношении дней скорби и соответствующей одежды в эти дни.
Траурный костюм стали дополнять широкими перьями, различными украшениями. Но, конечно, всё это – в определённом, сдержанном формате, чтобы соответствовало случаю. Одежда теперь создавалась с учётом реалий того времени. Многое дошло до сегодняшних дней.
- Что ещё впечаталось в память?
- Экспонаты пушкинского уголка. Мы привыкли, что такие уголки представляет литература великого поэта. А там представлено всё, что относится к последним дням жизни Александра Сергеевича. То есть копии писем его друзей, дневники, его записки и письма после дуэли с Дантесом, когда он медленно и мучительно умирал. Что писал, о чём думал – вот что поставлено во главу угла. Есть воспоминания его друзей после смерти поэта.
Плюс к тому выставлены элементы одежды той поры, когда жил Пушкин.
- Талантливый поэт, драматург и прозаик, каковы его мысли о вечном? Без сомнения, интересно.
- Когда человек умирает и понимает, что его ничто не спасёт, он по-иному смотрит на жизнь, наверняка многое переоценивает. Через слова великого поэта это особенно ярко и зримо можно понять.
В этом же павильоне организаторы постарались раскрыть и тему детской смерти. Рассказывается, как родители относились к этому, как они превозмогали боль утраты. Многие семьи не могли отпустить от себя детей, нередко мамы заказывали куклы, похожие на их детей, нянчили их, играли. Представлено несколько кукол, часть из них настоящие. Есть игрушки с прахом детей. Их хранили дома, не могли отпустить.
- Итак, в первом здании музея вас познакомили с эпохами, когда погребальные действия обратили в искусство.
- Дальше тоже было очень интересно. К примеру, одна из экспозиций была посвящена теме отношения к телу после смерти. Мы привыкли к традиционным похоронам. Однако многие завещают кремирование, с условием, чтобы прах был развеян в оговорённых местах либо где-то хранился. Заказывают урны из различных материалов для хранения праха. В музее – многое об истории данных урн.
Запомнилось, что повсюду, где разрешено кремирование людей, в законах оговорено: если урну с прахом предполагается закопать в землю, она должна быть изготовлена из материалов, которые через пять-шесть лет разложатся в земле, и прах уйдёт в землю.
А вот для хранения разрешается любой материал для урн. Мы увидели возле крематория плиты, в которых урны – под стеклянными колпаками.
Рядом лавочки, цветы. И очень много туристов, которые только успевают делать фотографии.
Кроме того, во втором павильоне - вариации на тему отношения к загробному миру в различных культурах – китайской, еврейской, буддистской, христианской. Используются разные формы гробов. Любопытно было узнать, как хоронили на древней Руси, до возникновения христианства. Обряды длились долго, неделями либо месяцами, в некоторых регионах умершего возили по всем родственникам. Деревни, словно обособленные маленькие государства, находились на больших расстояниях одна от другой, дорога занимала много времени.
И в каждой деревне были разные традиции погребения. К единому знаменателю, однако, со временем пришли, были установлены христианские правила обряда.
К вере и к погребальным традициям в нашей стране стали относиться трепетно в период Великой Отечественной войны. Это стало переломным моментом для возврата к вере, погребальные обряды стали рассматривать как переход в другой мир.
В военное время необходим был крепкий моральный дух, как, впрочем, он необходим и сейчас…
Как бы ни была страшна война, но она сыграла ключевую роль, переломила хребет воинственному атеизму. В музее много интересного об этом, в развитии. Рассказано, как день за днём, этап за этапом возрождалась вера.
Большой акцент в музее сделан на советский период.
В этом же павильоне – всё о том, как относились к смерти, какими представляют потусторонние миры в разных религиях, от древности до сегодняшних дней.
- Увидели во всём этом что-то общее у всех?
- Да. Присутствие веры в жизнь после смерти. В то, что мы не уходим в никуда, а попадаем в другой мир. По-разному относились к роли богатства в потустороннем мире. Вспоминаем Египет, когда жрецов хоронили со златом-серебром. А в Хакасии знать хоронили с прислугой, собаками, украшениями, чтобы всё это у них было и «там».
Кроме того, запомнилась, понравилась экспозиция о том, как смерть влияет на нашу жизнь, то есть о работе врачей, об их изучении тел умерших во благо жизни. Благодаря этому случился период величайших научных врачебных достижений. Этим занимались многие древние лекари, но подпольно, в нарушение законов своей веры.
Это было важно и для изучения непосредственно человека, и для изучения болезней с целью их побеждать, продвигаться в их излечении.
Там есть несколько медицинских шкафов, которые мы можем видеть в фильмах ужасов. Глаз, мозг… В итоге – смысл в том, чтобы смерть помогала кому-то жить дольше.
Кроме того, в музее представлен макет, на котором изображены все известные физические проявления заболеваний. На одном теле! Указаны точки, и можно прочесть о болезни либо традиционным способом, либо в электронном варианте через куар-код, либо посредством аудиоэкскурсии.
При входе во второй павильон представлена экспозиция «Смерть как искусство». К примеру, есть люстра из черепов, костей, броши из волос. Кроме того, представлена композиция с черепом и спичкой. Она ярко загорается и быстро затухает. Всё это на фоне плаката «Берегись!»
- Жизнь скоротечна, умей ловить каждый момент - таков смысл.
- Да. И наслаждайся тем, что имеешь.
- Видимо, именно это – в основе смысловой нагрузки всей этой затеи. Чему посвящён третий павильон?
- Тому, как именно провожают в последний путь представители разных культур. Акцент – на то, с помощью чего провожали. Например, викинги укладывали умершего в лодку, отпускали по течению и огненными стрелами попадали в неё, чтобы она сгорела на водной глади.
Была лодка-хорона, перевозящая из мира живых в мир мёртвых.
Королева Виктория ввела правило провожать усопших на каретах, запряжённых чёрными лошадьми с перьями.
Представлены катафалки (автомобили) разных марок, годов выпуска.
Суть в том, что человек умер, но это – торжество вечности, он рождается в другом мире заново.
Представители разных культур настаивают, что это благо – возродиться после смерти в другом мире. Это печально, но ничего не заканчивается.
Переходя от павильону к павильону, рождались мысли:
- Трагические события нужно пройти достойно, не упасть, не потерять себя, думать о будущем.
- Что стоит взять из богатейшего опыта, в который вы углубились?
- Уход близких - это не повод для застолий и пиршеств на могилах либо дома за обильно накрытыми столами. Это не повод выпить. Это другое. Свеча в Храме, свет в душе.
Я сам себе говорю, что смерть – это не конец, а начало другого, нового пути. Потерять близкого – трагедия. Но это не повод уходить в себя. Ушедший остался в нас, в своих детях, внуках. В своих делах, трудах, своём искусстве.
Это повод жить дальше. Ничего нельзя вернуть, надо жить своей жизнью, наслаждаясь каждым мгновением. Не жить прошлым. Да, перед родными ушедших – стена, беда, боль. Но её надо преодолеть. Ты должен это сделать, должен многое после себя оставить.
- Легко сказать, трудно сделать. Однако – да, надо преодолеть себя.
- Вспоминая музей, понимаю, что после его посещения захотелось жить ярче, быть активнее, как можно больше успеть.
Марина КРЕМЛЯКОВА,
фото Артёма Бражникова